Роль государства в экономике с точки зрения различных экономических школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:38, реферат

Описание работы

В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность.
Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..2

Глава I Экономические учения о роли государства в экономике………... 3

Глава II Государство в рыночной экономике……………………………..7

2.1. Роль государства в экономике…………………………………………7

2.2. Антитрестовское регулирование……………………………………..14

2.3. Методы государственного воздействия на рынок…………………..16

2.4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства………21

2.5. Дерегулирование и приватизация…………………………………….23

Заключение ………………………………………………………………….28

Список литературы …………………… ………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Экономика общественного сектора.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования «Российский государственный

профессионально-педагогический университет» 

Институт  экономики и управления

Кафедра экономической теории 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Экономика  общественного сектора»

На тему: «Роль государства в экономике  с точки зрения различных экономических  школ». 
 

                   Выполнил:  
                  студент группы Кп-211СД ЭТ  
                   Копанева Ирина Вениаминовна
                 

                   Принял:

 
 
 
 
 

    Екатеринбург

    2010 г.

                                           СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  ……………………………………………………………………..2

Глава I  Экономические учения о роли государства в экономике………... 3

Глава II Государство в рыночной экономике……………………………..7

2.1. Роль государства в экономике…………………………………………7

2.2. Антитрестовское регулирование……………………………………..14

2.3. Методы государственного воздействия на рынок…………………..16

2.4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства………21

2.5. Дерегулирование и приватизация…………………………………….23

Заключение  ………………………………………………………………….28

Список  литературы ……………………  ………………………………….29

                                            

                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      
 

                                             ВВЕДЕНИЕ  

       Наш мир уже в 15 – 16 веках пережил эпоху чисто рыночной экономики без вмешательства государства в экономику. Ряд кризисов и мировых войн вынудил государство не только вмешиваться в экономику, но и создавать свой сектор. На протяжении последующих  200 лет, вопрос о размере государственного сектора и роли государства в экономике неоднократно обсуждался в научном мире. Он и сейчас является одним из важнейших вопросов экономики.

       Проблема государственного вмешательства в экономику является  основной  для  любого  государства,  независимо  от  того, рыночная ли это экономика  или  же  распределительная. 

       В  распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права  и  обязанности  по производству и распределению  товаров  и  услуг.  То  есть  о  регулировании говорить не приходится: государству  просто  некого  регулировать.  В  таком случае речь идет  о замещении  всего многообразия  форм  собственности  и способов ответа на  вопрос  "Что,  как  и  для  кого  производить?"  одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос  -  строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала  свою неэффективность.

       Остается рыночный путь развития. Но  в  рыночном  хозяйстве государству  приходится  постоянно  корректировать  глубину  влияния.  Перед государством не стоят такие  задачи,  как  непосредственное  производство  и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет  и  права  свободно распоряжаться  ресурсами,  капиталом  и  произведенными  товарами,  как  это делается в распределительной экономике.

      По моему мнению, государство  должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая  степень  вмешательства.

     Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в  принятии  решений как  со  стороны  как  потребителей,  так  и  со   стороны   производителей. Государственная политика просто не имеет  права  отставать от  изменений в рыночной системе, иначе оно  превратится  из  эффективного  стабилизатора  и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

                                                

                                                   ГЛАВА 1

          Экономические учения о роли государства в экономике. 

      История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

     Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил» (принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство.

     В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом.

     Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

      В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

     Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

- высокая  доля национального дохода, перераспределяемая  через госбюджет;

- создание  обширной зоны государственного  предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

- широкое  использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

     Модель  государственного регулирования, предложенная   Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились.

     Был опровергнут закон  Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

     Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение.

     Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

     Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

      Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

     Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

     Таким образом, государству отводится огромная роль в экономике. Это и видно из того, что в экономической науке существует четыре точки зрения. Их объединяет то, что они признают необходимым вмешательство государства в экономику, а различают задачи, которые авторы экономических учений возлагают на него. Так, меркантилисты отводят государству роль защитника отечественного производителя, а последователи  А. Смита отводят государству роль – арбитра в экономике. В отличии от них Кейнс, считает что государство должно взять на себя планирование и проведение антикризисных мероприятий.

     Последователи неоклассической мысли, наоборот отводят государству роль  создателя условий для экономической свободы накопление капитала. 

                                           ГЛАВА 2

                     Государство в  рыночной экономике

                            2.1. Роль государства в экономике.  

     Вмешательство государства в экономику преследует определенные  функции.

     Как  правило,  оно  корректирует  те   "несовершенства",   которые   присущи рыночному механизму и с которыми он сам  либо  справиться  не  в  состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для  эффективной конкуренции,  за  ограничение  власти  монополий.  Оно  также  заботится   о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг,  так  как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять  коллективные потребности людей.

     Участие государства в экономической жизни  диктуется  еще и тем,  что  рынок  не  обеспечивает  социально  справедливое  распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих,  стариках.

Информация о работе Роль государства в экономике с точки зрения различных экономических школ