Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Прибыль и доход в данном случае выступают критерием успеха. Без прибыли любая организация не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие.
Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торговой организации, а также поиск резервов для их увеличения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность и роль экономической категории «прибыль»;
– исследовать систему показателей рентабельности;

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность и роль прибыли в торговле
1.1 Сущность и роль экономической категории «прибыль»
1.2 Система показателей рентабельности
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности
2 Экономический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее
2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
3 Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 747.50 Кб (Скачать)

 

(1.22)


 

Среднегодовая сумма  основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается  капитал в организации, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости  капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов. Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде:

 

(1.23)


 

 

Резервы увеличения суммы  прибыли определяются по каждому  виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Анализ прибыли и рентабельности завершается обобщением неиспользованных резервов для их роста. Таковыми являются ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения

И так в результате исследования мы выяснили: чтобы узнать, насколько  результативно прибыль отдельно взятой организации выполняет свои функции и возможно ли повышение эффективности ее функционирования, используется система экономического анализа.

Анализ прибыли - процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью оценки «зарабатывающей способности» организации и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности его деятельности.

Однако недостаточно говорить о  значении полученной прибыли, не соотнося его с другими показателями работы организации, особенно - с объемом ресурсов и капитала, вложенных для получения этой прибыли. Связь прибыли с другими характеристиками организации выражается в основном через показатели рентабельности.

Рентабельность – это отношение прибыли к различным экономическим показателям, дающим общее представление об организации и масштабах ее деятельности. Выделяются три основные группы этих показателей: объем продаж, активы (имущество организации) и авансированный в организацию капитал. Таким образом, рентабельность характеризует эффективность деятельности организации с различных позиций, что удобно для разных категорий пользователей результатов экономического анализа. Анализ рентабельности позволяет оценить в относительных показателях способность организации приносить доход. Кроме того, как и при анализе прибыли, выявляют факторы, влияющие на рентабельность организации, степень ее стабильности и резервы роста.

Основная роль в анализе прибыли  и в анализе рентабельности как  части анализа прибыли принадлежит финансовому анализу, поскольку главной его целью является характеристика финансового состояния и финансовой устойчивости организации, а о них трудно что-либо сказать, умолчав о способности организации приносить доход. Показатели прибыли и рентабельности раскрываются в финансовой отчетности организации, а значит, являются открытыми для внешних пользователей и имеют важное значение в принятии ими решений относительно данной организации (целесообразности инвестирования, кредитования, надежности как партнера и тому подобное). Однако для руководства организации анализ прибыли и рентабельности напрямую связан и с управленческим анализом, так как получение прибыли - один из главных критериев оценки любого управленческого решения в области управления затратами, объемом реализации, персоналом, а также общей оценки эффективности хозяйственной деятельности.

Учитывая такую универсальность  и высокую степень востребованности для анализа таких показателей, как прибыль и рентабельность, неудивительна широкая разработка этой темы в литературе как по общеэкономическим вопросам, так и посвященной экономическому анализу, в особенности финансовому. При этом различными авторами высказывается большое количество разнообразных мнений по поводу того, как определять прибыль в качестве объекта анализа, на каком этапе формирования целесообразно использовать прибыль для анализа рентабельности, какие показатели в таком анализе необходимы, а какие излишни, насколько сложен должен быть анализ факторов, и так далее.

В данной работе сделана  попытка на основании обобщения показателей, используемых в финансовом анализе, проследить, как проводится анализ прибыли и рентабельности, исходя из вышеуказанных функций и задач.

 

 

 

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  ОАО «ГОМЕЛЬТЕКСТИЛЬТОРГ»

 

2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»

 

ОАО «Текстильторг» создано  как правопреемник Гомельской областной  базы по оптовой торговле текстильными товарами «Текстильторг», которая была организована на основании распоряжения СМ БССР от 17.08.1988 г. № 549 р, а также совместного приказа МТ БССР и Министерства легкой промышленности  БССР от 29.11.1988 г. № 111/209.

В связи с переименованием  предприятия в РДОРУП «Гомельтекстильторг» 16.06.2000 г Гомельским областным исполнительным комитетом было выдано свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации за № 356 от 12.06.2000 г.

Учредителем предприятия  является УП «Белст», входящее в состав Концерна «Беллегпром».

Организация, зарегистрирована в Едином государственном регистре за № 400093175 Свидетельство о государственной регистрации от 16.06.2000 ГМ 004532 выданным 12.06.2000 года №356  Гомельским областным исполнительным комитетом   как юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс, собственные основные и оборотные средства, расчетный, счет кредитной линии в Головном филиале по Гомельской области ОАО «Белинвестбанк». Организация осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

ОАО «Гомельтекстильторг» в соответствии с утвержденным уставом осуществляет оптовую и розничную торговлю, (розничная торговля осуществляется на основании выданного специального разрешения (лицензии) № 34010/0164462 с 07.05.2008 г. до 07.05. 2013 г., выданной Гомельским городским исполнительным комитетом №147) в целях максимального обеспечения населения г. Гомеля и Гомельской области текстильными товарами и другими товарами народного потребления, получения максимальной прибыли при наименьших затратах, а также эффективного использования переданных в хозяйственное ведение основных и оборотных средств.

В этой связи организация  осуществляет следующие виды деятельности:

  • проводит коммерческую работу по приобретению товаров на основе договоров в необходимом объеме и ассортименте, обеспечивающими устойчивое финансовое положение организации;
  • осуществляет хранение и складирование товаров;
  • обеспечивает оптовые поставки текстильных  и других  товаров на договорной основе розничным торговым организациям г. Гомеля и Гомельской области;
  • осуществляет розничную торговлю текстильными  и другими товарами народного потребления через собственную розничную сеть;
  • осуществляет изучение, прогнозирование предложения и спроса населения на отечественные товары.

Розничная торговля осуществляется организацией на арендованных торговых площадях в размере 154,9 м2. Один магазин, две секции обеспечивают объем розничного товарооборота в размере около 950 млн р. ежегодно, что составляет около 19 % общего объема продаж организации.

Поставку товаров осуществляют предприятия легкой промышленности Республики Беларусь такие, как ОАО «Могилевхимволокно», РУП БПХО г. Барановичи», ОАО «Моготекс» г. Могилев, РУП ТП «Оршанский льнокомбинат», ОАО «Сукно» г. Минск, ГРУПП «Гронитекс» г. Гродно, ОАО «Речицкий текстиль», ф-л №3 ОАО «Свiтанак» г. Гомель, ОАО «8 Марта» г. Гомель, ОАО «Лента», ОАО «Ветковская хлопкопрядильная фабрика». В работе с поставщиками организация имеет преимущества по причинам наличия тесных деловых контактов с промышленными предприятиями на протяжении многолетнего сотрудничества, что является «сильной стороной» деятельности. 

Организация занимается оптово- розничной продажей текстильных товаров для рыночных и внерыночных потребителей Гомельской области.

Основную часть в  товарообороте занимает текстильная  продукция.

Управление ОАО «Гомельтекстильторг» осуществляет директор, который назначается УП «Белст» на контрактной основе. Организационная структура управления организацией представлена на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 – Организационная  структура ОАО «Гомельтекстильторг» 
по состоянию на 01.01.2011 года

 

Примечание. Источник: собственная  разработка на основе данных организации

Организационная структура ОАО «Гомельтекстильторг» – это линейно-функциональная структура.

В организационную структуру  ОАО «Гомельтекстильторг» входят:

1. Кадровая служба  – в структуру входит инспектор по кадрам – ведет учет личного состава организации, выполняет машинописные работы.

2. Бухгалтерия – в  структуру входит главный бухгалтер,  зам. главного бухгалтера, 2 бухгалтера 1 категории.

3. Торговый сектор  – в структуру входит начальник торгового сектора, 2 товароведа 1 категории.

4. Экономическая служба  – в структуру входит 2 экономиста 1 категории.

5. Техническая служба  – в структуру входит главный  инженер 2 категории, водитель легкового автомобиля.

6. Товаровед по организационным вопросам – подчиняется непосредственно директору организации.

7. Склады – в структуру  входит заведующий складом, 2 кладовщика, 2 грузчика.

8. Розничная торговля  – в структуру входит 1 магазин, 2 торговые секции, 1 заведующий магазином, 2 заведующие секциями.

Трудовой коллектив  имеет высокий уровень квалификации и огромный опыт работы.

По состоянию на 01.01.2011 года списочная численность работников в организации 31 человек.

У анализируемой организации  обеспеченность трудовыми ресурсами  характеризуется данными, приведенными в аналитической таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Функциональный состав работников ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008 - 2010 годы

Показатели

Годы

Темп роста, %; 
отклонение (+; –)

2008

2009

2010

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2010 г. к 2008 г.

Списочная численность работников на конец года, чел.

29

30

31

103,45

103,33

106,90

Аппарат управления и специалисты:

           

численность на конец года, чел.

16

17

17

106,25

100,00

106,25

удельный вес, %

55,17

56,67

54,84

1,49

-1,83

-0,33

      из них:

           

   руководители, чел.

7

7

7

100,00

100,00

100,00

   специалисты, чел

9

10

10

111,11

100,00

111,11

Основной персонал (рабочие):

           

численность на конец года, чел.

12

13

14

108,33

107,69

116,67

удельный вес, %

41,38

43,33

45,16

1,95

1,83

3,78

Вспомогательный персонал (другие служащие):

           

численность на конец года, чел.

1

0

0

0,00

-

0,00

удельный вес, %

3,45

0,00

0,00

-3,45

0,00

-3,45

Информация о работе Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»