Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:38, дипломная работа
Дипломная работа объемом страниц 102 страницы основного текста и страниц приложений
Объект исследования: пищеблок санатория-профилактория «Леневка»
Цель дипломной работы – проведение анализа прибыли и рентабельности предприятия общественного питания и пути их увеличения.
В дипломной работе произведена всесторонняя оценка прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», а также проведен анализ и оценка факторов влияющих на изменение этих показателей.
В работе использовались следующие методы анализа прибыли и рентабельности:
Способ приращения;
Факторный анализ методом цепных подстановок;
Факторный анализ методом абсолютных разниц.
В работе приведено описание объекта исследования, отражены сущность и задачи анализа прибили и рентабельности предприятия, оценено его финансовое состояние, определены факторы, влияющие на его динамику, предложены наилучшие пути и резервы увеличения прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», рассчитан экономический эффект от внедрения этих мероприятий, а также дан прогноз показателей прибыли и рентабельности на 2009 год.
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Прибыль производственного предприятия
Понятие, значение, виды и функции прибыли
1.1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли
1.1.3. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
1.1.4. Анализ распределения и использования чистой прибыли
1.2. Рентабельность производственного предприятия
1.2.1. Понятие рентабельности и его сущность
1.2.2. Показатели рентабельности
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Анализ технико-экономических показателей пищеблока санатория-профилактория «Леневка»
Анализ объемов производства (продаж) и ассортимента продукции (работ, услуг и т.д.)
Анализ прибыли предприятия общественного питания
Анализ валовой прибыли предприятия
2.3.2. Анализ прибыли от реализации товарной продукции
2.3.3. Анализ прибыли остающейся в распоряжении предприятия
2.4. Анализ рентабельности предприятия
2.4.1. Анализ рентабельности производства продукции
2.4.1.1. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
2.4.2. Анализ рентабельности издержек производства и обращения
Анализ рентабельности совокупного капитала (активов и пассивов) предприятия
ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
3.1.Повышение производительности труда работников предприятия
3.2. Резерв снижения затрат на производство продукции для дальнейшего повышения прибыли предприятия
Заключение
Таблица 2.3.1.
Анализ финансовых результатов
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Откл. 2008
г. от 2007 г.
(+,-) |
Откл. 2009
г. от 2008 г.
(+,-) | |||
∑ | % к обороту | ∑ | % к обороту | ∑ | % к обороту | |||
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 |
Товарооборот общественного питания | 6263 | - | 7273 | - | 7672 | - | 1010 | 399 |
Валовая прибыль | 3353 | 53,54 | 3812 | 52,41 | 3926 | 51,17 | 459 | 114 |
Расходы общественного питания | 3219 | 51,4 | 3622 | 49,8 | 3659 | 47,69 | 403 | 37 |
Доходы от реализации | 134 | 2,1 | 190 | 2,6 | 267 | 3,48 | 56 | 77 |
Операционные доходы | - | - | - | - | - | - | - | - |
Операционные расходы | - | - | - | - | 50 | 0,65 | - | 50 |
Внереализационные доходы | - | - | - | - | - | - | - | - |
Внереализационные расходы | - | - | - | - | - | - | - | - |
Чистая прибыль | 101 | 1,61 | 145 | 1,99 | 170 | 2,22 | 44 | 25 |
Как видно из таблицы 2.3.1., наблюдается тенденция роста всех показателей прибыли. Увеличился показатель доходов и расходов по обычным видам деятельности на 459 тыс. руб. (13,69%) в 2007 г. по сравнению с 2007 г., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличение составило в сумме 114 тыс.руб. Возросла прибыль от продаж в 2007 году против предыдущего 2007 года на 56 тыс. руб. (41,79%) и в отчетном 2009 году против предыдущего на 77 тыс.руб. (40,53%). Соответственно увеличился показатель чистой прибыли на 44 тыс. руб. в 2008 году и на 25 тыс.руб. в 2009 году, ее прирост составил 43,56% и 17,24% соответственно. Это связано прежде всего с увеличением объема реализуемой продукции в анализируемом периоде (2007-2009 гг.), а также с снижением уровня расходов общественного питания с 51,4% до 47,69% к обороту.
По данным таблицы 2.3.1. построим график (рисунок 2.3.1.).
Рисунок 2.3.1. Динамика прибыли столовой санатория – профилактория «Леневка» за 2006 - 2008 гг.
Как
видно из представленной диаграммы
в период с 2007 - 2009 гг. наблюдается устойчивый
рост прибыли. Это положительный момент,
он показывает, что предприятие динамично
развивается, увеличивает объем производства
и реализации.
Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключаются в следующем: валовой доход является источником формирования прибыли; за счет валового дохода возмещаются издержки производства и обращения; валовой доход служит источником пополнения собственных оборотных средств; за счет валового дохода формируются различные бюджетные и внебюджетные фонды); за счет валового дохода предприятия питания уплачивают акцизы и таким образом участвуют в формировании бюджета страны. Валовой доход предприятия питания измеряется в абсолютных и относительных величинах. В абсолютных величинах валовой доход характеризуется суммой, выраженной в денежных единицах, в относительных величинах - уровнем. Уровень валового дохода (Ув. д) рассчитывается как отношение суммы валового дохода к валовому товарообороту, выраженное в процентах.
Оценка выполнения динамики валового дохода приведены в таблице 2.3.1.1.
Таблица 2.3.1.1.
Исходные данные для проведения факторного анализа валового дохода
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Откл. 2008 г. от 2007
г.
(+,-) |
Откл. 2009 г. от 2008
г.
(+,-) |
Товарооборот в действующих ценах, тыс.руб. | 6263 | 7273 | 7672 | 1010 | 399 |
Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс.руб. | 6263 | 6511,2 | 6751,7 | 248,2 | 240,5 |
Валовой доход, тыс.руб. | 3353 | 3812 | 3926 | 459 | 114 |
Уровень валового дохода, % | 53,54 | 52,41 | 51,17 | -1,13 | -1,24 |
На валовой доход влияют следующие факторы:
Для изучения влияния факторов на сумму валового дохода составляют следующие расчеты (таблица 2.3.1.2.).
Таблица 2.3.1.2.
Расчет влияния факторов на сумму валового дохода
Фактор | Формулы решения | Расчет | |
2008 год | 2009 год | ||
Влияние товарооборота | (Тф - Тпр)*УВД пр.г./100 | (7273 - 6263)* 53,54/100 = 540,75 | (7672 - 7273)* 52,41/100 = 209,12 |
за счет изменения цен | (Тф -Тс)*УВДпр.г./100 | (7273 – 6511,2)* 53,54/100 = 407,87 | (7672 – 6751,7)* 52,41/100 = 482,33 |
за счет изменения физического объема товарооборота | (Тс - Тф)*УВДпр.г./100 | (6511,2 - 7273)* 53,54/100 = -407,87 | (6751,7 - 7672)* 52,41/100 = -482,33 |
Изменение уровня валового дохода | (УВДф - УВДпр.г.)*Тф/100 | (52,41 – 53,54)*7273/100 = - 82,18 | (51,17 – 52,41)*7672/100 = - 95,13 |
Итого | 459 | 114 |
Таким образом, за счет общего товарооборота сумма валового дохода снизилась на 540,75 тыс. руб. в 2008 году и на 209,12 тыс.руб. в 2009 году. В том числе за счет изменения цен валовой доход вырос на 407,87 тыс. руб. в 2008 году и на 482,33 тыс.руб. в 2009 году, за счет изменения физического объема товарооборота - снизился на те же суммы. Изменение уровня валового дохода снизило сумму валового дохода на 82,18 тыс.руб. в 2008 году и на 95,13 тыс. руб. в 2009 году.
В общем, сумма валового дохода за счет влияния установленных факторов увеличилась в 2008 году против 2007 года на 459 тыс. руб., а в 2009 году против 2008 года на 114 тыс.руб.
Влияние каждого из показателей представлено на рисунке 2.3.1.1.
Рис.2.3.1.1. Влияние изменения показателей деятельности предприятия на величину валовой прибыли в 2008 и 2009 году.
Представленная диаграмма (рис. 2.3.1.1.)позволяет судить о влиянии каждого из факторов на финансовый результат деятельности предприятия.
На
основании данных построенной диаграммы
можно сделать вывод, что основные изменения
величины валовой прибыли предприятия
произошли из-за увеличения объемов реализации
и себестоимости продукции.
2.3.2.
Анализ прибыли от реализации
товарной продукции
Прибыль от реализации товарной продукции является результатом производственной деятельности и процесса обращения и занимает наибольший удельный вес в балансовой прибыли предприятия.
Прибыль от реализации продукции состоит из двух частей:
Определяется
она как разница между выручкой
от реализации товарной продукции (без
НДС) и себестоимостью проданных
товаров, работ, услуг, коммерческих и
управленческих расходов. Для проведения
анализа воспользуемся
Из анализа данных, приведенных в таблице, следует, что прибыль от реализации товарной продукции увеличилась на 56 тыс. руб. в 2008 году, а в 2009 году на 77 тыс.руб.
На
изменение прибыли могли
1. Объем товарооборота
2. Уровень валового дохода
3. Уровень издержек обращения
Таблица 2.3.2.1.
Анализ прибыли от реализации товарной продукции.
Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонение 2008 г. от 2007г. | Отклонение 2009 г. от 2008 г. | ||
Абс. (+,-) | Отн. (%) | Абс. (+,-) | Отн. (%) | ||||
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 |
1.
Товарооборот в действующих |
6263 | 7273 | 7672 | 1010 | 16,12 | 399 | 5,49 |
2. Валовой доход, тыс.руб. | 3353 | 3812 | 3926 | 459 | 13,69 | 114 | 8,23 |
Уровень валового дохода, % | 53,54 | 52,41 | 51,17 | -1,13 | -2,11 | -1,24 | -2,37 |
3. Издержки обращения, тыс. руб. | 3219 | 3622 | 3659 | 403 | 12,52 | 37 | 1,02 |
Уровень издержек обращения | 51,4 | 49,8 | 47,69 | -1,6 | -3,11 | -2,11 | -4,24 |
4. Прибыль от продаж, работ, услуг, тыс.руб. | 134 | 190 | 267 | 56 | 41,79 | 77 | 40,53 |
Рентабельность по прибыли от реализации, % | 2,14 | 2,61 | 3,48 | 0,47 | 21,96 |