Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:43, лекция
Финансы и финансовая система государства
Государственный бюджет и его структура
Налоги и налогообложение
Другие источники дохода государственного бюджета
Расходы государственного бюджета
Бюджетный дефицит и способы его финансирования
Государственный долг и его последствия
Каким образом государство производит общественные блага? Конечно же, необходимость государственного участия не означает, что правительство или парламент будут сами производить все эти блага. Задача государства - оплатить с помощью собранных денег производство общественных благ. Государство как бы покупает общественные блага и предоставляет их для потребления населению.
Кто же производит общественные блага? - Это могут быть обычные фирмы, которые занимаются производством подобных благ и продажей их на рынках потребителям. Государство просто появится на этих рынках в качестве покупателя и купит необходимые блага (например, питание для армии, электричество или керосин для маяка и т. д.). Фирмам, которые занимаются созданием металлических конструкций, государство может заказать детали для будущего моста через реку.
Но некоторые общественные блага или их "запчасти" нужны только правительству, и поэтому спрос государства на эти блага приводит к появлению фирм, которые работают только на государство. Например, это может быть производство вооружения или строительство дорог (если фирмы и население не предъявляют спрос на эти блага).
Таким
образом, правительство тратит деньги
на рынках различных благ. Эти деньги превращаются
в выручку различных фирм (точно так же,
как и деньги, потраченные населением)
и выплачиваются в виде доходов.
Перераспределение доходов
Другой важной функцией государства является оказание помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются. Для этого тоже используются деньги бюджета, которые выплачиваются представителям этих слоев в виде пенсий, стипендий, пособий или каких-либо других выплат.
В отличие от расходов на общественные блага выплаты пенсий, стипендий и пособий не создают непосредственный спрос на готовые блага, а формируют доходы различных людей. При этом происходит перераспределение доходов в хозяйстве, так как часть доходов одних людей изымается и передается другим людям. Получатели трансфертных платежей направляют эти деньги на рынки потребительских благ и создают спрос на готовые блага.
Выплаты из бюджета, создающие доходы людей, называют трансфертными платежами (или просто трансфертами).
Слово "трансферт" происходит от лат. transferre - "переносить" и означает переход денег, ценных бумаг или имущества от одного владельца к другому.
Трансферты изменяют структуру совокупного спроса, так как в результате этого перераспределения деньги тратят другие люди с другими потребностями.
Предположим,
что налоги, уплаченные инженером, пошли
на выплату пособия молодой
Содержание государственного аппарата
Кроме
создания общественных благ и перераспределения
доходов правительство
Любой
государственный аппарат
Счет доходов и расходов
Итак, бюджет имеет несколько источников дохода и несколько способов расходования полученных денег. Чтобы получить наглядное представление о том, откуда были получены и куда направлены деньги, все эти источники и статьи расходов можно изобразить в виде одного счета (рис. 2).
Рис. 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
(данные уточненного бюджета РК за 2008 год)
|
Что
будет, если правительство истратит
не все деньги? В этом случае в
бюджете останутся неистраченные деньги
в виде бюджетного излишка. Государство
сможет потратить эти деньги в будущем,
а если излишек наблюдается в бюджете
постоянно, государство может уменьшить
налоги с населения.
6. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
Но правительство может решить истратить деньги в большем количестве, чем оказалось в бюджете. В этом случае возникает бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами. Противоположная ситуация, т. е. превышения доходов над расходами, называется бюджетным профицитом (излишком).
Дефицит государственного бюджета представляет собой нарушение равновесия в рамках основного финансового плана государства. Расходы в этом случае превышают сумму собираемых правительством доходов. Следует отметить, что достижение равновесного состояния бюджета на протяжении длительного времени считалось одной из главных экономических задач государства. Нарушение бюджетного равновесия в разных странах происходили лишь в периоды ведения войн и тяжелых кризисов.
Формирование с конца 30-х гг. XX в. кейнсианской концепции регулирования изменило подход правительства к проблеме дефицита бюджета. Кейнсианская теория сделала ставку на использование в процессе регулирования, в первую очередь, системы государственных финансов (а не денежно-кредитной политики). Основной инструмент воздействия на экономические параметры, при этом, - государственные расходы (осуществляемые в форме социальной поддержки занятых - с целью обеспечения более высокого совокупного спроса). С этих пор, дефицит госбюджета стал рассматриваться как вполне допустимое экономическое явление. В этом проявились издержки социального выравнивания.
На
протяжении ряда десятилетий (примерно
до середины 1970-х гг.) бюджетный дефицит
стал традиционным явлением во многих
развитых странах. Однако высокий дефицитный
бюджет негативно влиял на инфляцию. Поэтому постепенно
сложилось представление о нормативном
уровне данного показателя:
в пределах не более 3%
от валового внутреннего
продукта страны (далее
ВВП). При
новом прогнозе цены на нефть, по оценке
Минэкономики Казахстана, дефицит бюджета
в 2009 году составит 571 миллиард тенге или
3,4% ВВП, в 2010 году - 658 миллиард тенге
или 3,5% от ВВП. В 2008 году он составлял 2,1%
от ВВП.
Виды дефицитов государственного бюджета
Первичный дефицит - это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.
Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактическими доходами и расходами правительства.
Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения, если бы в экономике наблюдалась бы полная занятость.
Циклический
дефицит - это разница между фактическим
и структурным дефицитом государственного
бюджета представляет собой следствие
колебаний экономической активности в
ходе делового цикла.
Суть дефицита бюджета
Сбережения (S) и чистые налоги (Т), т. е. налоги с предприятий и населения за вычетом трансфертов (субсидий и помощи), - это «утечки» в кругообороте доходов и расходов на макроэкономическом уровне, а инвестиции (I) и государственные расходы (G) – это поступления или «инъекции».
Следовательно, если в условиях макроэкономического равновесия сумма «утечек» должна быть равна сумме «инъекций», то получаем:
S + Т= I + G (1)
Отсюда следует, что
S – I = G – T (2)
Правая часть уравнения: превышение расходов бюджета (G) над его налоговыми поступлениями (T) есть дефицит бюджета, а левая – чистые сбережения в экономике.
Следовательно, при отсутствии дефицита бюджета (G=T), совокупные сбережения в экономике равны совокупным инвестициям (S=I). Если же в экономике есть дефицит государственного бюджета, то инвестиции не равны сбережениям (I ≠ S).
Это уравнение можно представить в следующем виде:
S = I + (G – T) (3)
Следовательно,
совокупные сбережения в экономике
расходуются на инвестиции и покрытие
дефицита бюджета. То есть рост
дефицита государственного
бюджета уменьшает возможности
для использования сбережения
в инвестиционных целях (эффект
вытеснения инвестиций).