Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.

Содержание

Введение – 1
Глава I «Цели государственного регулирования» - 2
Глава II – «Функции государственного регулирования.» - 4
Глава III – «Методы государственного регулирования рыночной экономики» - 9
Глава IV - «Административные методы» - 10
Глава V – «Экономические методы» - 15
ГлаваVI – «Заключение» - 20
Список использованной литературы - 23

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Введение – 1

Глава I «Цели государственного регулирования» - 2

Глава II – «Функции государственного регулирования.» - 4

Глава III – «Методы государственного регулирования рыночной экономики» - 9

Глава IV - «Административные методы» - 10

Глава V – «Экономические методы» - 15

ГлаваVI – «Заключение» - 20

Список использованной литературы - 23

 

 

 

 

 

Введение

           Современная экономика чрезвычайно  сложна, она призвана формировать  условия для самых разнообразных  видов жизнедеятельности людей.  В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.

           Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние. Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. 1

 

 

Глава I. Цели государственного регулирования

Наше государство формировалось  и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические  отношения – господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.

Противоречие между  объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда  и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления , на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям, главными преимуществами которых являются:

1. экономическую демократию – свободу выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок);

2. эффективное распределение  ресурсов;

3. гибкость,  высокая  адаптивность к изменяющимся  условиям,  способность к удовлетворению разнообразных потребностей,  повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия. 2

 Первоначально эта  трансформация замышлялась в  целях обновления производства, структурных изменений технического  перевооружения,  поиска новых  форм и методов управления. В

 конечном итоге  цель преобразований заключалась  в повышении эффективности народного  хозяйства.

  На практике поставленные  задачи решались путем разгосударствления  и приватизации, резкого ограничения  роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом  и финальном положении всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного, непрямого воздействия на развитую  экономику эффективны именно тогда, когда она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.

           Приведенные выше предположения  подчеркивают необходимость взвешенного отношения к вопросам государственного управления процессом трансформации. Этот процесс включает в себя не только преобразования политической структуры, но и весь  комплекс проблем изменений.

           Снижение социальных и иных издержек переходного периода связано с глубоким осознанием всеми членами общества характера изменений, целей и задач трансформации. Кроме этого, необходим огромная организационная работа по согласованности всех элементов преобразования общества, обеспечения гарантий по всем аспектам его безопасности.

           Все это  подчеркивает необходимость  активной роли государства, всех  его институтов в созидательном,  а не разрушительном процессе. В этот период государство  не могло уйти из экономики.  Потребность в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия неуклонно возрастала.   

Генеральной целью госрегулирования экономики является экономическая  и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего  строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Однако наряду с генеральной  существует большое количество более  конкретных целей, подчиненных главной, служащих ей, без осуществления которых  основная цель не может быть достигнута:

1.Экономические:

а) развитие производства;

б)повышение благосостояния нации.

 

2.Социальные:

а) жизнеобеспечение неработающей, но трудоспособной части населения (пособия по безработице);

б)финансовая поддержка  производства общественных товаров  или приближающихся к ним (продовольствия) через дотации.

 

3.Политические:

а) взаимоотношения с  другими нациями.3

 

Глава II.Функции государственного регулирования.

           Рыночный механизм имеет много  достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны.  Но существуют области, где  механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.

Во-первых - это правильная организация денежного обращения.

           Во-вторых - предоставление государством  общественных товаров. Механизм  свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без  вмешательства государства в экономику.

           В-третьих - устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие  денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов. Что делает необходимым вмешательство государства в  экономику.

           Функции, выполняемые государством  по организации денежного обращения,  предоставлению общественных товаров  и устранению последствий внешних  эффектов, составляют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок. 

           Если обратиться к реальному  конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.

           Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять а рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны. Но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

           Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека недостойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства. Активно включившегося в перераспределение доходов.

           Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Обеспечение указанного права не означает наделение всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Выше отмечалось, что для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости. Материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевшие найти их.

           Монополизм и инфляция – одни из сложнейших проблем рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством и антиинфляционной и антимонопольной профилактики.

           Развитие научных исследований  и связанных с ними  крупных  инвестиций с длительными сроками  окупаемости, высокой степенью  риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое ведёт политику и научно-технический прогресс.

           Государство проводит региональную  политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

           Реализация национальных интересов  в мировой экономике предполагает  проведение государством соответствующей  внешней политики, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

           Таковы в общих чертах верхние  максимально допустимые пределы  государственного вмешательства  в рыночную экономику. Эти рамки  достаточно широки для того, чтобы  сочетание государственного регулирования и эффективно работающего  рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.4

           Если же государство пытается  делать больше, чем ему позволено  рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых

производствах, ведет  фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве появляется низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.

           Основными направлениями экономической деятельности государства являются следующие:

• обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических  агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений  работников и работодателей и т.д.); 
          • ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.

д.)1

•поддержаниенормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.)5

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике