Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:38, дипломная работа
Дипломная работа объемом страниц 102 страницы основного текста и страниц приложений
Объект исследования: пищеблок санатория-профилактория «Леневка»
Цель дипломной работы – проведение анализа прибыли и рентабельности предприятия общественного питания и пути их увеличения.
В дипломной работе произведена всесторонняя оценка прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», а также проведен анализ и оценка факторов влияющих на изменение этих показателей.
В работе использовались следующие методы анализа прибыли и рентабельности:
Способ приращения;
Факторный анализ методом цепных подстановок;
Факторный анализ методом абсолютных разниц.
В работе приведено описание объекта исследования, отражены сущность и задачи анализа прибили и рентабельности предприятия, оценено его финансовое состояние, определены факторы, влияющие на его динамику, предложены наилучшие пути и резервы увеличения прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», рассчитан экономический эффект от внедрения этих мероприятий, а также дан прогноз показателей прибыли и рентабельности на 2009 год.
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Прибыль производственного предприятия
Понятие, значение, виды и функции прибыли
1.1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли
1.1.3. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
1.1.4. Анализ распределения и использования чистой прибыли
1.2. Рентабельность производственного предприятия
1.2.1. Понятие рентабельности и его сущность
1.2.2. Показатели рентабельности
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Анализ технико-экономических показателей пищеблока санатория-профилактория «Леневка»
Анализ объемов производства (продаж) и ассортимента продукции (работ, услуг и т.д.)
Анализ прибыли предприятия общественного питания
Анализ валовой прибыли предприятия
2.3.2. Анализ прибыли от реализации товарной продукции
2.3.3. Анализ прибыли остающейся в распоряжении предприятия
2.4. Анализ рентабельности предприятия
2.4.1. Анализ рентабельности производства продукции
2.4.1.1. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
2.4.2. Анализ рентабельности издержек производства и обращения
Анализ рентабельности совокупного капитала (активов и пассивов) предприятия
ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
3.1.Повышение производительности труда работников предприятия
3.2. Резерв снижения затрат на производство продукции для дальнейшего повышения прибыли предприятия
Заключение
,
где: Уизд – средний уровень издержек производства и обращения (базисный);
Дсоб – удельный вес (доля) собственной продукции в общем объеме товарооборота (базисный);
Аизд – отношение уровня издержек по производству и продаже собственной продукции к уровню издержек по реализации покупных товаров (отношение издержкоемкости продукции собственного производства к издержкоемкости покупных товаров).
По анализируемому предприятию питания Аизд 2007г. = 3,1 (2429 / 790);
Поправочный коэффициент показывает, на сколько процентов к обороту изменится уровень издержек, если доля продукции собственного производства в обороте возрастет или уменьшится на 1 %.
По пищеблоку санатория «Леневка» в 2008 году поправочный коэффициент равен 0,403% к обороту (51,4×(3,1-1) / 80,24×2,1+100), а в 2009 году это же коэффициент равен 0,362 к обороту (49,8×(2,69-1) / 78,42×1,69+100)
Увеличение
доли собственной продукции в
обороте столовой по сравнению с 2007
годом на 6,0 % повысило уровень издержек
производства и обращения на 2,418 % к обороту
(0,403 ×
6,0), что составляет 175,86 тыс.руб. (7273 ×
2,418) /100).
2.4.2.
Анализ рентабельности
издержек производства
и обращения
Рентабельность издержек производства (окупаемость издержек) вычисляется путем отношения прибыли от продаж или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции и показывает, сколько предприятие получило прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию собственной продукции.
Расчет влияния факторов на рентабельность текущих затрат можно произвести на основе приведенных данных таблицы 2.4.2.1.
Таблица 2.4.2.1.
Рентабельность текущих затрат
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонение 2008 г. от 2007г. | Отклонение 2009 г. от 2008 г. |
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 |
1. Оборот общественного питания, тыс.руб. | 6263 | 7273 | 7672 | 1010 | 399 |
2. Издержки общественного питания, тыс.руб. | 3219 | 3622 | 3746 | 403 | 124 |
уровень, в % к обороту | 51,40 | 49,80 | 48,83 | -1,6 | -0,97 |
3. Доход от реализации товаров и продукции, тыс.руб. | 3353 | 3812 | 3926 | 459 | 114 |
уровень, в % к обороту | 53,54 | 52,41 | 51,17 | -1,13 | -1,24 |
4. Прибыль от реализации товаров и продукции, тыс.руб. | 134 | 190 | 267 | 56 | 77 |
5. Чистая прибыль, тыс.руб. | 101 | 145 | 170 | 44 | 25 |
6. Рентабельность текущих затрат, % | |||||
6.1. Исходя из прибыли от продаж, % | 4,16 | 5,24 | 7,13 | 1,08 | 1,89 |
6.2. Исходя из чистой прибыли, % | 3,14 | 4,00 | 4,54 | 0,86 | 0,54 |
Анализ таблицы 2.4.2.1. показал, что уровень рентабельности издержек производства и обращения по прибыли от реализации товаров и продукции увеличился на 1,09% по отношению к 2007г., когда данный показатель составлял 4,16. Таким образом на один рубль затрат столовой санатория-профилактория «Леневка» в 2008 году получило 5,25 копеек прибыли.
Анализ факторов повлиявших на изменение рентабельности издержек производства и обращения проведем способом цепной подстановки используя аналитическую таблицу 2.4.2.1. и формулу 2.4.2.1.:
,
где: Rи - рентабельность издержек производства и обращения;
УД - уровень дохода от реализации продукции и товаров;
УИО - уровень издержек производства и обращения.
R2007 = ((53,54 - 51,40) / 51,40) × 100 = 4,16%; | R2007 = ((52,41 – 49,8) / 49,8) × 100 = 5,24%; |
Rусл1 = ((53,54 - 49,80) / 49,80) × 100 = 7,51%; | Rусл1 = ((52,41 – 48,83) / 48,83) × 100 = 7,33%; |
Rусл2 = ((52,41 - 49,80) / 49,80) × 100 = 5,24%. | Rусл2 = ((51,17 – 48,83) / 48,83) × 100 = 4,79%. |
Таким образом, рентабельность текущих затрат столовой санатория-профилактория «Леневка» за 2007 г. увеличился на 1,08 % и за 2009 года снизился на 0,45, за счет изменения:
а) уровня
издержек производства и обращения:
Rуио = 7,51 - 4,16 = 3,35%; |
а) уровня издержек
производства и обращения:
Rуио = 7,33 – 5,24 = 2,09%; |
б) уровня
дохода от реализации продукции и
товаров;
Rувд = 5,24 -7,51 = -2,27% |
б) уровня дохода
от реализации продукции и товаров;
Rувд = 4,79 -7,33 = -2,54% |
Однако рентабельность продаж и издержек производства и обращения не дает четкого представления, при каких ресурсах и средствах достигнуты конечные финансовые результаты
Для
этих целей необходимо рассчитать рентабельность
активов и пассивов пищеблока санатория-профилактория
«Леневка» за 2008 - 2009годы.
Важным показателем рентабельности деятельности предприятия является рентабельность активов. Коэффициент рентабельности активов рассчитывается как отношение прибыли от продаж или чистой прибыли к величине активов (средней стоимости совокупного капитала). Этот коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько эффективно используются ресурсы организации.
Исходные данные для факторного анализа рентабельности совокупного капитала столовой санатория-профилактория «Леневка» представлены в таблице 2.4.3.1.
Таблица 2.4.3.1.
Анализ рентабельности совокупного капитала предприятия
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонение 2008 г. от 2007г. | Отклонение 2009 г. от 2008 г. |
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 |
1. Оборот общественного питания, тыс.руб. | 6263 | 7273 | 7672 | 1010 | 399 |
2. Прибыль от реализации товаров и продукции, тыс.руб. | 134 | 190 | 267 | 56 | 77 |
уровень, в % к товарообороту | 2,14 | 2,61 | 3,48 | 0,47 | 0,87 |
3. Чистая прибыль, тыс.руб. | 101 | 145 | 170 | 44 | 25 |
4. Среднегодовая стоимость совокупного капитала, тыс.руб. | 450 | 461 | 511 | 11 | 50 |
уровень , % к товарообороту | 7,185 | 6,3385 | 6,66 | -0,846 | 0,32 |
5. Коэффициент оборачиваемости совокупного капитала (стр.1/стр.4) | 13,92 | 15,77 | 15,01 | 2,68 | -0,76 |
6. Рентабельность совокупного капитала, % | |||||
6.1. Исходя из прибыли от продаж (2/4) | 29,78 | 41,21 | 52,25 | 11,43 | 11,04 |
6.2. Исходя из чистой прибыли (3/4) | 22,44 | 31,45 | 33,37 | 9,01 | 1,92 |
Так, судя по данным аналитической таблицы 2.4.3.1., рентабельность совокупного капитала имеет положительную тенденцию. В 2009 году уровень рентабельности совокупного капитала составил 41,21% тем самым, увеличившись по отношению к предыдущему периоду 11,43%
Расчет
факторов, влияющих на рентабельность
совокупного капитала предприятия
общественного питания произведем по
следующей формуле:
,
где: Rа - рентабельность совокупного капитала;
П - прибыль от реализации продукции или чистая прибыль.
ТО - Оборот общественного питания, тыс.руб.
Kоб. - коэффициент оборачиваемости совокупного капитала (отношение объема продаж к средней сумме основного и оборотного капитала).
Для расчета влияния факторов на изменение уровня рентабельности совокупного капитала столовой санатория-профилактория «Леневка» используем данные таблицы 3.3.1.
Таким образом, рентабельность совокупного капитала столовой санатория-профилактория «Леневка» за 2008г. увеличилась на 11,4%, а за 2009 год на 11,04%. Данные изменения собственного капитала предприятия произошли за счет изменения:
а) оборота общественного питания: 25,65 – 29,78 = -4,13%; | а) оборота общественного питания: 39,05 – 41,2 = -2,15%; |
б) уровня дохода от реализации продукции и товаров: 36,36 – 25,65 = +10,71%; | б) уровня дохода от реализации продукции и товаров: 54,88 – 39,05 = +15,83%; |
в) ускорения оборачиваемости совокупного капитала: 41,2 – 36,36 = +4,84% | в) ускорения
оборачиваемости совокупного |
Наглядно
оценить степень влияния
Рис. 2.4.3.1. Факторный анализ рентабельности совокупного капитала
Таким образом, мы можем констатировать, что на изменение рентабельности совокупного капитала предприятия положительно повлияло увеличение прибыли от реализации товаров (услуг) и ускорение оборачиваемости совокупного капитала (т.е. изменение коэффициента оборачиваемости совокупного капитала) в 2008 году.
Отрицательным
фактором для изменения рентабельности
совокупного капитала явилось изменение
оборота общественного питания
и замедление оборачиваемости совокупного
капитала в 2009 году.
ГЛАВА
III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ
И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА
САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ
«ЛЕНЕВКА»
3.1.Повышение
производительности
труда работников
предприятия
Анализ резервов максимизации прибыли пищеблока санатория-профилактория «Леневка» показал, что таковыми могут стать внутренние источники.
В первую очередь необходимо повысить производительность труда, обратить внимание на качество продукции и обслуживания.
Добиться этого можно за счет развития системы мотивации труда сотрудников и повышения квалификации сотрудников.
Данное мнение подтверждают исследования проведенные ассоциацией менеджеров России, согласно которым мотивация сотрудников является ключевым внутренним фактором, позволяющим повысить уровень эффективности предприятия. С этим согласились 72,2% от числа опрошенных [12].
Система мотивации труда в столовой санатория-профилактория «Леневка» построена на базе ценовых методов стимулирования, во главе которой стоит конкурентная заработная плата.
Однако для формирования полноценной системы мотивации труда необходимо построение целого комплекса взаимосвязанных элементов, в том числе социальных и административных (табл. 3.1.1.).
Таблица 3.1.1.
Системы мотивации труда работников пищеблока санатория-профилактория «Леневка»
Элемент мотивации | 2008 г. | 2009 г. (план) |
Обслуживание
персонала:
-гарантии согласно
ТК РФ (больничный, отпуск 28д, ч/з
6 мес, пособия, фонды) всем -безопасность,
охрана труда и здоровья (мед.
кабинет, прикрепление к -организация питания условия для отдыха - поздравления и подарки от компании |
+ + + + |
+ + + + |
Имидж,
культура организации:
- миссия, система
общих для организации и - корпоративные мероприятия, праздники. |
- + |
+ + |
Информирование
работников:
- регулярное информирование сотрудников о делах, принимаемых решениях в компании, о своих возможностях и правах - доступность общих положений, инструкций |
- + |
+ + |
Системы
материального поощрения, бонусы, доплаты,
коэффициенты участия
Кредитование лояльных сотрудников под низкие проценты |
- - |
+ + |
Оценка труда работников. Разработка, аттестации для разных уровней специалистов | - |
+ |
Развитие
кадров
- адаптация,
обучение сотрудников, |
- |
+ |
Организация
рабочего места
(расположение и оснащение рабочего места) |
+ |
+ |
Идентификация с предприятием, совместные праздники, награждения, совещания, создание бригад | - |
+ |
Систематический контроль удовлетворенности персонала своей работой, анализ причин текучести кадров | - |
+ |