Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа
Прибыль и доход в данном случае выступают критерием успеха. Без прибыли любая организация не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие.
Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торговой организации, а также поиск резервов для их увеличения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность и роль экономической категории «прибыль»;
– исследовать систему показателей рентабельности;
Введение
1 Экономическая сущность и роль прибыли в торговле
1.1 Сущность и роль экономической категории «прибыль»
1.2 Система показателей рентабельности
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности
2 Экономический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее
2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
3 Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
Заключение
Список использованных источников
Экономическая природа прибыли в торговле определяется той частью стоимости товара, которая заключается между розничной ценой и отпускной ценой организации-изготовителя. Выполняя определенную и самостоятельную роль, эта часть цены обособляется, выражая специфическую часть стоимости, созданную в сфере обращения.
В экономической литературе категории «торговая прибыль» и «прибыль торговли» зачастую трактуются как понятия тождественные. Однако, это разные категории, второе понятие более широкое и включающее первое. Прибыль организаций сферы товарного обращения подразделяется на два вида: торговую прибыль, вытекающую из операций реализации стоимости, и дополнительную производственную прибыль, создаваемую в процессе производства, продолжающегося в сфере обращения. Термин «дополнительная» применен к прибыли организаций товарного обращения по аналогии с дополнительными расходами на реализацию. Следовательно, категория прибыли организаций торговли включает торговую прибыль и дополнительную производственную прибыль торговли.
Таким образом, прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения (дополнительная прибыль), а также части стоимости прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей экономики и направляемого в торговлю через механизм цен и товары, тарифов, торговых надбавок как платы за реализацию товаров (продукции, услуг) (торговая прибыль) [37, с.255].
Прибылью для торговли служит разница между продажной ценой товаров и ценой их приобретения, включая расходы на реализацию.
Прибыль торговой организации является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.
Экономическими источниками формирования прибыли являются, во-первых, чистый доход, создаваемый в отраслях материального производства и передаваемый в торговлю через надбавки, скидки и наценки, и, во-вторых, чистый доход, создаваемый трудом торговых работников, связанным с продолжением процесса производства в сфере обращения.
Различают несколько прибылей: прибыль от реализации, отчетная и чистая прибыль.
Прибыль от реализации – это разность между доходом от реализации товаров и затратами на реализацию товаров. Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой организации.
Отчетная прибыль – сумма прибыли организации от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Отчетная прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.
Чистая прибыль представляет собой разницу между прибылью отчетного периода и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.
Внереализационная (дополнительная) деятельность также имеет доходы и затраты, что в конечном итоге образует результат нетто или чистую прибыль организации.
Чистая прибыль может быть направлена на уплату налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.
Изначально различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская (отчетная) прибыль определяется как разность между доходом от реализации товаров и бухгалтерскими расходами. Бухгалтерские расходы – это расходы, принимающие форму прямых платежей. Иначе их называют явными затраты.
Для оценки целесообразности осуществления той или иной предпринимательской деятельности, следует учитывать не только явные, но и неявные (имплицитные) затраты организации. Иногда их определяют как скрытые или вмененные расходы. Неявные расходы представляют собой расходы, не носящие денежный характер, то есть альтернативные расходы и использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих владельцам организации или организации как юридическому лицу. Неявные расходы возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение.
Сумма явных и имплицитных расходов составляет содержание совокупных (или экономических) расходов, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как доход от реализации товаров, работ, услуг за минусом совокупных расходов. Следовательно, экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торговой организации и способности ее к самофинансированию (саморазвитию).
Таким образом, прибыль организации - фактор ее экономического и социального развития. Поэтому важно определить механизм формирования прибыли в организации, ее величину в натуральном выражении, рассмотреть различные виды прибыли и сферу их применения. В соответствии с бухгалтерской отчетностью организаций в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» определяются следующие виды прибыли, используемые в настоящее время:
С учетом последовательности
торгово-хозяйственной
Рисунок 1.1 - Механизм формирования показателей прибыли
Примечание. Источник: [36, с.120]
Различают прибыль (или убыток) от реализации товаров, прибыль (или убыток) от реализации основных средств и другой операционной деятельности, от внереализационных операций, общую и чистую прибыль.
Прибыль от реализации товаров в торговле по форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» рассчитывается вычитанием из доходов от реализации товаров налогов, включаемых в доходы от реализации товаров, себестоимости реализованных товаров, управленческих расходов и расходов на реализацию товаров. По «Отчету о прибылях и убытках» прибыль от реализации товаров можно также определить вычитанием из выручки-нетто от реализации товаров (за минусом налога на добавленную стоимость, других налогов и обязательных платежей) себестоимости реализованных товаров, управленческих расходов и расходов на реализацию.
Прибыль (или убыток) отчетного периода определяют следующим образом: к прибыли от реализации товаров добавляют доходы от операционной (неосновной) деятельности а также внереализационные доходы и вычитают расходы от операционной деятельности, внереализационные расходы, потери и убытки. Если торговая организация получила убыток от отдельных видов предпринимательской деятельности (от продажи товаров, реализации основных средств и прочих активов и т.п.) то он вычитается из прибыли от реализации товаров.
Организации торговли, выполнившие план прибыли, имеют возможность своевременно сделать отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, пополнить собственный капитал, создать специальные фонды, резервы и т.д. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении организации, определяется вычитанием из общей суммы прибыли налогов и других обязательных платежей. Если организацией произведены отчисления на благотворительные цели, уплачены из прибыли пени и штрафы, то при определении чистой прибыли она корректируется на указанные выше суммы. В результате определяют чистую прибыль, которая остается в распоряжении организации.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.
Первый – это монопольное положение организации по той или иной продукции или уникальность продукта.
Второй источник связан
с предпринимательской
На рисунке 1.2 отражена роль прибыли организации в условиях рыночной экономики.
Рисунок 1.2 - Характеристика роли прибыли организации
в условиях рыночной экономики
Примечание. Источник: [2, с. 11]
От прибыли зависит нормальная деятельность любой организации, т.к.:
1) прибыль обеспечивает
расширенное воспроизводство (
2) за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды организации;
3) прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.
Кроме того прибыль организации имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности организаций. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат организации, связанных с реализацией продукции и выступающих в форме себестоимости, необходимых затрат.
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности торговли, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своей организации. Эффективность функционирования любой организации зависит от ее способности приносить необходимую прибыль.
1.2 Система показателей рентабельности
Рентабельность служит
одним из важнейших оценочных
показателей финансово-
Система взаимосвязанных показателей рентабельности применяется для оценки эффективности деятельности организации в целом, доходности инвестиционной политики и в качестве элемента ценообразования.
Показатель рентабельности имеет математическую зависимость от многих показателей, характеризующих эффективность использования активов, ценовую политику организации, структуру пассивов и активов, финансовую устойчивость, платежеспособность и многие другие [35, с.126].
Коэффициенты рентабельности рассчитываются на основе данных отчета о прибылях и убытках, а также баланса фирмы. Как правило, все эти показатели отражают отношение чистой или операционной прибыли компании к тому или иному параметру ее деятельности (обороту, величине активов, собственному капиталу).
Наиболее распространенные коэффициенты:
Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых организаций является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте. Показатели прибыли, которые могут быть использованы здесь, зависят от целей проводимого анализа.
1) Рентабельность продаж
(1.1)
В экономическом анализе этот показатель характеризует норму общей прибыльности.
2) Рентабельность продаж при
маржинальном подходе
(1.2)
Маржинальный доход (прибыль-брутто) служит мерой оценки способности организации покрывать постоянные издержки и формировать необходимую прибыль от реализации товаров.
3) Рентабельность продаж
(1.3)
Эта рентабельность в литературе именуется коммерческой рентабельностью. В качестве показателя прибыли используется либо балансовая, либо чистая прибыль в зависимости от целей анализа.