Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:38, дипломная работа
Дипломная работа объемом страниц 102 страницы основного текста и страниц приложений
Объект исследования: пищеблок санатория-профилактория «Леневка»
Цель дипломной работы – проведение анализа прибыли и рентабельности предприятия общественного питания и пути их увеличения.
В дипломной работе произведена всесторонняя оценка прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», а также проведен анализ и оценка факторов влияющих на изменение этих показателей.
В работе использовались следующие методы анализа прибыли и рентабельности:
Способ приращения;
Факторный анализ методом цепных подстановок;
Факторный анализ методом абсолютных разниц.
В работе приведено описание объекта исследования, отражены сущность и задачи анализа прибили и рентабельности предприятия, оценено его финансовое состояние, определены факторы, влияющие на его динамику, предложены наилучшие пути и резервы увеличения прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», рассчитан экономический эффект от внедрения этих мероприятий, а также дан прогноз показателей прибыли и рентабельности на 2009 год.
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Прибыль производственного предприятия
Понятие, значение, виды и функции прибыли
1.1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли
1.1.3. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
1.1.4. Анализ распределения и использования чистой прибыли
1.2. Рентабельность производственного предприятия
1.2.1. Понятие рентабельности и его сущность
1.2.2. Показатели рентабельности
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Анализ технико-экономических показателей пищеблока санатория-профилактория «Леневка»
Анализ объемов производства (продаж) и ассортимента продукции (работ, услуг и т.д.)
Анализ прибыли предприятия общественного питания
Анализ валовой прибыли предприятия
2.3.2. Анализ прибыли от реализации товарной продукции
2.3.3. Анализ прибыли остающейся в распоряжении предприятия
2.4. Анализ рентабельности предприятия
2.4.1. Анализ рентабельности производства продукции
2.4.1.1. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
2.4.2. Анализ рентабельности издержек производства и обращения
Анализ рентабельности совокупного капитала (активов и пассивов) предприятия
ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
3.1.Повышение производительности труда работников предприятия
3.2. Резерв снижения затрат на производство продукции для дальнейшего повышения прибыли предприятия
Заключение
Товарооборот пищеблока санатория-профилактория «Леневка» состоит из двух основных частей:
• реализации продукции собственного производства;
• продажи покупных товаров.
К продукции собственного производства относят сырье и продукты, прошедшие кулинарную обработку и получившие вид кулинарного изделия.
Основную часть продукции собственного производства составляет объединенная продукция. Показателем объема производства этого вида продукции являются блюда. В зависимости от назначения блюда подразделяются на закуски, первые, вторые и третьи (сладкие) блюда.
Кроме
обеденной продукции к
К покупным товарам относятся продукты, которые приобретаются предприятием общественного питания у промышленности или торговли без кулинарной обработки. Сюда входят: хлеб, хлебобулочные изделия, алкогольные напитки, пиво, консервы, реализуемые в банках; мороженное промышленной выработки, сырые яйца, фрукты, ягоды. Его объем учитывается и планируется по розничным ценам общественного питания, т.е. с включением в цену наценок общественного питания.
Реализация продукции собственного производства, а также покупных товаров осуществляется непосредственно потребителям через зал обслуживания клиентов предприятия. Рассмотрим таблицу 2.2.1.1.
Таблица 2.2.1.1.
Анализ выпуска и реализации продукции
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Откл. 2008 г. от 2007 г. | Откл. 2009 г. от 2008 г. | ||
Абсол. (+,-) | Относит. % | Абсол. (+,-) | Относит. % | ||||
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 |
1. Товарооборот, тыс. руб. | 6263 | 7273 | 7672 | 1010 | 16,13 | 399 | 5,49 |
В том числе: | |||||||
1.1.Оборот
по продукции собственного |
5025,5 | 5703,6 | 5919,7 | 678,1 | 13,49 | 216,1 | 3,79 |
- закуски, тыс.руб. | 1084,6 | 1178,3 | 1204,0 | 93,7 | 8,64 | 25,7 | 2,18 |
- первые блюда, тыс.руб. | 1153,1 | 1345,6 | 1409,9 | 192,5 | 16,69 | 64,3 | 4,78 |
- вторые блюда, тыс.руб. | 1643,1 | 1866,2 | 1907,8 | 223,1 | 13,58 | 41,6 | 2,23 |
- сладкие блюда, тыс. руб. | 532,4 | 617,9 | 676,0 | 85,5 | 16,06 | 58,1 | 9,4 |
- прочая продукция, тыс.руб. | 612,3 | 695,6 | 722,0 | 83,3 | 13,6 | 26,4 | 3,8 |
1.2. Оборот по покупным товарам, тыс.руб. | 1237,5 | 1569,4 | 1752,3 | 331,9 | 26,82 | 182,9 | 11,65 |
2. Удельный вес оборота: | |||||||
-
по продукции собственного |
80,24 | 78,42 | 77,16 | -1,82 | -2,27 | -1,26 | -1,6 |
- по покупным товарам, % | 19,76 | 21,58 | 22,84 | 1,82 | 9,21 | 1,26 | 5,84 |
Из данных таблицы 2.2.1.1. видно, что товарооборот в 2008 году по сравнению с 2007 годом возрос на 116,13%, а в 2009 году против 2008 года товарооборот увеличился в сумме на 399 тыс.руб. или на 5,49%. Наблюдается тенденция увеличения реализации как покупных товаров, так и продукции собственного производства. В 2008 году против предыдущего темп роста по продукции собственного производства составил 113,49%, а по покупной продукции составил 126,82%. В 2009 году по сравнению с 2008 годом темп роста продукции собственного производства составил чуть ниже, чем в 2008 году 103,79%, а темп роста по покупным товарам в 2009 году составил 111,65%. Что касается ассортимента выпускаемой продукции, то необходимо проанализировать какой вид товара пользуется наибольшим спросом посетителей предприятия, для этого построим таблицу 2.2.1.2.
Таблица 2.2.1.2.
Ассортимент продукции собственного производства предприятия
Показатели | 2007 год. | 2008 год. | 2009 год. | Откл. 2008 г. от 2007
г.
(+,-) |
Откл. 2009 г. от 2008
г.
(+,-) |
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 |
Удельный
вес выпуска закусок в |
21,58 | 20,66 | 20,34 | -0,92 | -0,32 |
Удельный вес выпуска первых блюд в продукции собственного производства, % | 22,94 | 23,59 | 23,82 | 0,65 | 0,23 |
Удельный вес выпуска вторых блюд в продукции собственного производства, % | 32,7 | 32,72 | 32,23 | 0,02 | -0,49 |
Удельный вес выпуска сладких блюд в продукции собственного производства, % | 10,59 | 10,83 | 11,42 | 0,23 | 0,59 |
Удельный вес прочей продукции в продукции собственного производства, % | 12,18 | 12,2 | 12,2 | 0,02 | - |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 | - | - |
Из таблицы 2.2.1.2. можно увидеть, что из продукции, которую предприятие само производит наибольшим спросом пользуется первые и вторые блюда, а также закуски кондитерские, наименьшим спросом пользуется сладкие блюда и прочая продукция. Изобразим графически рейтинг товаров собственного производства на рисунке 2.2.1.1.
Рисунок 2.2.1.1. Рейтинг товаров собственного производства пищеблока санатория-профилактория «Леневка»
Согласно рисунку 2.2.1.1. в структуре продукции собственного производства за три года произошли изменения. Так на протяжении трех лет спрос постепенно снижался на закуски (в 2008 году на 0,92%, а в 2009 году на 0,32%). Вторые блюда то поднимались по рейтингу спроса ( в 2008 против 2007 года увеличение продаж составило 0,02%), то снижались (в 2009 году против 2008 года продажи снизились на 0,49%). Спрос первых блюд с каждым годом увеличивался, в 2008 году на 0,65%, а в 2009 году на 0,23%. Можно заметить, что сладкие блюда пищеблока санатория-профилактория «Леневка» также как и первые блюда с каждым годом все больше и больше пользуются спросом посетителями. А вот прочая продукция, к которой относится кондитерские изделия, выпечка и горячие напитки, в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась по рейтингу спроса в незначительной степени (0,02%), а в 2009 году против предыдущего осталась на том же уровне, что и в 2008 году (12,2%).
Далее
проанализируем динамику объема реализации
продукции собственного производства
и покупных товаров (см. табл. 2.2.1.3. и рисунок
2.2.1.2.):
Таблица 2.2.1.3.
Динамика объема реализации продукции собственного производства и покупных товаров
Год | Объем реализации продукции собственного производства, тыс. руб. | Абсолютный прирост | Темп роста | Объем реализации покупных товаров, тыс.руб. | Абсолютный прирост | Отклонения | ||
Базис-ный, % | Цеп-ной, % | Базис-ный % | Цепной, % | |||||
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 |
2007 | 5025,5 | 0 | - | - | 1237,5 | 0 | - | - |
2008 | 5703,6 | +678,1 | 113,49 | 113,49 | 1569,4 | +331,0 | 126,82 | 126,82 |
2009 | 5919,7 | +216,1 | 117,79 | 103,79 | 1752,3 | +182,9 | 141,6 | 111,65 |
Рисунок 2.2.1.2. График динамики объема продукции собственного производства и покупных товаров
Как видно из графика, динамика объема реализации продукции собственного производства и покупных товаров с каждым годом возрастал. В 2007 году объем реализации продукции собственного производства составил 5025,5 тыс. рублей, а объем реализации покупных товаров составил 1237,5 тыс.руб. В 2008 году произошло повышение как реализации собственной продукции, так и покупной на 678,1 тыс. руб. или на 13,49% и 331 тыс.руб. или 26,82% соответственно. В 2009 году увеличение объема реализации собственной продукции составило на 216,1 тыс. рублей или 3,79% чем в 2008 году, а увеличение покупных товаров составило на 182,9 тыс.руб. или 11,65%.
Анализ показателей выполнения плана и динамики выпуска (реализации) продукции проводят как в целом за год, так и по кварталам. Следует учитывать, что динамика квартальных объемов продажи существенно отличается от годовых показателей; часто она имеет резко выраженные колебания.
Изучение динамики товарооборота предполагает анализ квартальных показателей (таблица 2.2.1.4.). Их динамика существенно отличается от динамики годовых показателей, поскольку изменения квартальных и месячных объемов выпуска продукции в рамках года характеризуются, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.
С
этой целью анализируется
Таблица 2.2.1.4.
Равномерность ритмичность выпуска продукции по кварталам
Показатели | Объем реализации за год (тыс.руб. | Оборот по кварталам в том числе к годовому | |||||||
I | II | III | IV | ||||||
∑ | % | ∑ | % | ∑ | % | ∑ | % | ||
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |
Всего за 2008 год | 7273 | 1753 | 24,1 | 1662 | 22,85 | 2330 | 32,04 | 1528 | 21,0 |
В том числе: | |||||||||
-оборот по продукции собственного производства | 5703,6 | 1368,8 | 24,0 | 1316,5 | 23,08 | 1729,3 | 30,32 | 1289 | 22,6 |
-оборот покупных товаров | 1569,4 | 384,2 | 24,48 | 345,5 | 22,01 | 600,7 | 38,28 | 239 | 15,23 |
Всего за 2009 год | 7672 | 1789 | 23,32 | 1711 | 22,3 | 2562 | 33,39 | 1610 | 21,0 |
В том числе: | |||||||||
-оборот
по продукции собственного |
5919,7 | 1438,6 | 24,3 | 1359,2 | 22,96 | 1830,3 | 30,92 | 1291,6 | 21,82 |
-оборот покупных товаров | 1752,3 | 350,4 | 20,0 | 351,8 | 20,08 | 731,7 | 41,76 | 318,4 | 18,17 |
Темп изменения 2008г. от 2007г., % | 105,49 | 102,05 | 102,95 | 109,96 | 105,37 |
По данным таблицы 2.2.1.4. можно сказать, что товарооборот распределился неравномерно. Это подтверждает коэффициент равномерности равный 2,93 или 97,07%. Наиболее эффективная работа пищеблока санатория-профилактория «Леневка» реализована в III квартале 2009 г и 2008 г. Данный факт объясняется тем, что III квартал предшествует летним отпускам и является активным периодом посещаемости санатория, а значит и его пищеблока.
Для расчета коэффициента равномерности Кравн необходимо предварительно найти среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации v:
;
;
Кравн
= 100 -
,
где: хi – товарооборот за i-тый период;
- средний объем товарооборотов за n периодов;
n – количество периодов исследования
(месяцев, кварталов).
Прибыль
и рентабельность относится к
важнейшим показателям, характеризующим
эффективность производственно-
Более чем, какой либо другой показатель прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы.
Прибыль влияет на такой обобщающий показатель, как рентабельность, состояние собственных оборотных средств, платежеспособность и размеры поощрительных фондов.
Выявление
резервов роста рентабельности может
быть установлено через систему
взаимосвязанных направлений
Задача экономического анализа состоит в том, чтобы дать оценку общей величины прибыли и ее состава, проверить обоснованность плана и его выполнение по величине прибыли к уровню рентабельности, раскрыть влияние ряда факторов на отклонение фактической величины прибыли от плановой, выявить резервы роста прибыли и рентабельности.
Для удобства анализа финансовых результатов вынесем показатели прибыли в отдельную таблицу (таблица 2.3.1.).