Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:43, лекция
Финансы и финансовая система государства
Государственный бюджет и его структура
Налоги и налогообложение
Другие источники дохода государственного бюджета
Расходы государственного бюджета
Бюджетный дефицит и способы его финансирования
Государственный долг и его последствия
Пропорциональный
налог - это налог, при котором налоговая
ставка (процент) остается неизменной,
независимо от стоимости объекта обложения. К таким налогам, в частности,
относятся налоги на имущество предприятий
и физических лиц. Например, если налог
на имущество составляет 3%, то он абсолютная
сумма, выплачиваемая налогоплательщиком,
будет выше при росте стоимости имущества.
Если стоимость имущества 1000 тенге, то
он выплатит 30 тенге налога, а если стоимость
имущества 2000 тенге – то сумма налога
составит 60 тенге. Но, во всех случаях налоговая
ставка останется равной 3%.
Налоговые льготы
Это освобождение предпринимателей от уплаты части или всего налога в целях стимулирования того или иного рода деятельности. Существует определенный перечень льгот по каждому виду налога. Основными видами таких льгот являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.
При политике ускоренной амортизации сокращаются сроки окупаемости оборудования, так как амортизационные отчисления освобождаются от налогообложения. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль.
Инвестиционный
налоговый кредит представляет собой
отсрочку по платежам части налоговых
платежей на определенный срок. Право на нее имеют право
предприятия, проводящие научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы (НИОКР)
или техническое перевооружение производства.
Принципы налогообложения:
Функции налогов
Фискальная – это формирование доходов государства за счет изъятия части доходов частных лиц для предоставления общественных благ.
Регулирующая
- изменение качественных и количественных
параметров воспроизводства в целях стимулирование
роста общественного богатства. Она осуществляется
за изменения стимулов производителей
определенных отраслей экономики (налоговые
льготы и освобождения) и населения (величина
ставок налога на заработную плату и подоходного
налога). Высокий уровень налогов может
вызвать такие негативные эффекты, как
уменьшение экономической активности
населения, сокрытие доходов, теневой
бизнес.
Кривая Лаффера
Каков оптимальный уровень налоговой ставки? И существует ли он? Ответ на эти вопросы дает кривая Лаффера, которая описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в госбюджет.
Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, наиболее известного сторонника теории экономики предложения, стремление правительства пополнить казну, увеличивая ставки налогов, может привести к противоположным результатам (рис. 1).
Поступление налогов в госбюджет (Т) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат – предельная налоговая ставка (t). При росте ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0.
Отсюда, стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка. Ставка налога, изымающая весь доход, является ничем иным, как конфискационной, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «уходить в тень».
Если экономика находится в той области кривой Лаффераа которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок, вызывая стимулы к труду, сбережениям и инвестициям, расширению производства, приведут к увеличению доходов госбюджета за счет роста налогооблагаемой базы и уменьшения социальных выплат государства (по безработице). Повышение же налоговых ставок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например, в точке L.
Рис. 1
Кривая Лаффера
Перекладывание налогового бремени
Суть проблемы заключается в следующем: формальное и реальное бремя налогов не всегда совпадают. Как же это происходит? Оно обусловлено соотношением эластичности спроса и предложения на данное благо. При прочих равных условиях бремя налога смещается в сторону меньшей эластичности (спроса или предложения).
Личный подоходный налог. Врачи, адвокаты, частнопрактикующие преподаватели и т. п. могут поднять ставки за свои услуги. Тем самым налог будет переложен на тех, кто пользуется их услугами: ведь, например, спрос на многие виды врачебной помощи отличается низкой эластичностью, вы не сможете отказаться от услуг зубного врача, если вас одолела невыносимая боль.
Налог на прибыль корпораций. В некоторой своей части налог на прибыль корпораций может быть переложен на потребителей через более высокие цены.
Косвенные налоги: налог с продаж и акцизный налог. Основная масса налогов с продаж и акцизы перекладывается на потребителей через повышение цен. У потребителей нет больших возможностей переориентировать свой спрос на товары с более низкими ценами. Например, акцизы на бензин, табачные изделия, алкоголь с легкостью перекладываются их потребителей. Владелец автомобиля не станет вместо бензина заливать керосин, а любитель вина вряд ли сразу перейдет на виноградный сок.
Поимущественный
налог. Как правило, его уплачивают те,
на кого ложится формальное бремя налога:
налог на землю, на наследство, собственный
дом или квартиру не на кого переложить.
Но если вы те квартиру в аренду, то в таком
случае часть налогового бремени может
быть переложена на арендатора путем повышения
ставки арендной платы.
4. Другие источники дохода государственного бюджета
Кроме налогов у государства могут быть еще и другие источники дохода, которые связаны с его участием тем или иным образом в рыночной деятельности.
1. Государство может владеть фирмами и получать прибыль от их деятельности. Например, если в государственной собственности находятся фабрики по производству спичек, то вся прибыль этих фабрик будет поступать в бюджет.
Какими фирмами может захотеть владеть государство?
Во-первых, государство может установить государственную монополию (или регалию) на производство какого-либо блага и получать прибыль путем беспрепятственного повышения цены. Например, государство может владеть предприятиями, производящими спиртные напитки, и получать монопольную прибыль от продажи этого блага по высоким ценам. В принципе это аналогично установлению акциза на алкоголь.
Во-вторых, государство может брать под свой контроль фирмы, являющиеся естественными монополиями, например в сфере транспорта или связи. Правда, это делается для того, чтобы не допустить чрезмерного завышения цены этими монополиями, и поэтому на большой доход государство не может рассчитывать.
Более того, государство может становиться владельцем фирм в заведомо неприбыльной отрасли специально для того, чтобы оказывать им поддержку. Например, это могут быть детские дома, школы, больницы и т. д. Владение такими фирмами означает для государства расходы, а не доходы. А поддержку этих фирм можно рассматривать как отрицательный акциз на их деятельность.
2. Государство может объявить себя собственником всех природных ресурсов и взимать плату за их использование. Таким образом, рента будет не доходом какого-то частного владельца, а источником наполнения бюджета. Поскольку собственность на ресурсы не является священным правом отдельного лица, рента за использование природных ресурсов является вполне уместным видом дохода.
3. Государство может продавать государственное имущество. Например, если государство владеет какой-либо недвижимостью, оно может продать ее, чтобы получить за это деньги. Оно имеет возможность продать государственные предприятия, если это не связано с другими затратами. Если у государства есть запасы каких-либо драгоценностей (золота, драгоценных камней, произведений искусства) или ценных бумаг, оно тоже может продать их для получения денег. Кроме того, государство способно продавать в частную собственность природные ресурсы (например, землю), которые принадлежат всему обществу.
Вот
мы и перечислили
основные источники
наполнения бюджета.
В двух следующих
параграфах мы обсудим
возможные статьи
расходования бюджета, а также поведение
государства в случае превышения расходов
над доходами или наоборот.
5. Расходы государственного бюджета
Когда бюджет сформирован, образуется некоторая общая сумма денег, которая может быть потрачена на различные нужды. Давайте посмотрим теперь, с какими именно расходами связаны все эти нужды и какое влияние они оказывают на хозяйство.
Расходы на общественные блага
Общественные блага являются одним из главных направлений расходования средств бюджета.
Любое общественное благо требует двух видов расходов. Сначала требуются капитальные расходы, связанные с созданием капитального общественного блага. А потом необходимо постоянно совершать текущие расходы на содержание этого общественного блага. Например, для создания маяка нужно сначала затратить, например, 10 млн. тенге на постройку башни, установку фонаря и т. д. (капитальные затраты). А затем нужно регулярно тратить, например, 200 тыс. тенге на покупку энергии или топлива, зарплату смотрителю маяка и т. д. (текущие затраты). Соотношение капитальных и текущих затрат различается для разных общественных благ.
Некоторые виды общественных благ требуют очень небольших текущих затрат - например, хорошо построенная дорога, которую не нужно постоянно ремонтировать (если только не произошло стихийного бедствия).
Но некоторые виды общественных благ требуют больших текущих затрат - например, армия, которую нужно одевать и кормить, покупать новое вооружение, патроны, снаряды и т. д. Кроме этого, если вооружение необходимо постоянно совершенствовать, придется осуществлять расходы на научные исследования и технологические разработки нового оружия.
Большинство общественных благ требуют очень больших капитальных затрат, и поэтому государство не может за один год произвести все общественные блага, в которых нуждается население. Как вы уже знаете, капитальные блага создаются постепенно, и страна накапливает нужное ей количество благ "безопасность", "инфраструктура" и т. д. в течение длительного периода времени.
Поэтому каждый год государство может предпринимать только небольшое количество проектов по созданию новых общественных благ (новых дорог, маяков и т. д.), а остальные деньги должно направлять на текущее обслуживание уже существующих общественных благ (если не хочет, чтобы они вышли из строя).