Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:38, реферат
В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность.
Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике.
Введение ……………………………………………………………………..2
Глава I Экономические учения о роли государства в экономике………... 3
Глава II Государство в рыночной экономике……………………………..7
2.1. Роль государства в экономике…………………………………………7
2.2. Антитрестовское регулирование……………………………………..14
2.3. Методы государственного воздействия на рынок…………………..16
2.4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства………21
2.5. Дерегулирование и приватизация…………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………….28
Список литературы …………………… ………………………………….29
Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Государство, обладая значительной собственностью, стало субъектом хозяйствования: самым крупным продавцом и покупателем.
Общепризнано, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной, хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории (А. Смит, Д. Риккардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования,
т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946).
Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.
Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.
Если государству принадлежит почти весь национальный доход, то это чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах.
В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, «отъем» национального дохода («национального пирога») у государства и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование. Этот переход государственной собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры.
Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова доля государства в экономической деятельности?
Если государство распоряжается 10-50 % национального дохода, то такая экономика является смешанной, т. е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая - в руках частных владельцев.
Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних обстоятельств, например войны.
Почему растет государственный сектор? Главными причинами являются:
- рост расходов на оборону и военно-космические исследования;
- рост народонаселения;
- решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;
- решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.
Таким образом, вмешательство государства в экономику, вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики.
В нынешних годах наблюдался как бы обратный процесс: усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного вмешательства. Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономике.
Регулирование государством рынка (частного капитала) направлено на достижение следующих экономических целей:
1. Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.
2. Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.
3. Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.
4.Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.
5. Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
6. Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал - равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.
7. Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.
8. Торговый баланс. Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.
Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые из них могут противоречить другим или взаимно исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать повышение цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым замедлить экономический рост.
Следовательно, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов.
Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства.
Эти цели реализуются, если государство (правительство) выполняет как минимум следующие экономические функции:
2) защиту конкуренции;
3) производство социально значимых товаров (услуг);
4) защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства;
5) перераспределение доходов и ресурсов;
6) стабилизацию экономики.
Государственное вмешательство в экономику может осуществляться через государственный бюджет.
Государственный бюджет состоит из двух частей: доходов и расходов.
Основными источниками формирования доходов являются следующие налоги:
- личный подоходный;
- на прибыль;
- на заработную плату;
- поимущественный;
- на добавленную стоимость;
- акцизы или налоги на продажу и т. д.
Основные статьи расходов государственного бюджета на:
- национальную оборону;
- государственные закупки товаров и услуг;
- образование;
- здравоохранение;
- социальное обеспечение;
- общественную безопасность и т. д.
Если расходы бюджета больше доходов, возникает дефицит бюджета.
Как избавиться от дефицита государственного бюджета? Для этого необходимо увеличить доходы или сократить расходы.
Увеличить доходы можно следующим образом:
1) изменить налоговую систему (увеличить налоговые ставки);
2) обеспечить выпуск ценных государственных бумаг (облигаций);
3) увеличить выпуск (эмиссию) денег.
Увеличение ставок налогов может лишь временно повысить доход государства, так как рост налоговой ставки уменьшает доход предпринимателя и потребителя, а, следовательно, возможности дальнейшего расширения производства. А если сократится производство, то уменьшится прибыль и, следовательно, поступления в бюджет. Сокращение налоговых поступлений при высоких ставках налогов называется эффектом Лаффера.
Роль как мы видим, очень огромна. Перед современным государством стоит целый ряд целей:
1. Экономический рост.
2. Экономическая эффективность.
3. Полная занятость трудоспособного населения.
4. Стабильный уровень цен.
5. Экономическая свобода.
6. Справедливое распределение доходов.
7. Экономическая обеспеченность.
8. Торговый баланс.
и задач:
- увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.
- получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.
- обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.
- избежать сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция).
- предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
- обеспечить людей с ограниченными возможностями (хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы), то есть осуществить им нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.
- поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики.
- поддерживать баланс международных финансовых
сделок, которые невозможно решить без
вмешательства государства и без наличия
в экономике страны государственного
сектора. Особая ответственность ложится
на государство в связи с необходимостью
прогнозирования развития экономики,
от чего зависит будущее страны и народа.
2.2. Антитрестовское
регулирование.
Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.
Информация о работе Роль государства в экономике с точки зрения различных экономических школ