Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:38, дипломная работа
Дипломная работа объемом страниц 102 страницы основного текста и страниц приложений
Объект исследования: пищеблок санатория-профилактория «Леневка»
Цель дипломной работы – проведение анализа прибыли и рентабельности предприятия общественного питания и пути их увеличения.
В дипломной работе произведена всесторонняя оценка прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», а также проведен анализ и оценка факторов влияющих на изменение этих показателей.
В работе использовались следующие методы анализа прибыли и рентабельности:
Способ приращения;
Факторный анализ методом цепных подстановок;
Факторный анализ методом абсолютных разниц.
В работе приведено описание объекта исследования, отражены сущность и задачи анализа прибили и рентабельности предприятия, оценено его финансовое состояние, определены факторы, влияющие на его динамику, предложены наилучшие пути и резервы увеличения прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», рассчитан экономический эффект от внедрения этих мероприятий, а также дан прогноз показателей прибыли и рентабельности на 2009 год.
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Прибыль производственного предприятия
Понятие, значение, виды и функции прибыли
1.1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли
1.1.3. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
1.1.4. Анализ распределения и использования чистой прибыли
1.2. Рентабельность производственного предприятия
1.2.1. Понятие рентабельности и его сущность
1.2.2. Показатели рентабельности
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Анализ технико-экономических показателей пищеблока санатория-профилактория «Леневка»
Анализ объемов производства (продаж) и ассортимента продукции (работ, услуг и т.д.)
Анализ прибыли предприятия общественного питания
Анализ валовой прибыли предприятия
2.3.2. Анализ прибыли от реализации товарной продукции
2.3.3. Анализ прибыли остающейся в распоряжении предприятия
2.4. Анализ рентабельности предприятия
2.4.1. Анализ рентабельности производства продукции
2.4.1.1. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
2.4.2. Анализ рентабельности издержек производства и обращения
Анализ рентабельности совокупного капитала (активов и пассивов) предприятия
ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
3.1.Повышение производительности труда работников предприятия
3.2. Резерв снижения затрат на производство продукции для дальнейшего повышения прибыли предприятия
Заключение
Проведем анализ основных факторов, влияющих на изменение прибыли от продажи товаров (услуг) и составим таблицу 2.3.1.2.
Таблица 2.3.2.2.
Анализ основных факторов, влияющих на изменение прибыли от продажи (услуг)
Основные факторы | Формулы решения | Расчет влияния основных факторов на прибыль | |
2008 год | 2009 год | ||
1. Изменение объема продаж продукции, работ, услуг. | (Тф. - Тпр.) * Рот реализ.пред.года. / 100 | (1010 × 2,14%) : 100% = 21,61 тыс. руб. | (399 × 2,61%) : 100% = 10,41 тыс. руб. |
2. Изменение валового дохода | (Увдф - Увдпр.) * Тф / 100 | (7273 × ( -1,13%)) : 100% = -82,18 тыс. руб. | (7672 × ( -1,24%)) : 100% = -95,13 тыс. руб. |
3. Изменение коммерческих и управленческих расходов | (Уиоф. - Уиопр.) * Тф / 100 | (7273 × (-1,6%)) : 100% =
-116,37
тыс.руб. |
(7672 × (-2,11%)) : 100%
= -161,88
тыс.руб. |
Общее влияние всех факторов | -176,94 тыс.руб. | -243,01 тыс.руб. | |
Индексная цепочка имеет вид: | Јn > Јт/об > Јио | 1,42 > 1,16 > 1,13 | 1,41 > 1,05 > 1,01 |
Таким
образом из таблицы видно что
на снижение прибыли от продаж повлияли
два фактора: это снижение уровня
валового дохода, и снижение уровня
издержек обращения. На увеличение прибыли
от продаж повлияло увеличение товарооборота
в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 1010
тыс.руб. и в 2009 году против 2008 года на 399
тыс.руб.
Прибыль, полученная на предприятии должна быть распределена по соответствующим направлениям: на оплату в бюджет, выплату налогов и т.д.
Анализируя распределения чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является: 1) - чистая прибыль, 2) коэффициент отчислений прибыли.
Анализ распределения и использования прибыли проводится в следующем порядке:
Таблица 2.3.3.1.
Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия
Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонение 2008 г. от 2007г. | Отклонение 2009 г. от 2008 г. |
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 |
1. Прибыль балансовая, тыс.руб. | 134 | 190 | 217 | +56 | +27 |
2. Налог на прибыль, тыс.руб. | 33 | 45 | 47 | +12 | +2 |
3.Прибыль,
остающаяся в распоряжении |
101 | 145 | 170 | +44 | +25 |
4. Прибыль направленная: | |||||
|
32,8 | 38,65 | 45,36 | +5,85 | +6,71 |
|
52,7 | 87 | 102,94 | +34,3 | +15,94 |
|
15,5 | 19,35 | 21,7 | +3,85 | +2,35 |
5. Доля в прибыли, % | |||||
|
32,5 | 26,7 | 26,7 | -5,8 | - |
|
52,2 | 60 | 60,55 | 7,8 | 0,55 |
|
15,3 | 13,3 | 12,76 | -2 | -0,54 |
Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле:
ДФн
(П) = ДПч × К0,
где: ДФн (П) - приращение фонда накопления (потребления) за счет изменения чистой прибыли;
ДПч - приращение суммы чистой прибыли;
К0 - коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.
Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножаем на базисный коэффициент отчислений в соответствующий фонд.
ДФн (П)2007г. = +44 × 0,325 = 14,3 - фонд накопления; | ДФн (П)2008г. = +25 × 0,267 = 6,68 - фонд накопления; |
ДФн (П)2007г. = +44 × 0,522 = 22,97 - фонд потребления; | ДФн (П)2008г. = +25 × 0,60 = 15 - фонд потребления; |
ДФн (П)2007г. = +44 × 0,153 = 6,73 – фонд соц. сферы. | ДФн (П)2008г. = +25 × 0,133 = 3,33 – фонд соц. сферы. |
На размер отчислений в фонды оказывают влияние, и изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. Уровень его влияния рассчитывается по формуле:
ДФн (К) = (К1 - К0) × Пч1 (2.3.3.2)
где: ДФн (К) - приращение фонда потребления (накопления) от изменения коэффициента отчислений;
К1, К0 - фактический и базисный коэффициенты отчислений в фонды потребления (накопления);
Пч1 - чистая прибыль за отчетный период.
ДФн (К)2007г. = (0,267 – 0,325) × 145 = -8,4 – фонд накопления; | ДФн (К)2008г. = (0,267 – 0,267) × 170 = 0 – фонд накопления; |
ДФн (К)2007г. = (0,60 – 0,522) × 145 = +11,31 – фонд потребления; | ДФн (К)2008г. = (0,6055 – 0,60) × 170 = +0,935 – фонд потребления; |
ДФн (К)2007г. = (0,133 – 0,153) × 145 = -2,9 – фонд социальной сферы. | ДФн (К)2008г. = (0,1276 – 0,133) × 170 = -0,918 – фонд социальной сферы. |
Из приведенных расчетов следует, что на уменьшение суммы отчислений в фонд накопления в 2008 году повлияло уменьшение коэффициента отчислений на 8,4, а на уменьшение отчислений в фонд социальной сферы также повлияло уменьшение коэффициента отчислений на 2,9. За счет влияния чистой прибыли отчисления в фонд накопления увеличились на 14,3, а в фонд соц. сферы на 6,73.
Изменения отчислений в фонд потребления в 2008 году увеличились за счет влияния чистой прибыли на 22,97 и за счет коэффициента на 11,31.
В 2009 году коэффициент отчислений в фонд накопления не изменился, отчисления в фонд потребления увеличились, а влияние чистой прибыли отчислений в фонд накоплений увеличились на 6,68, в социальной сфере на 3,33.
Изменения
в фонд потребления в 2009 году увеличились
за счет влияния чистой прибыли на 15 и
за счет коэффициента на 0,935.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Расчет основных показателей рентабельности произведем в таблице 2.4.1.
Таблица 2.4.1.
Анализ показателей рентабельности пищеблока санатория-профилактория
Показатели | Расчет | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Валовая маржа, % | Валовая прибыль/Выручка*100 | 53,54 | 52,41 | 51,17 |
Рентабельность продаж, % | Прибыль от продаж/Выручка*100 | 2,14 | 2,61 | 3,48 |
Коэффициент затрат | Себестоимость проданных товаров /Выручка | 0,46 | 0,48 | 0,49 |
Коэффициент управленческих и коммерческих затрат | Управленческие и коммерческие затраты /Выручка | 0,51 | 0,49 | 0,48 |
Рентабельность основной деятельности, % | Прибыль от продаж/Себестоимость реализации*100 | 4,6 | 5,49 | 7,13 |
Рентабельность активов, % | Прибыль до н/о и %/Активы*100 | 29,0 | 41,13 | 38,68 |
Рентабельность капитала собственного, % | Прибыль чистая/Капитал собственный*100 | 25,06 | 36,71 | 41,26 |
Коэффициент окупаемости собственного капитала, лет | Капитал собственный/Прибыль чистая | 3,99 | 2,72 | 2,42 |
Анализируя относительные показатели эффективности деятельности предприятия необходимо отметить наличие как положительных, так и отрицательных моментов. Так в 2008 и 2009 годах заметно возросла рентабельность продаж, ее величина составила чуть больше 3,5%, тогда как в 2007 году ее уровень составлял всего лишь 2%. Другим положительным моментом является сокращение доля коммерческих и управленческих расходов в общем объеме реализации, если в 2007 году их удельный вес был 51%, в 2008 – 49%, то в 2009 году всего лишь 88%.
Негативным моментом является повышение коэффициента затрат. Так в 2007- году на один рубль объема реализованной продукции приходилось 46 копеек затрат, в 2008 году данный показатель заметно увеличился до 48 копеек, и в 2009 году наблюдается еще повышение до 49 копеек.
Показатель рентабельности основной деятельности в 2009 году составил 7,13%, что, в общем-то, является неплохим результатом. Положительным моментом является значительное увеличение данного показателя по сравнению как с 2008 годом так и с 2007 годом.
Для
собственников предприятия
Характеризуя рентабельность активов можно также отметить положительную тенденцию данного показателя. Так показатель рентабельности активов за анализируемый период вырос с 29% до 38,68%.
Представим графически динамику изменения показателей рентабельности столовой санатория-профилактория «Леневка» на рис. 2.4.1.
Рис.2.4.1.
Динамика основных показателей рентабельности
пищеблока санатория-профилактория «Леневка»
за анализируемый период
2.4.1. Анализ рентабельности производства продукции
Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции.