Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:43, лекция

Описание работы

Финансы и финансовая система государства
Государственный бюджет и его структура
Налоги и налогообложение
Другие источники дохода государственного бюджета
Расходы государственного бюджета
Бюджетный дефицит и способы его финансирования
Государственный долг и его последствия

Работа содержит 1 файл

Финансовая+система+государства.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

     Каким образом государство производит общественные блага? Конечно же, необходимость государственного участия не означает, что правительство или парламент будут сами производить все эти блага. Задача государства - оплатить с помощью собранных денег производство общественных благ. Государство как бы покупает общественные блага и предоставляет их для потребления населению.

     Кто же производит общественные блага? - Это могут быть обычные фирмы, которые занимаются производством подобных благ и продажей их на рынках потребителям. Государство просто появится на этих рынках в качестве покупателя и купит необходимые блага (например, питание для армии, электричество или керосин для маяка и т. д.). Фирмам, которые занимаются созданием металлических конструкций, государство может заказать детали для будущего моста через реку.

     Но  некоторые общественные блага или  их "запчасти" нужны только правительству, и поэтому спрос государства на эти блага приводит к появлению фирм, которые работают только на государство. Например, это может быть производство вооружения или строительство дорог (если фирмы и население не предъявляют спрос на эти блага).

     Таким образом, правительство тратит деньги на рынках различных благ. Эти деньги превращаются в выручку различных фирм (точно так же, как и деньги, потраченные населением) и выплачиваются в виде доходов.  

     Перераспределение доходов

     Другой  важной функцией государства является оказание помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются. Для этого тоже используются деньги бюджета, которые выплачиваются представителям этих слоев в виде пенсий, стипендий, пособий или каких-либо других выплат.

     В отличие от расходов на общественные блага выплаты пенсий, стипендий  и пособий не создают непосредственный спрос на готовые блага, а формируют доходы различных людей. При этом происходит перераспределение доходов в хозяйстве, так как часть доходов одних людей изымается и передается другим людям. Получатели трансфертных платежей направляют эти деньги на рынки потребительских благ и создают спрос на готовые блага.

     Выплаты из бюджета, создающие  доходы людей, называют трансфертными платежами (или просто трансфертами).

     Слово "трансферт" происходит от лат. transferre - "переносить" и означает переход денег, ценных бумаг или имущества от одного владельца к другому.

     Трансферты  изменяют структуру совокупного  спроса, так как в результате этого  перераспределения деньги тратят другие люди с другими потребностями.

     Предположим, что налоги, уплаченные инженером, пошли  на выплату пособия молодой матери. Если бы эти деньги потратил сам инженер, то, возможно, он купил бы духи своей жене или цветные карандаши для своей дочери. Но эти деньги тратит другой человек - молодая мама, которая решит приобрести другие блага (например, молоко или ползунки). Поэтому перераспределение доходов оказывает влияние на структуру потребления и, следовательно, производства.

     Содержание государственного аппарата

     Кроме создания общественных благ и перераспределения  доходов правительство вынуждено осуществлять расходы на содержание государственного аппарата.

     Любой государственный аппарат представляет собой организацию чиновников с  массой вспомогательных "орудий производства" - кабинетами, телефонами, папками и т. д. Заработная плата чиновников и деньги на приобретение "орудий производства" тоже выплачиваются из бюджета. Этих расходов на заработную плату и "орудия производства" требуют все ветви государственной власти (которые мы рассмотрим подробнее в следующем параграфе): 1) законодательная власть, принимающая "правила игры" для всех членов общества (включающие хозяйственное законодательство); 2) судебная власть, следящая за исполнением этих правил игры и осуществляющая наказание нарушителей; 3) правительство, непосредственно отвечающее за бюджет, его наполнение и расходование.  

     Счет  доходов и расходов

     Итак, бюджет имеет несколько источников дохода и несколько способов расходования полученных денег. Чтобы получить наглядное представление о том, откуда были получены и куда направлены деньги, все эти источники и статьи расходов можно изобразить в виде одного счета (рис. 2).

Рис. 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

(данные уточненного бюджета РК за 2008 год)

        ДОХОДЫ, млрд. тенге

        4050

        Налоги 2830
        • Подоходный налог с фирм
        945
        • Подоходный налог с граждан
        252
        • Социальный налог
        255
        • НДС
        750
        • Акцизы
        61
        Неналоговые поступления  66
        Доходы  от продажи имущества  80
        Трансферты  из Нацфонда 1074

        РАСХОДЫ, млрд. тенге

        4410

        Общественные  блага  
        • Внешняя безопасность
        186
        • Внутренняя безопасность
        272
        • Государственное управление
        227
        • Здравоохранение
        367
        • Образование
        578
        Трансферты  из бюджета  
        • Пенсии
        364
        • Пособия
        174
        Чистые  бюджетные кредиты 43
        Покупка финансовых активов 930

        ДЕФИЦИТ, млрд. тенге

        - 360

 

     Что будет, если правительство истратит не все деньги? В этом случае в  бюджете останутся неистраченные деньги в виде бюджетного излишка. Государство сможет потратить эти деньги в будущем, а если излишек наблюдается в бюджете постоянно, государство может уменьшить налоги с населения.  

    6. Бюджетный дефицит и способы его финансирования

     Но  правительство может  решить истратить  деньги в большем  количестве, чем оказалось  в бюджете. В этом случае возникает бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами. Противоположная ситуация, т. е. превышения доходов над расходами, называется бюджетным профицитом (излишком).

     Дефицит государственного бюджета  представляет собой нарушение равновесия в рамках основного финансового плана государства. Расходы в этом случае превышают сумму собираемых правительством доходов. Следует отметить, что достижение равновесного состояния бюджета на протяжении длительного времени считалось одной из главных экономических задач государства. Нарушение бюджетного равновесия в разных странах происходили лишь в периоды ведения войн и тяжелых кризисов.

     Формирование  с конца 30-х гг. XX в. кейнсианской концепции регулирования изменило подход правительства к проблеме дефицита бюджета. Кейнсианская теория сделала ставку на использование в процессе регулирования, в первую очередь, системы государственных финансов (а не денежно-кредитной политики). Основной инструмент воздействия на экономические параметры, при этом, - государственные расходы (осуществляемые в форме социальной поддержки занятых - с целью обеспечения более высокого совокупного спроса). С этих пор, дефицит госбюджета стал рассматриваться как вполне допустимое экономическое явление. В этом проявились издержки социального выравнивания.

     На  протяжении ряда десятилетий (примерно до середины 1970-х гг.) бюджетный дефицит стал традиционным явлением во многих развитых странах. Однако высокий дефицитный бюджет негативно влиял на инфляцию. Поэтому постепенно сложилось представление о нормативном уровне данного показателя: в пределах не более 3% от валового внутреннего продукта страны (далее ВВП). При новом прогнозе цены на нефть, по оценке Минэкономики Казахстана, дефицит бюджета в 2009 году составит 571 миллиард тенге или 3,4% ВВП, в 2010 году  - 658  миллиард тенге или 3,5% от ВВП. В 2008 году он составлял 2,1% от ВВП. 

     Виды  дефицитов государственного бюджета

     Первичный дефицит - это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

     Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактическими доходами и расходами правительства.

     Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения, если бы в экономике наблюдалась бы полная занятость.

     Циклический дефицит - это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла.  

     Суть  дефицита бюджета

     Сбережения (S) и чистые налоги (Т), т. е. налоги с  предприятий и населения за вычетом  трансфертов (субсидий и помощи), - это  «утечки» в кругообороте доходов и расходов на макроэкономическом уровне, а инвестиции (I) и государственные расходы (G) – это поступления или «инъекции».

     Следовательно, если в условиях макроэкономического  равновесия сумма «утечек» должна быть равна сумме «инъекций», то получаем:

     S + Т= I + G       (1)

     Отсюда  следует, что

     S – I = G – T       (2)

     Правая  часть уравнения: превышение расходов бюджета (G) над его налоговыми поступлениями (T) есть дефицит бюджета, а левая – чистые сбережения в экономике.

     Следовательно, при отсутствии дефицита бюджета (G=T), совокупные сбережения в экономике равны совокупным инвестициям (S=I). Если же в экономике есть дефицит государственного бюджета, то инвестиции не равны сбережениям (I ≠ S).

     Это уравнение можно представить  в следующем виде:

     S = I + (G – T)          (3)

     Следовательно, совокупные сбережения в экономике  расходуются на инвестиции и покрытие дефицита бюджета. То есть рост дефицита государственного бюджета уменьшает возможности для использования сбережения в инвестиционных целях (эффект вытеснения инвестиций).  

Информация о работе Финансовая система государства