Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Прибыль и доход в данном случае выступают критерием успеха. Без прибыли любая организация не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие.
Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торговой организации, а также поиск резервов для их увеличения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность и роль экономической категории «прибыль»;
– исследовать систему показателей рентабельности;

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность и роль прибыли в торговле
1.1 Сущность и роль экономической категории «прибыль»
1.2 Система показателей рентабельности
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности
2 Экономический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее
2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
3 Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 747.50 Кб (Скачать)

Также в этом отчете можно  провести анализ затрат по номенклатурным группам и проанализировать изменение затрат в динамике: по дням, неделям, месяцам и т.д.

Можно предположить, что в результате внедрения данного программного пакета расходы на реализацию не будут превышать плановое задание. В таблице 3.1 представим  изменение прибыли.

 

Таблица 3.1 – Результат внедрения «1С: Управление торговлей 8»

Показатели

2010 год

Проект

Отклонение +-

1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в фактических ценах, млн р.

10544

10768

+224

2. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

7698

7474

-224

3. Уровень расходов на реализацию, %

73

69,4

-3,6

4. Прибыль от реализации, млн р.

96

125

+29

5. Рентабельность продаж, %

0,91

1,16

+0,25


Примечание. Источник: собственная разработка.

 

В соответствии с данными  таблицы 3.1, в результате усиления контроля за формированием расходов на реализацию как в целом по ОАО «Гомельтекстильторг», так и по отдельным торговым единицам и филиалам, организация имеет возможность снижения расходов на реализацию на 224 млн р. и соответствующего увеличения прибыли от реализации. Планируемое повышение рентабельности торговой деятельности составляет 0,25 %.

Стоимость предлагаемого  к приобретению и использованию  программного пакета составляет 92 млн р. Определим экономический эффект:

 

Эффект = 224 – 92 = 132 млн  р.

Таким образом, реализация данного направления увеличения прибыли и рентабельности является целесообразным и эффективным. Полученную дополнительную сумму прибыли ОАО «Гомельтекстильторг» может как использовать в целях снижения розничных цен, так и для дальнейшего развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

И так в результате исследования мы выяснили: чтобы узнать, насколько результативно прибыль отдельно взятой организации выполняет свои функции и возможно ли повышение эффективности ее функционирования, используется система экономического анализа.

Анализ прибыли - процесс  исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью оценки «зарабатывающей способности» организации и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности его деятельности.

В зависимости от направления  анализа прибыли перед ним  стоят следующие задачи:

1. Определение источников, факторов и причин получения  прибыли: почему была получена прибыль такой величины?

2. Определение степени  стабильности получаемой прибыли:  характерна ли для организации полученная величина прибыли?

3. Оптимизация направлений использования прибыли: что делать с полученной прибылью, чтобы получить максимальную выгоду?

4. Выявление резервов  роста прибыли: что надо сделать,  чтобы увеличить прибыль в  будущем?

Таким образом, в рамках каждой из этих задач количественно  оцениваются данные о хозяйственной жизни организации, затем они интерпретируются в выражении мнения аналитика, а затем используются для обоснования и принятия конкретных решений как руководством организации, так и внешними сторонами, взаимодействующими с организацией.

Однако недостаточно говорить о значении полученной прибыли, не соотнося его с другими показателями работы организации, особенно - с объемом ресурсов и капитала, вложенных для получения этой прибыли. Связь прибыли с другими характеристиками организации выражается в основном через показатели рентабельности.

Рентабельность – это отношение прибыли к различным экономическим показателям, дающим общее представление об организации и масштабах ее деятельности. Выделяются три основные группы этих показателей: объем продаж, активы (имущество организации) и авансированный в организацию капитал. Таким образом, рентабельность характеризует эффективность деятельности организации с различных позиций, что удобно для разных категорий пользователей результатов экономического анализа. Анализ рентабельности позволяет оценить в относительных показателях способность организации приносить доход. Кроме того, как и при анализе прибыли, выявляют факторы, влияющие на рентабельность организации, степень ее стабильности и резервы роста.

Основная роль в анализе  прибыли и в анализе рентабельности как части анализа прибыли принадлежит финансовому анализу, поскольку главной его целью является характеристика финансового состояния и финансовой устойчивости организации, а о них трудно что-либо сказать, умолчав о способности организации приносить доход. Показатели прибыли и рентабельности раскрываются в финансовой отчетности организации, а значит, являются открытыми для внешних пользователей и имеют важное значение в принятии ими решений относительно данной организации (целесообразности инвестирования, кредитования, надежности как партнера и тому подобное). Однако для руководства организации анализ прибыли и рентабельности напрямую связан и с управленческим анализом, так как получение прибыли - один из главных критериев оценки любого управленческого решения в области управления затратами, объемом реализации, персоналом, а также общей оценки эффективности хозяйственной деятельности.

Учитывая такую универсальность  и высокую степень востребованности для анализа таких показателей, как прибыль и рентабельность, неудивительна широкая разработка этой темы в литературе как по общеэкономическим вопросам, так и посвященной экономическому анализу, в особенности финансовому. При этом различными авторами высказывается большое количество разнообразных мнений по поводу того, как определять прибыль в качестве объекта анализа, на каком этапе формирования целесообразно использовать прибыль для анализа рентабельности, какие показатели в таком анализе необходимы, а какие излишни, насколько сложен должен быть анализ факторов, и так далее.

В данной работе сделана  попытка на основании обобщения  показателей, используемых в финансовом анализе, проследить, как проводится анализ прибыли и рентабельности, исходя из вышеуказанных функций и задач.

Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Гомельтекстильторг».

ОАО «Гомельтекстильторг» осуществляет следующие виды деятельности:

  • проводит коммерческую работу по приобретению товаров на основе договоров в необходимом объеме и ассортименте, обеспечивающими устойчивое финансовое положение организации;
  • осуществляет хранение и складирование товаров;
  • обеспечивает оптовые поставки текстильных  и других  товаров на договорной основе розничным торговым организациям г. Гомеля и Гомельской области;
  • осуществляет розничную торговлю текстильными  и другими товарами народного потребления через собственную розничную сеть;
  • осуществляет изучение, прогнозирование предложения и спроса населения на отечественные товары.

Выручка от реализации в организации на протяжении анализируемого периода растет как в действительных так и в сопоставимых ценах. В 2010 году по сравнению с 2009 годом выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в фактических ценах увеличилась на 33,93%, по сравнению с 2008 годом на 67,39%. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 24,28%, по сравнению с 2008 годом на 37,1%. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов) в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 31,95%, по сравнению с 2008 годом на 65,15%. Темп роста Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году по сравнению с 2008 годом превышал темп роста выручки от реализации вследствие чего прибыль от реализации за три года снизилась на 17,24%. В 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается увеличение данного показателя на 11,63%. Рентабельность продаж в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 0,2%, по сравнению с 2008 годом на 1,1%, Рентабельность реализованной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 0,23%, по сравнению с 2008 годом на 1,29%. Таким образом. на основании снижения рентабельности деятельности организации можно говорить о снижении эффективности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг».

После проведения факторного анализа прибыли ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008-2010 гг. можно сделать определенные выводы. Прирост объема реализации в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 26,33%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом – 27,7%. На увеличение прибыли в отчетном году повлияли также другие факторы. Среди них фактор изменения объема продаж, который в 2009 году по сравнению с 2008 годом повлиял на величину  прибыли положительно – прибыль увеличилась на 30,5 млн р., в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 27,7 млн р.  Изменение структуры товарной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизило прибыль на 0,5 млн р., в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 17,7 млн р. Себестоимость товарной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 1354 млн р., в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 2093 млн р. Это объясняется  увеличением объема реализации продукции. В целом прибыль в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 30 млн р., в 2010 годом по сравнению с 2009 годом увеличилась на 10 млн р. Увеличение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году является положительной тенденцией, связанной с правильно подобранной стратегией руководства организации.

Как показал анализ показателей  рентабельности за анализируемый период по организации наблюдается устойчивая динамика их снижения. Так в 2009 году по сравнению с 2008 годом рентабельность продаж снизилась на 0,75 п.п., рентабельность основных средств снизилась на 29,99 п.п., оборотного капитала на 5,35 п.п., функционирующего капитала на 4,75 п. п., экономического потенциала на 3,91 п. п. В 2010 году по сравнению с 2009 годом рентабельность продаж снизилась на 0,18 п.п., рентабельность основных средств снизилась на 6,79 п.п., оборотного капитала на 1,43 п.п., функционирующего капитала на 1,3 п. п., экономического потенциала на 0,98 п. п.

Рентабельность продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 0,75 п. п., из них на 0,48 п. п. за счет снижения прибыли от реализации. За счет увеличения выручки от реализации ее величина сократилась на 0,27 п. п. В 2010 году по сравнению с 2009 годом рентабельность продаж снизилась на 0,18 п. п., из них увеличилась на 0,12 п. п. за счет увеличения прибыли от реализации. За счет увеличения выручки от реализации ее величина сократилась на 0,31 п. п.

Для увеличения прибыли  и рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг» необходимо усовершенствовать следующие факторы деятельности организации: уровень сервиса, уровень цен,  PR акции.

После внедрения стандартов обслуживания ОАО «Гомельтекстильторг» необходимо определить технические возможности их выполнения. Так при необходимости следует отдельные магазины оснастить современным кассовым оборудованием, позволяющим увеличить скорость обслуживания покупателей.

Для снижения цен необходимо пересмотреть вопросы контроля за расходами на реализацию. Для повышения прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг» целесообразно больше внимания уделять контролю за формированием расходов на реализацию. Осуществить это без специального программного обеспечения не представляется возможным. Одной из наиболее эффективных программ для розничной торговли в настоящее время является «1С: Управление торговлей 8».

В результате усиления контроля за формированием расходов на реализацию как в целом по ОАО «Гомельтекстильторг», так и по отдельным торговым единицам и филиалам, организация имеет возможность снижения расходов на реализацию на 224 млн р. и соответствующего увеличения прибыли от реализации. Планируемое повышение рентабельности торговой деятельности составляет 0,25 %.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Афанасьев, А.А. Создание моделей зависимости выручки розничной торговой точки от факторов конкурентоспособности // Маркетинг в России и за рубежом. / А.А. Афанасьев, М.Б. Левин — 2004. — № 3(41). — С. 108—115.
  2. Бавыкин В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов. – Москва: Экономика,2007. - 230с.
  3. Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. — Москва: Экономика, 2000. — 348с.
  4. Брагин, Л.А. Экономика торгового предприятия: торговое дело: учебник / под ред. Л.А. Брагина. Москва: ИНФРА-М, 2006. — 314 с. (Высшее образование).
  5. Бузукова, Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы/ Е.А. Бузукова. — Спб: Питер, 2007. — 176 с.
  6. Валевич, Р. П. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / Р. П. Валевич, Г. А. Давыдова. Минск: Выш. шк., 2010. – 367 с.
  7. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. Минск: Выш. шк.,  2005. – 352 с.
  8. Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова. 2-е изд. перераб. и доп. Минск: Выш. шк.,  2005. – 479 с.
  9. Дашков, А. П., Памбухчнганц, В. К. Коммерция и технология торговли: учебник для студентов высших учебных заведений. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. — 700 с.
  10. Иванов, Г. Г. Экономика торгового предприятия: учебник / Г. Г. Иванов. — Москва: Академия, 2010. — 320 с.
  11. Ильин, А. И. Планирование на предприятии: учеб. пособие для вузов.– Минск: Новое знание, 2000. – 416 с.
  12. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле : учебник / Л.И. Кравченко. — 8-е изд., испр. и доп. — Москва: Новое знание, 2005. — 512 с. — (Экономическое образование).
  13. Кравченко, Т.Л. Методика анализа обеспеченности и эффективности использования <span clas

Информация о работе Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»