Роль государства в экономике с точки зрения различных экономических школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:38, реферат

Описание работы

В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность.
Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..2

Глава I Экономические учения о роли государства в экономике………... 3

Глава II Государство в рыночной экономике……………………………..7

2.1. Роль государства в экономике…………………………………………7

2.2. Антитрестовское регулирование……………………………………..14

2.3. Методы государственного воздействия на рынок…………………..16

2.4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства………21

2.5. Дерегулирование и приватизация…………………………………….23

Заключение ………………………………………………………………….28

Список литературы …………………… ………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Экономика общественного сектора.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

                                   

      2.4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства 

    Очевидно, что современная рыночная  система немыслима без  вмешательства государства. Однако  существует  грань,  за  которой  происходят  деформации рыночных  процессов,  падает  эффективность  производства.  Тогда  рано  или поздно встает  вопрос  о  разгосударствлении  экономики,  избавление  ее  от чрезмерной государственной активности.  Существуют  важные  ограничения  для регулирования.   Например,   недопустимы   любые    действия    государства, разрушающие   рыночный   механизм   (тотальное   директивное   планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.).  Это  не  означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост  цен

и  должно  отказаться  от  планирования.  Рыночная  система   не   исключает

планирования  на уровне предприятий, регионов  и  даже  народного  хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно  является  "мягким",  ограниченным  по срокам, масштабам и другим параметрам, и  выступающим  в  виде  национальных целевых программ. Также следует  отметить,  что  рынок  во  многом  является самонастраивающейся системой,  и  поэтому  влиять  на  него  следует  только косвенными, экономическими  методами.  Однако  в  ряде  случаев,  применение административных методов  не  только  допустимо,  но  и  необходимо.  Нельзя уповать только на экономические либо  только  на  административные  меры.  С одной стороны, элементы администрирования несет в себе  любой  экономический регулятор. Например, денежное обращение  ощутит  влияние  такого  известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не  раньше, чем будет принято административное  решение.  С  другой  стороны,  в  каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том  смысле,  что  он косвенно  сказывается  на  поведении  участников  экономического   процесса.

     Прибегая, скажем, к прямому контролю  за  ценами,  государство  создает  для производителей  особый  экономический  режим,  вынуждает  их  пересматривать производственные   программы,   искать   новые   источники    финансирования инвестиций и т. д.

    Среди методов государственного регулирования не  существует  совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны  все,  и  вопрос  лишь  в  том, чтобы определить для  каждого  те  ситуации,  где  его  применение  наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда  власти  выходят  за границы разумного, отдавая чрезмерное  предпочтение  либо  экономическим, либо административным методам.

    Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться  предельно  осторожно,  не  ослабляя  и не  заменяя   рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование,  запускает  регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка,  последний  начинает давать  сбои.  Ведь  денежная  или  налоговая  политика   по   силе   своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

    Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов  нет  ни  одного

идеального. Любой  из  них,  принося  положительный  эффект  в  одной  сфере экономики, непременно дает негативные последствия  в  других.  Здесь  ничего нельзя  изменить.  Государство,   использующее   экономические   инструменты регулирования,  обязано  их  контролировать  и  своевременно  останавливать.

   Например,  государство  стремится  обуздать  инфляцию,  ограничивая  прирост денежной массы. С точки зрения  борьбы  с  инфляцией  эта  мера  эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А  если процентные ставки растут, становится все труднее  финансировать  инвестиции, начинается  торможение  экономического   развития.   Именно   так   ситуация развивается в России.

                                    

                         2.5. Дерегулирование и приватизация. 

   Вмешательство государства в экономику   требует   довольно   крупных

расходов.   Они   включают   в   себя   как   прямые   затраты   (подготовка

законодательных актов и контроль за их исполнением),  так  и  косвенные  (со стороны  фирм,  которые  должны  исполнять  государственные   инструкции   и отчетности).  Прямое  регулирование  предполагает  непосредственное  вмешательство  государства  в  национальное  производство  в  следующих  формах:   

1) создание  новых  промышленных  объектов; 

   2) национализация  убыточных  частных  предприятий;   

3) покупка  акций  частных  предприятий.

     Прямое  регулирование  приводит  к  созданию  государственного  сектора  производства  товаров  и  услуг. Исторически  обусловлено, что  прямое  вмешательство государства  в  экономику  происходит, прежде  всего, в  отраслях, которые  создают общественные  блага, т. е. блага, нужные  всем  без  исключения  для  нормальной повседневной  жизни. Эти  отрасли, или  сфера  деятельности, называются инфраструктурой.

     Инфраструктура - это  основа  любой  экономики.

Выделение  инфраструктуры  как  крупной сферы  народного  хозяйства  базируется на  различии  между  особенными  и  общими  условиями  производства. К  особенным условиям  относятся  конкретные  формы  технологического  процесса, присущие каждому  виду производства, будь  оно  промышленным  или  сельскохозяйственным. Общие  условия  охватывают  те, без  которых  не  может  функционировать  никакое производство, точнее, эффективно  функционировать. Иначе  говоря, общие  условия не  связаны  с  технологией  конкретного  вида  производства, они  существуют независимо  от  нее.

     Общие условия производства создаются в результате производственной деятельности таких отраслей народного хозяйства, как информатика, транспорт, связь, электроэнергетика, коммунальное хозяйство, и некоторых других. Все эти отрасли в совокупности образуют производственную инфраструктуру. Они обладают единым свойством - обеспечивать взаимосвязь всех фаз воспроизводственного процесса: производства, обмена, распределения и потребления.

     Поскольку функцией инфраструктуры является обеспечение всего процесса воспроизводства, то ее можно рассматривать на трех уровнях: микро-, мезо- и макро-.

     На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие материального производства страны в целом и удовлетворяющих коллективные потребности всех членов общества. Эти общие условия и создаются за счет функционирования отраслей общего назначения, специфика которых состоит в том, что они нужны всем без исключения видам производств и человеку.

     Инфраструктуру на макроуровне обычно подразделяют на производственную и социально-бытовую.

     К производственной инфраструктуре относятся те отрасли, которые  непосредственно связаны с производством материально-вещественного продукта и функционально создают ему общие условия. Это транспорт, связь, электроэнергетика, наука и научно-техническая информационная служба, другие виды подобных производств.

     Развитие производственной инфраструктуры должно ориентироваться не на любую отраслевую структуру, а только на прогрессивную, обеспечивающую благоприятные условия интенсификации воспроизводства. На первом месте в системе производственной инфраструктуры стоит научная и информационная инфраструктура.

     Совокупность же отраслей, которые непосредственно связаны с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения, представляет собой социально-бытовую инфраструктуру. К ней относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли.

     Подобное разграничение инфраструктуры на производственную и социально-бытовую важно для практики развития, как всего народного хозяйства, так и отдельных его регионов. Чтобы экономическое развитие происходило согласованно во всех звеньях, нельзя допускать отставания ни одного из них. Если это происходит, то образуется диспропорция в развитии экономики, что приводит к потерям в народном хозяйстве. Например, если активно развивается автомобильная промышленность, но недостаточно шоссейных дорог с твердым покрытием, отсутствуют оптимальные условия для использования автомобилей. Или другой пример: построены промышленные предприятия, но мало жилья, школ, детских садов. Отсюда возникают трудности с привлечением рабочей силы как важнейшего условия процесса производства. Как видим, формирование производственной и социально-бытовой инфраструктуры имеет важное значение в повышении эффективности общественного производства, его интенсификации, в создании всех предпосылок для обеспечения высокого жизненного уровня населения страны.

      В результате исследований установлено, что во всех развитых странах вмешательство государства в экономику начиналось и прочно удерживается в сфере инфраструктуры, как производственной, так и социальной.

     Государственные расходы на отрасли инфраструктуры возрастают быстрее, чем на другие отрасли национального производства. Так, американский экономист Д. Ашауэр утверждает, что замедление роста производительности труда в 70-80-е годы главным образом объяснялось недостаточностью государственных капиталовложений в инфраструктуру экономики США.

     Жизнь показывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику через создание и развитие инфраструктуры.

    Косвенное, или административное, государственное регулирование происходит через распределение законодательной и исполнительной власти, создание законов (декретов) по регулированию экономической деятельности. Такое регулирование осуществляется без инвестиций, без денег. Косвенное регулирование охватывает бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную сферы.

     Государственное регулирование в долгосрочном аспекте выступает как  экономическое программирование или прогнозирование развития отдельных экономических систем (например, энергетических или транспортных) либо экономики в целом. Кроме  того,  считается,  что  государственные   регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению  новых  конкурентов  в  отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

    По оценкам американских специалистов,  государственное  воздействие   на

экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно  на  0,4% в год.

    В силу определенных несовершенств государственное вмешательство  иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос  о дерегулировании экономики и  о  приватизации.  Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов,  которые  сдерживают  вхождение  потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные  товары  и  услуги.

    Приватизация - продажа государственных предприятий частным лицам  или организациям - направлена на  повышение  хозяйственной  рациональности.  Она вызвана  тем,  что  государственные  предприятия  оказываются  убыточными  и неэффективными.  Западные  экономисты  подчеркивают,   что   государственный сектор не дает такого  мощного  стимула  к  снижению  издержек  и  получению мощной  прибыли,   как   это   делает   частное   предпринимательство.   Для предпринимателя  -  одно  из  двух:  прибыль  или   убытки.   Если   частное предприятие   терпит   убытки   долгое   время,    то    оно    закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь,  поэтому  оно  может  не стремиться к повышению своей рентабельности.

    Это еще раз доказывает, что  государственное вмешательство  нужно  только там, где оно жизненно необходимо. Во  всех  остальных  случаях  рынок  более эффективно решит поставленные экономические задачи. 

                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.   

  Очень  часто государство  является  первопричиной  изменений   экономического   поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством,  зависят  решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная  политика достигает  цели  только  тогда,  когда  она  поощряет,  а  не  указывает   в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям  их частный  интерес  совпадет  с  интересом  государства,  то  есть   общества.

Информация о работе Роль государства в экономике с точки зрения различных экономических школ