Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Кроме политики, к таким сферам относятся медицина и, конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся - создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Экономика изучает “homo ecoonomics” - экономического человека, его действия и интересы. И также как в медицине, где для постановки диагноза нужно хорошо знать функционирование здорового организма, необходимо, прежде всего, разобраться в законах функционирования здоровой экономики.

Содержание

Стр.
I Экономическая наука. 3
1. Микроэкономика. 3
2. Макроэкономика. 4
II Государственное регулирование экономики. 4
1. Краткая историческая справка. 4
2. Понятие государственной экономической политики. 6
3. Субъекты государственного регулирования экономики. 7
Четыре линии связи хозяйственных интересов с
государственной экономической политикой.
1). Носители хозяйственных интересов.
2). Выразители хозяйственных интересов.
3). Исполнители хозяйственных интересов.
4). Обратная линия связи.
5). Анкетирование.
4. Объекты государственного регулирования экономики. 10
1). Государственная антициклическая политика.
2). Государственное регулирование экономики в области
отраслевой и территориальной структуры.
3). Накопление капитала.
4). Регулирование занятости.
5). Денежное обращение.
6). Состояние платежного баланса.
7). Цены.
5. Генеральная цель государственного регулирования
экономики и дерево целей. 13
6. Средства государственного регулирования экономики. 13
1). Административные средства.
2). Экономические средства.
3). Государственный бюджет.
4). Налоги.
5). Ускоренное амортизационное списание.
6). Государственный сектор.
7). Средства внешнеэкономического регулирования.
7. Государственное экономическое программирование. 20
1). Объекты программ.
2). Обычные и чрезвычайные программы.
3). Целевые программы.
4). Субъекты экономического программирования.
5). Границы экономического программирования.
8. Механизм государственного регулирования экономики
на примере цен. 21
1). Ценовое право.
2). Наблюдение государства за ценами.
3). Косвенное влияние государства на цены.
4). Прямое государственное вмешательство в процесс
ценообразования.
5). Влияние госсектора.
6). Вклад негосударственного сектора в процесс
регулирования цен.
9. Инфляция. 25
1). Причины возникновения инфляции.
а). Внутренние.
б). Внешние.
2). Типы инфляции.
а). Ползучая инфляция.
б). Галопирующая инфляция.
в). Гиперинфляция.
3). Последствия инфляции.
а). Позитивные функции.
б). Негативные последствия.
4). Управление инфляцией.
10. Безработица. 30
1). Рынок труда.
2). Классификация безработных.
3). Формула вычисления среднемесячного
уровня безработицы.
4). Концепции, трактующие феномен безработицы.
5). Направления государственного регулирования
рынка труда.
6). Биржа труда.
11. Этапы государственного регулирования экономики. 33

III Список использованной литературы. 35

Работа содержит 1 файл

ГРЭ КУРСОВАЯ.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

 

 


МПС РФ

 

Сибирский Государственный  Университет Путей Сообщения

 

Кафедра: «Экономическая теория».

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Тема: Роль государства  в рыночной экономике.

 

 

 

 

Âûïîëíèë ñòóäåíò ãðóïïû ÌÝ – 21x

xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

 

Ïðîâåðèë ïðåïîäàâàòåëü 

xxxxxxxxxxxxxx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Íîâîñèáèðñê 2001.

Îãëàâëåíèå

 

         Стр.

I   Экономическая  наука.                     3

1. Микроэкономика.                     3

2. Макроэкономика.                     4

II  Государственное  регулирование экономики.       4

1. Краткая историческая  справка.         4

2. Понятие государственной  экономической политики.      6

3. Субъекты государственного  регулирования экономики.     7

 Четыре линии  связи хозяйственных интересов  с    

 государственной  экономической политикой.     

1). Носители  хозяйственных интересов.    

2). Выразители  хозяйственных интересов.    

3). Исполнители  хозяйственных интересов.    

4). Обратная  линия связи.       

5). Анкетирование.         

4. Объекты государственного  регулирования экономики.     10

1). Государственная  антициклическая политика.   

2). Государственное  регулирование экономики в области 

 отраслевой  и территориальной структуры.    

3). Накопление  капитала.       

4). Регулирование  занятости.      

5). Денежное  обращение.       

6). Состояние  платежного баланса.     

7). Цены.          

5. Генеральная  цель государственного регулирования     

экономики и  дерево целей.          13

6. Средства государственного  регулирования экономики.     13

1). Административные  средства.      

2). Экономические средства.      

3). Государственный  бюджет.      

4). Налоги.          

5). Ускоренное  амортизационное списание.    

6). Государственный  сектор.       

7). Средства  внешнеэкономического регулирования.  

7. Государственное  экономическое программирование.      20

1). Объекты программ.

2). Обычные и  чрезвычайные программы.

3). Целевые программы.

4). Субъекты  экономического программирования.

5). Границы экономического  программирования.

8. Механизм государственного  регулирования экономики

 на примере  цен.           21

1). Ценовое право.

2). Наблюдение  государства за ценами.

3). Косвенное  влияние государства на цены.

4). Прямое государственное  вмешательство в процесс

 ценообразования.

5). Влияние госсектора.

6). Вклад негосударственного сектора в процесс

 регулирования  цен.

9. Инфляция.            25

1). Причины возникновения  инфляции.

а). Внутренние.

б). Внешние.

2). Типы инфляции.

а). Ползучая инфляция.

б). Галопирующая инфляция.

в). Гиперинфляция.

3). Последствия инфляции.

а). Позитивные функции.

б). Негативные последствия.

4). Управление  инфляцией.

10. Безработица.           30

1). Рынок труда.

2). Классификация  безработных.

3). Формула вычисления  среднемесячного

 уровня безработицы.

4). Концепции,  трактующие феномен безработицы.

5). Направления  государственного регулирования

 рынка труда.

6). Биржа труда.

11. Этапы государственного  регулирования экономики.      33

 

III Список использованной  литературы.        35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Люди, никогда систематически не изучавшие экономическую теорию, похожи на глухих, которые пытаются оценить звучание оркестра”

П.Самуэльсон

 

Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Кроме  политики, к таким сферам относятся медицина и, конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся - создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Экономика изучает “homo ecoonomics” - экономического человека, его действия и интересы. И также как в медицине, где для постановки диагноза нужно хорошо знать функционирование здорового организма, необходимо, прежде всего, разобраться в законах функционирования здоровой экономики.

Экономическая наука призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой.

Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, но с членом общества, подверженного воздействию традиций, национального менталитета и политических институтов. Инструментарий экономиста имеет поэтому национальную специфику.

Наука формируется примерно также, как растет дерево или строится здание. Великие экономисты прошлого заложили фундамент, создали теорию, называемую микроэкономикой. В качестве исходного пункта для анализа здесь берется хозяйство предпринимателя и фермера. Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями (конкуренция), предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями. Она формулирует законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда или капитала. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником, руководством для бизнеса.

Экономическую теорию, созданную  в 18 - 19 веках, называют классической, она  отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе экономического выбора. Творчество гениального Адама Смита для экономики сопоставимо с изобретением колеса.

Постепенно национальные хозяйства превращаются в сложные  системы взаимозависимых отраслей, формирующих мировое хозяйство. Правилом становится периодически повторяющиеся экономические кризисы, хроническими - безработица и инфляция.

В деловую практику включаются проблемы, не разрешаемые при помощи традиционных средств. Экономисты начинают интересоваться вопросами общего равновесия, совокупного спроса, денежного обращения.

20 век явился в истории  экономической мысли этапом макроэкономики. Большая система - это не только множество малых подсистем - фирм и отраслей, но уже и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы. Макросистема не может быть описана категориями микросистемы (ценой, прибылью, конкуренцией и др.). Здесь необходимы новые макропоказатели, новые методики и инструменты.

Макроэкономический анализ становится основой государственной политики, разработки программ, избирательных (“точечных”) методов воздействия. Но макроэкономические знания отнюдь не являются далекими от предпринимательства. Ведь такие формулы, как обратная зависимость между инфляцией и безработицей в масштабе общества, или между банковским процентом и темпами роста валового продукта, между ростом инфляции и понижением обменного курса отечественной валюты необходимо знать, хотя бы для того, чтобы предвидеть изменения конъюнктуры и вероятные контрдействия правительства, направление государственного регулирования экономики.

“Больше всего законов  было создано в смутные времена  республики...”

Из Тацита.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в  Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты 17 века - пионеры  нормативной экономической теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.

С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19 веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства.

Со второй половины 19 века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец  века связан со взрывом, скачком в  научно - техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.

Началось наступление  на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.

Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно-промышленные комплексы, тесно связанные с правительством.

Государственное регулирование  экономики явилось необходимым  для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в  широком смысле. Коллективное потребление  или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

И, наконец, хотелось бы особо  подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность в государственной  поддержке и подчас организации  фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.

Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе  не может справиться.

И, хотя подобное регулирование  в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно - командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного  хозяйства возникали и обострялись  экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Теоретически понятие  государственной экономической  шире понятия государственного регулирования  экономики, так как первая может  основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь (известный принцип экономического либерализма laisser faire - laisser passer). В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

В современных условиях государственное регулирование  экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные  задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике