Роль государства в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:55, контрольная работа

Описание работы

Общепризнанно, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории А.Смит, Д.Рикардо считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, то есть без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.

Работа содержит 1 файл

Готовое.doc

— 115.50 Кб (Скачать)
  1. Роль государства в развитии экономики

 

Общепризнанно, что современная  рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной  деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в  экономику. Так, классики экономической теории А.Смит, Д.Рикардо считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, то есть без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.

Однако рыночный механизм не в состоянии  разрешить всех проблем экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железной дороги, почты, телеграфа и т. п. Усиление государственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, экологией. Появляется острая необходимость вмешательства государства в механизм принятия регулируемых решений. Примером служит развивающийся в 1929-1933 годах кризис капиталистической экономики, ознаменовавший конец «эры» свободного предпринимательства. Он показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики  теоретически обосновал английский экономист Дж.М.Кейнс в книге  «Общая теория занятости, процента и  денег». Эта теория получила практическое применение в экономике США в 50-е годы и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

Объективная возможность  государственного регулирования экономики  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в  действительность, заключается в  нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Экономическая роль государства  в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках государства». Если государство распоряжается 10-15% национального дохода, то такая экономика является смешанной, то есть одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая – в руках частных владельцев.

Доля национального  дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних обстоятельств, например: войны. В США в 1929-1940 годы доля государства в национальном доходе колебалась в пределах 10-13%, а затем стремительно выросла во время второй мировой войны до 45%. Однако с начала 50-х эта доля колебалась на уровне 15-30%.

Заметим: в США в  отличие от других промышленных развитых стран -размер государственного сектора  невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании, ФРГ он значительно  больше и достигает 40-50%. Главными причинами  роста государственного сектора являются: рост расходов на оборону и военно-космические исследования; рост народонаселения; решение проблем окружающей среды; решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

 

  1. Основные цели кредитно-денежной политики. Цепь причинно-следственных связей, через которую осуществляется кредитно-денежная политика

 

Основополагающей  целью  кредитно-денежной  политики  является  помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции.  Кредитно-денежная  политика  состоит  в изменении денежного предложения  с  целью  стабилизации  совокупного  объема производства, занятости и  уровня  цен.  Центральный  банк  главный,  но  не единственный орган регулирования.  Существует  целый  комплекс  регулирующих органов.  Осуществляя  кредитное   регулирование,   государство   преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков  и направляя  регулирование   на   расширение   или   сокращение   кредитования экономики, оно, таким образом,  достигает  стабильного  развития  внутренней экономики,   укрепления   денежного   обращения,   поддержки    национальных экспортеров  на  внешнем  рынке.  Таким  образом,  воздействие   на   кредит позволяет  достичь  более  глубоких  стратегических  задач  развития   всего хозяйства в целом. Например, недостаток  у  предприятий  свободных  денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса  имеет  свои  недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного  уровня  населения, ухудшение валютного положения  в  стране.  Соответственно  в  первом  случае денежно-кредитная политика должна быть направлена  на  расширение  кредитной деятельности банков, а во втором случае  -  на  ее  сокращение,  переходу  к политике "дорогих денег".

С помощью  кредитного  регулирования  государство  стремится  смягчить экономические  кризисы,  сдержать  рост  инфляции,   в   целях   поддержания конъюнктуры    государство    использует    кредит    для     стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Кредитная  политика  осуществляется  косвенными  и  прямыми   методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что  центральный  банк  либо оказывает косвенное  воздействие  через  ликвидность  кредитных  учреждений, либо  устанавливает  лимиты  кредитования  экономики  (количественные ограничения кредита).

В  условиях  высокоразвитой  рыночной  экономики  в  основе   денежно-кредитной политики лежит принцип "компенсационного  регулирования".  Принцип компенсационного   регулирования   включает   сочетание   двух    комплексов мероприятий:

  • политики денежно-кредитной рестрикции  (ограничения  кредитных  операций, повышения уровня процентных  ставок,  торможения  темпов  роста  денежной массы в обращении;
  • политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование  кредитных  операций через снижение нормы процента и увеличение денежной  массы  в  обращении)

Политика  денежно-кредитной   рестрикции   (политика   "дорогих   денег")    применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры.

Политика   денежно-кредитной   экспансии   (политика   "дешевых   денег")   применяется в кризисной фазе цикла, в  условиях  падения  производства  и    увеличения  безработицы.  Она заключается в стимулировании   кредитных операций банков, введении более льготных  условий кредитования  в целях   хозяйственного оживления.

Основные  цели  денежно  -   кредитной   политики государства  меняются  в  зависимости  от  уровня   социально-экономического развития, на котором находится это государство.

Приоритет целей  денежно-кредитной  политики  определяется  состоянием государственных  финансов,  стабильностью экономики государства   или   ее отсутствием,    наличием    сбалансированности    доходов     и     расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

В связи  с  этим,  представляется  нецелесообразным  пытаться  описать подробно цели денежно-кредитной политики без их  привязки  к  характеристике социально-экономического  уровня  развития  государства.  В  общем   случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

  • регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
  • достижение   уровня   производства,   характеризующегося    минимальной    безработицей;
  • создание безинфляционной экономики.

Кейнсианская  теория денег

Основные  положения,  отстаиваемые  кейнсианцами  в  области  теории денег, следующие:

 Рыночная  экономика представляет собой  неустойчивую систему с многими      внутренними «пороками». Поэтому  государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального       ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект – к изменению в номинальном ВНП.

Основное теоретическое  уравнение, на котором базируется кейнсианство:

Y=C + G + I ± NX, где

Y - номинальный  объем ВНП;

С - потребительское  расходы;

G - государственные  расходы на покупку товаров  и услуг;

I - частные плановые инвестиции;

NX - чистый экспорт.

Кейнсианцы  отмечают,  что  цепь  причинно-следственных  связей  между      предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а  центральный       банк  при проведении  денежно-кредитной политики   должен  обладать      значительным объемом экономической информации (например, о том,   как скажется на  инвестиционном  спросе  изменение  процентной  ставки  и,      соответственно,  как  изменится  величина  BНП).  Кроме  того,   между      приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и  услугами  существует  определенный  временной  лаг.   И,   наконец, наращивание  денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо  прочего,  в  так  называемую  «ликвидную  ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического  уровня,  что  будет означать исключительно высокое  предпочтение  ликвидности.  (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует  о  том,  что  ценные  бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от  их  приобретения, держат сбережения в виде  денег).  Если  при  этом  предложение  денег продолжает  увеличиваться,  то  процентная   ставка   может   уже   не реагировать на это,  т.к.  ниже  определенного  уровня  она  не  может опуститься.  Если  же  ставка  процента  не  реагирует  на   изменение денежного предложения, то  рвется  цепь  причинно-следственных  связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

В связи с  вышеизложенным,  кейнсианцы  считают  монетарную  (денежно-      кредитную)  политику  не  столь  эффективным  средством   стабилизации      экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика.

Монетаристский  подход.

В целом в 70-х  гг.  нашего  столетия  наблюдался  кризис  кейнсианской школы.   В   экономической   науке   преобладающем   стало   неоклассическое направление, в том числе, его современная форма – монетаризм. Главный теоретик современного монетаризма  -  известный  американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:

  • Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренне      устойчивая система. Все негативные моменты - результат некомпетентного       вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.
  • Корреляция между  денежным  фактором  (массой  денег  в  обращении)  и      номинальным  объемом  ВНП  обнаруживается  более  тесная,  чем   между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за  динамикой      денег. Монетаристы отмечают, что существует  определенная  взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных  товаров и  услуг  в  рамках  национальной  экономики.  Эта  связь   выражается уравнением обмена И. Фишера,  или,  иначе,  уравнением  количественной теории денег:

M x V = P x Q, где

М - количество денег в обращении,

V - скорость обращения  денег,

Р - средняя цена товаров  и услуг,

Q  -  количество  товаров   и  услуг,  произведенных   в  рамках  национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

Произведение  Р  х  Q  равно  совокупному  объему  денежных   средств, обернувшихся в  течение  года.  Количество  проданных  товаров  и  услуг  за определенное время (Qt) примерно равно объему производства за тот же  период (Yt). Тождества здесь нет, т.к. за период t  могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1).  Эти  товары  войдут  в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего  объема  производства  Yt. Поскольку  доля  таких  товаров  в  общем  кругообороте   достаточно   мала, экономисты допускают равенство Qt = Yt. Если Р - средняя цена единицы произведенной продукции, то                               M x V = P x Y, где

Р х Y - объем  производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р - как  дефлятор ВНП.

Сторонники  количественной  теории  денег  полагают,  что   вполне         корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение  является  абстракцией,  поскольку  показатель  V, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит нечасто и  вполне  предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег,  расширение  сети банкоматов и т.п.).

Информация о работе Роль государства в развитии экономики