Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо.

Все экономисты сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Содержание

Введение

1. Место государства в рыночной экономике

2. Функции государства в рыночной экономике

3. Методы и формы государственного регулирования

3.1. Экономические методы

3.2.Государственное предпринимательство

3.3. Государственное программирование

3.4. Административные методы

4. Государственная собственность и государственный сектор

4.1. Состав государственной собственности и особенности управления

4.2. Масштабы государственного сектора

5. Роль государства в кризисной экономике России

Работа содержит 1 файл

экономика алик 1.docx

— 47.59 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

 

«Костромской государственный технологический университет»

(ФГБОУ ВПО «КГТУ»; КГТУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по экономической теории

 

на тему: «Роль государства в рыночной экономике»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнил: Багарчиев А.Ш.

                                                                            студента 1 курса заочн. отдел.

                                        12-ЗУк-043

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

Кострома, 2012 г.

 

Введение

 

1. Место государства  в рыночной экономике

 

2. Функции государства  в рыночной экономике

 

3. Методы и формы государственного  регулирования

 

3.1. Экономические методы

 

3.2.Государственное предпринимательство

 

3.3. Государственное программирование

 

3.4. Административные методы

 

4. Государственная собственность  и государственный сектор

 

4.1. Состав государственной  собственности и особенности  управления

 

4.2. Масштабы государственного  сектора

 

5. Роль государства в  кризисной экономике России

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

 

В развитии экономики во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере.

 

Общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность  в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма.

 

Цель государства в  рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия  для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие  государства, и везде, где оно  необходимо.

 

Все экономисты сходятся в  понимании того, что "невидимая  рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства.

 

Недооценка экономической  роли государства, как свидетельствует  опыт первых лет реформирования экономики  России, порождает негативные последствия.

 

В курсовой работе рассмотрим роль государства в рыночной экономике, методы и формы государственного регулирования и роль государства  в кризисной экономике России.

 

 

 

1. Место государства в рыночной экономике

 

Государство в современном  мире является мощным субъектом перераспределения  валового внутреннего продукта. Отличие  государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов  состоит именно в регулирующей функции  и возможностях воздействия на экономическую  систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. Государство - политическая реальность. При помощи сугубо экономических  рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении.

 

2. Функции государства в рыночной экономике

 

Выделяют три основные функции государства в экономике: функции регулирующая, эффективности, справедливости.

Функция эффективности представляется очевидной, так как мы утверждаем, что государство именно экономический  субъект. Напомним, что всякий экономический  субъект действует, сопоставляя  результат и затраты собственной  деятельности (см. выше). Государство  не должно быть исключением. Проблемы определения издержек попросту не существует, так как государственные расходы  достаточно точно определяются национальной статистикой и ограничиваются рамками (законодательными) в виде бюджетов всех уровней. Другое дело - определение  результата деятельности государства.

Определить его столь  же точно, как и затраты, не представляется возможным, так как неочевидным  является сам результат деятельности государства. Даже в нашем простом  примере, приведенном выше, мы не можем  с определенной точностью отметить: производители изменили свои производственные программы, только руководствуясь импульсами, исходящими от государства (снижение ставки налога на прибыль), или в результате других причин и мотивов (скажем, конкретная фирма, выпускающая новую продукцию, и так планировала расширение собственного производства). Напомним, что производителей миллионы и все  они независимы, суверенны, самостоятельны в принятии собственных решений.

Все сказанное означает, что в привычных экономических  координатах (рублях, долларах и проч.) определить результат функционирования государства не представляется возможным. Однако стоит отметить, что все-таки можно это сделать косвенным  путем, а именно определив существует ли социальная стабильность в обществе или нет, имеются ли у экономических субъектов возможности реализации собственных экономических интересов или их действия ограничиваются нестабильной политической или социальной ситуацией, неопределенностью.

Таким образом, при реализации функции эффективности общество должно, минимизируя в разумных пределах государственные расходы, стремиться к социально-политической стабильности на основе нормального развития всех экономических субъектов на принципах реализации ими собственных интересов.

Говоря о выполнении государством функции эффективности, стоит отметить, что оно (государственные чиновники), конечно же, имеет и собственные  интересы, которые могут взять  верх над интересами общества. Тогда  государство превращается в своеобразную “кормушку” для приближенных к  нему экономических субъектов и  реализация функции эффективности  становится сомнительной, даже при  социально-политической стабильности в обществе.

Выполнение государством функции справедливости связано  с объективно существующей в обществе неравномерностью распределения доходов  и различиями в возможностях людей. Определенные категории людей просто не в состоянии быть столь же эффективными в хозяйственной деятельности как  все остальные члены общества (дети, молодые мамы, старики, инвалиды и др.), поэтому общество должно о  них позаботиться.

Для этого за счет государственных  средств осуществляются программы  социальной помощи малоимущим, программы  социальной адаптации инвалидов  и т. д. Это требует значительных средств, которые должны быть мобилизованы государством, а затем адресно  перераспределены в пользу определенных социальных групп и слоев населения. Таким образом государство и реализует функцию справедливости.

Выполнение государством основных функций напрямую связано  с теми методами, которые используются данным специфическим экономическим  субъектом при воздействии на экономику. Выделяют прямые и косвенные  методы воздействия государства  на экономические процессы. К первым относят управление предприятиями, принадлежащими государству или со значительным государственным участием, а также непосредственное воздействие при помощи законодательных актов и нормативов, которые принимаются государством (исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти). Ко вторым относят, как правило, использование бюджета и денежной массы для изменения поведения экономических субъектов.

 

 

3. Методы и формы  государственного регулирования

 

 

Государственное регулирование  экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

 

Свои регулирующие функции  государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования.

 

3.1. Экономические  методы

 

Здесь в первую очередь  выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной  политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции ЦБ с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

 

Значительная роль отводится  налоговой политике, без которой  невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

 

Через механизм налогообложения  и государственных расходов по социальному  обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения.

 

3.2.Государственное  предпринимательство

 

Важное место в воздействии  государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это - энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства. Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

 

Наблюдается рост государственного сектора в экономике, причинами  которого являются необходимость поддержания  национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей среды и т.п.

 

3.3. Государственное  программирование

 

По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства  свои основные задачи на определенные временные этапы стали формировать в виде государственных программ. Для их реализации создаются экономические центры с привлечением ученых, специалистов, представителей центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения.

 

Экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, - это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития.

 

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

 

в бюджетной политике (регулирование  государственных расходов, выпуск государственных  внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

 

в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование  учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

 

в фискальной политике (регулирование  системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества  физических и юридических лиц);

 

в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и  т.д.).

 

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений).

 

3.4. Административные  методы

 

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному  воздействию на функционирование и  результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

 

К административным методам  регулирования экономики следует  отнести прямой государственный  контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

 

Административное регулирование  необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике