Государственный сектор и его роль в экономике

Автор: S****************@Mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование рыночной экономики в Казахстана сильно страдает от того, что государственная машина в значительной мере разлажена в результате неоднократных перетрясок и реорганизаций, обескровлена уходом из нее многих профессионалов, разъедена бюрократизмом и коррупцией, кроме того она находится в состоянии хронической финансовой несостоятельности, это лишает ее морального авторитета. Представляется, что в переосмыслении нуждается либеральная риторика радикальных демократов с акцентом на устранение государственного вмешательства в экономике. Расставаясь с прошлым и приступая к демонтажу командной экономической системы, новые власти обычно имели весьма расплывчатое представление о том, к чему и как, в конечном счете, следует перейти.

Содержание

Введение……………..…………..…………..…………...…………...…....3
Глава 1. Определение государственного сектора экономики…...…………...…………...………………………………….......5
1.1 Понятие и структура государственного сектора………………………………………………………………………...5
1.2. Роль государственного сектора в экономике…………………………………………………………………….8
1.3. Управление государственным сектором……………………………….9
Глава 2. Теории государственного регулирования экономики………………………………………………………………….14
2.1. Государство в неоклассических теориях. Экономический
либерализм…………………………………………………………………15
2.2.Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая
политика……………………………………………………………………19
2.3. Концепция индикативного планирования. Государственный
дирижизм…………………………………………………………………..24
Глава 3. Государственный сектор в Казахстана…………………………..27
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 65.34 Кб (Скачать)

Содержание.

    Введение……………..…………..…………..…………...…………...…....3

Глава 1. Определение  государственного сектора экономики…...…………...…………...………………………………….......5

1.1 Понятие и структура   государственного сектора………………………………………………………………………...5

1.2. Роль государственного  сектора в экономике…………………………………………………………………….8

1.3. Управление государственным  сектором……………………………….9

Глава 2. Теории государственного регулирования экономики………………………………………………………………….14

2.1.      Государство в неоклассических  теориях. Экономический

 либерализм…………………………………………………………………15

2.2.Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая

 политика……………………………………………………………………19

2.3. Концепция индикативного  планирования. Государственный

дирижизм…………………………………………………………………..24

Глава 3. Государственный  сектор в Казахстана…………………………..27

Заключение………………………………………………………………..42

Список литературы………………………………………………………45 

       Введение.

       Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование рыночной экономики в Казахстана сильно страдает от того, что государственная машина в значительной мере разлажена в результате неоднократных перетрясок и реорганизаций, обескровлена уходом из нее многих профессионалов, разъедена бюрократизмом и коррупцией, кроме того она находится в состоянии хронической финансовой несостоятельности, это лишает ее морального авторитета. Представляется, что в переосмыслении нуждается либеральная риторика радикальных демократов с акцентом на устранение государственного вмешательства в экономике. Расставаясь с прошлым и приступая к демонтажу командной экономической системы, новые власти обычно имели весьма расплывчатое представление о том, к чему и как, в конечном счете, следует перейти.

      Управление  республиканской собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом.

      Долгое  время опыт ведущих мировых  стран в этом направлении служил  объектом изучения отечественных  экономистов и деятелей практического  управления лишь в той мере, в какой это было необходимо  для критики, содержавшей значительную  составляющую идеологии. Ситуация  коренным образом изменилась  в период экономического реформирования  отечественной экономики. Современное  состояние этого вопроса характеризуется  как полным отсутствием в отечественной  экономической науке сколько-нибудь  разработанной теории этого вопроса,  так и явным недостатком опыта  реального использования органами  государственной власти возможностей  воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в республиканской собственности.

      Наиболее актуальными задачами в области практического управления республиканской собственностью сегодня можно считать уточнение структуры и состава республиканской собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач – оценки отдельных объектов республиканской собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.

      Целью  данной курсовой работы является  анализ деятельности государственного  сектора экономики, путей его  формирования, масштабы и роль  в экономики.

       Задачи, которые будут выполняться  в процессе работы:

           ▪ Определение понятия и структуры  государственного сектора в рыночной  экономике;

           ▪ Освещение проблем  управления  унитарными предприятиями в условиях  рынка;

           ▪ Определение места и роли  государственного сектора в экономике;

           ▪ Определение  масштабов государственного  сектора экономики на сегодняшнем  этапе развития Казахстана.

      Теоретической  основой  работы послужили  работы классиков экономической  науки, теории управления, использованы  материалы экономической и тематической  литературы, периодических изданий. 

   Глава 1. Определение  государственного сектора экономики. 

           1. Понятие и структура  государственного  сектора.

    Государственный  сектор является одним из важнейших  звеньев смешанной экономики,  ее неотъемлемой составной частью. В нормативных актах и экономической  правоприменительной практике в  настоящее время существуют различные  толкования понятия «государственный  сектор экономики».

   Обычно в  литературе под государственным  сектором понимается комплекс  объектов собственности, принадлежащих  государству                       ( предприятий, организаций, учреждений).

   Вместе с  тем в научных публикациях  встречается и расширенная трактовка.  В состав его структурных звеньев,  помимо хозяйственных систем, осуществляющих  экономическую деятельность, включают  федеральные и региональные органы  законодательной и исполнительной  власти, занимающиеся управлением  и регулированием экономики. В  этом случае функции государственного  сектора в экономике отождествляются  государсвенными функциями регулирования экономики.

   Итак, государственный  сектор в экономике - многокомпонентный,  многоуровневый и многофункциональный  комплекс. В зависимости от целей,  характера решаемых задач и  источников финансирования в  составе государственного сектора  экономики можно выделить три  основных блока.

   Во-первых, государственные  предпринимательские структуры.  К ним относятся государственные  унитарные и федеральные казенные  предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), государственные коммерческие торговые  и представляющие различные платные  услуги учреждения, организации  (например, «Рособоронэкспорт»,  «Российский кинопрокат»).

   Во-вторых, государственные  бюджетные некоммерческие организации  и учреждения науки, образования,  здравоохранения, культуры, социального  обеспечения, обороны, гражданской  защиты, охраны природы, обеспечения  экологической и государственной  безопасности и тому подобное.

   В-третьих,  государственная федеральная и  субъектов Республики собственность сверх той, что закреплена в качестве имущества, имеющегося у объектов, входящих в упомянутые выше два блока. Сюда можно отнести землю и другие природные рессурсы, не находящиеся в собственности граждан, других юридических лиц или муниципалитетов, а такхе иные средства, составляющие государственную казну.

   Строго говоря, государственный сектор вполне  правомерно можно называть общественным  сектором, если включить в него  как самостоятельный еще муниципальный  блок, муниципальную собственность,  то есть предприятия, организации,  принадлежащие органам местного  самоуправления.[1]

   Якобсон Л.  И. дает следующее определение  общественного сектора.

   Общественный  сектор представляет собой совокупность  ресурсов экономики, находящихся  в распоряжении государства. Ресурсы,  которыми распоряжается государство,- это не только организации,  находящиеся в его собтвенности, но и доходы и расходы бюджета. Соответственно, государственный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогооблажения и программ общественных расходов.[2]

      В  зарубежной практике для обозначения  границ госсектора используются, как правило, более конкретные  критерии. В ряде случаев к  нему относят предприятия, участие  государства в капитале которых составляет более 50%, но нередко применяются и менее жесткие нормы.

         Мировой опыт свидетельствует,  что при любом политическом  режиме госсектор служит ключевой  экономической опорой страны  и составляет важнейшую область  государственного управления. Его  масштабы и структура в отдельных  странах зависят от состояния  национального хозяйства, исторических  и социальных условий и традиций. Вопрос о том, в каких отраслях  участие государства наиболее целесообразно, решается в рамках конкретной модели, предполагающей определенные отраслевые приоритеты и “национальный” взгляд на роль госсектора.

      В  странах ЕС на государственные  хозяйственные объекты приходится  около  11% работающих на найму, 10% вновь  созданной  стоимости   и  более  13% валовых инвестиций  в основные фонды. Эти показатели  дифференцированы  по  странам   – удельный вес госсектора  колеблется от 17,6% в Финляндии  и  15,4%  в  Австрии, до 5,7% в  Нидерландах и 2,7% в Великобритании.

      Как  правило, госсектор доминирует  в  определенных  базовых   отраслях,  хотя степень государственного  участия  в  них  может   варьироваться.  В  Италии, например,  крупнейшие  государственные   компании  контролируют  в   основном черную металлургию,  электротехническую и судостроительную  промышленность.  В Испании государство   установило  строгий  контроль  в  области  производства  электроэнергии.   В   Великобритании   госсектор   доминирует   в   угольной промышленности  и   ядерной  энергетике.  Во  Франции   его   роль   наиболее значительна  в электроэнергетике,  аэрокосмической,  электронной,  химической промышленности, металлургии, автомобилестроении.

      Существенная  характеристика госсектора –  его опора на крупные  хозяйственные  структуры.  Так,  все  АЭС   Великобритании   подчинены   компании   “Нуклеар электрик”,   где   государство   выступает   как   единственный    акционер.

      Значительную  роль  крупные  государственные   промышленные  группы  играют  в экономике Франции. В  списке  30  крупнейших  в  мире  по  размерам  активов компаний,  находящихся   в  госсобственности,  французские   группы   “Томсон” (аэрокосмическая  промышленность и оборона), “Аэроспасьяль”  (аэрокосмическая промышленность), “Газ Франции” и “Электрисите Франс”  (энергетика)  занимают видное место.

      1.2.Роль  государственного сектора в экономике.

      Государственный  сектор в экономике выполняет  ряд важных функций. Прежде  всего, он способствует формированию  экономического потенциала, обеспечивающего  хозяйственную жизнь общества. С  его помощью государство регулирует  экономическую деятельность, используя  соответствующие рычаги. Так, в  случае необходимости выравнивается  экономический цикл с помощью  государственных инвестиций, государственного  заказа, государственных закупок,  реконструкции предприятий инфраструктуры. Принимаются меры по улучшению  сбалансированности хозяйства и  ликвидации диспропорций.

      Государство  также формирует наиболее рациональную  структуру народного хозяйства  на основе реконструкции действующих  и строительства новых предприятий  в развивающихся отраслях и  видах производства. Оно поддерживает  занятость населения путем сохранения  существующих и создания новых  рабочих мест. Наконец, государство  аккумулирует и перераспределяет  денежные средства. Важными функциями  государственного сектора являются  организация производства общественных  благ, развитие науки, НИОКР, подготовка  и переподготовка кадров, интенсификация  внешнеэкономической деятельности  с помощью государственных предприятий  и организаций, обеспечение экономической  безопасности.

      Место  и роль государственного сектора  экономики принято характеризовать  в рамках смешанной экономики  набором конкретных показателей:

      - стоимость  или размер (в натуральном измерении)  государственного имущества (федерального  и субъектов федераций) и его  доля (в %) к общей стоимости или величине конкретного вида имущества страны (в натуральном измерении);

Информация о работе Государственный сектор и его роль в экономике