Различные взгляды на роль государства в экономике

Автор: Юлиана ...., 17 Октября 2010 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются различные школы и их взгляды на роль государства в экономике

Содержание

Введение
Глава 1. Функции государства в экономике
Глава 2. История эволюций представлений о роли государства в экономике
2.1 Меркантилизм о роли государства в экономике
2.2 Физиократы о роли государства в экономике
2.3 Классическая школа о роли государства в экономике
2.4 Маржинализм о роли государства в экономике
2.5 Неоклассицизм о роли государства в экономике
6. Кейнсианство и роль государства в экономике
Глава 3. Роль государства в экономике России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовой.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МИРОВОЙ  ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по макроэкономике

На тему: Различные взгляды на роль государства  в экономике 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студента  группы

Рожковой  Ю.Е.

гр. 09ВЭ1

Научный руководитель доцент

Амирова Н.Р. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пенза, 2010

План

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Функции государства в экономике……………………………………5

Глава 2. История эволюций представлений о роли государства в экономике

    2.1 Меркантилизм  о роли государства в экономике……………………10

          2.2 Физиократы о роли государства  в экономике………………………13

          2.3 Классическая школа о роли  государства в экономике……………..15

    2.4 Маржинализм  о роли государства в экономике…………………….17

    2.5 Неоклассицизм  о роли государства в экономике…………………...20

    1. Кейнсианство и роль государства в экономике……………………22

Глава 3. Роль государства в экономике России……………………………….25

Заключение……………………………………………………………………….28

Список  используемой литературы……………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Тема  моей работы актуальна на сегодняшний  день и интересна с исторической точки зрения. Проблема государственного вмешательства в экономику, на мой  взгляд, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система- это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

    Государственное регулирование экономики имеет  долгую историю. Практика здесь опережает теорию. История государства и эволюции экономической мысли – неисчерпаемый источник материала для анализа всех «за» и «против» различных аспектов взаимодействия государства и экономики. Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

    И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность  в государственной поддержке  и подчас организации фундаментальных  научных исследований, а также  защиты среды обитания.

    Цель  работы: проанализировать  различные взгляды на роль государства в экономике.

    Задачи  работы:

  • Рассмотреть функции государства в экономике;
  • Изучить историю  эволюций представлений о роли государства  в экономике;
  • проанализировать  роль государства в экономике  России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Функции государства  в экономике

      Социальную  и политическую природу государства  обнаруживают его функции, ибо любой  феномен наиболее ярко проявляется  тогда, когда действует. Функции  государства - это основные направления  его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.

       Другими словами, функции государства - это  основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

       Таким образом, функции государства непосредственно  выражают, предметно конкретизируют его сущность, национальные и частные интересы членов общества.1

     Функции государства объективны. Они не зависят  ни от сознания и воли, объединившихся в сообщество людей, ни от тех, кто  этим сообществом управляет. Главной - генеральной - функцией государства является реализация "общих дел". Реализация этой функции обеспечивает объективные предпосылки человеческого существования, как то: природные условия, обеспечение жизнедеятельности, здоровья граждан, социально-культурные условия, экономические и политические условия.

     Необходимо  упомянуть о том, что практически все, известные ныне теории происхождения и функций государства в основе своей имеют две основные концепции, принимающие во внимание ту или иную сторону государственной деятельности. Это, во-первых, - концепция государства как воплощения идеи  "всеобщего блага". Второй является концепция государства как аппарата для осуществления насилия одной части общества над другой.

       Вне зависимости от господствующих экономических  доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика - защита  целостности   и   суверенитета  государства,  обеспечение дипломатических отношений, защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов, так же большое место во внешнеполитических функциях государства занимает исполнение договоров и создание международных миротворческих сил2;  регулирование платежного баланса, валютных курсов.

     В целом государство реализует  политические и социально-экономические  принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

     Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

    • создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;
    • стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;
    • социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;
    • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

     Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: свои расходы, налогообложение, регулирование, государственное предпринимательство.

     Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение. Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.

     Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различных формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

     Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации  экономики, на стимулирование конкуренции. В частности в Российской Федерации  в марте 1991 г. Верховным Советом  РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этим законом предусматриваются меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. Создан социальный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Данному Комитету поручено осуществлять контроль, над тем, чтобы образование ассоциаций, корпораций, концернов не приводило к монополизации на рынке. Он имеет право давать разрешению на регистрацию новых крупных экономических структур и на перерегистрацию уже существующих крупных организаций. На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

     Налоговая и кредитная формы регулирования  предусматривают использование  налогов и кредитов в целях  воздействия на национальный объем  производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5—10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам. Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и доходов на стороне спроса и на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения. 
 
 
 

Информация о работе Различные взгляды на роль государства в экономике