Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа
Прибыль и доход в данном случае выступают критерием успеха. Без прибыли любая организация не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие.
Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торговой организации, а также поиск резервов для их увеличения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность и роль экономической категории «прибыль»;
– исследовать систему показателей рентабельности;
Введение
1 Экономическая сущность и роль прибыли в торговле
1.1 Сущность и роль экономической категории «прибыль»
1.2 Система показателей рентабельности
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности
2 Экономический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее
2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
3 Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
Заключение
Список использованных источников
Данные, представленные в таблице 2.8, позволяют сделать вывод, что рентабельность продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 0,75 п. п., из них на 0,48 п. п. за счет снижения прибыли от реализации. За счет увеличения выручки от реализации ее величина сократилась на 0,27 п. п. В 2010 году по сравнению с 2009 годом рентабельность продаж снизилась на 0,18 п. п., из них увеличилась на 0,12 п. п. за счет увеличения прибыли от реализации. За счет увеличения выручки от реализации ее величина сократилась на 0,31 п. п.
На основании проведенного анализа сделаем следующие выводы.
ОАО «Гомельтекстильторг» осуществляет следующие виды деятельности:
Выручка от реализации в организации на протяжении анализируемого периода растет как в действительных так и в сопоставимых ценах. В 2010 году по сравнению с 2009 годом выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в фактических ценах увеличилась на 33,93%, по сравнению с 2008 годом на 67,39%. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 24,28%, по сравнению с 2008 годом на 37,1%. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов) в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 31,95%, по сравнению с 2008 годом на 65,15%. Темп роста Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году по сравнению с 2008 годом превышал темп роста выручки от реализации вследствие чего прибыль от реализации за три года снизилась на 17,24%. В 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается увеличение данного показателя на 11,63%. Рентабельность продаж в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 0,2%, по сравнению с 2008 годом на 1,1%, Рентабельность реализованной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 0,23%, по сравнению с 2008 годом на 1,29%. Таким образом. на основании снижения рентабельности деятельности организации можно говорить о снижении эффективности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг».
После проведения факторного анализа прибыли ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008-2010 гг. можно сделать определенные выводы. Прирост объема реализации в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 26,33%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом – 27,7%. На увеличение прибыли в отчетном году повлияли также другие факторы. Среди них фактор изменения объема продаж, который в 2009 году по сравнению с 2008 годом повлиял на величину прибыли положительно – прибыль увеличилась на 30,5 млн р., в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 27,7 млн р. Изменение структуры товарной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизило прибыль на 0,5 млн р., в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 17,7 млн р. Себестоимость товарной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 1354 млн р., в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 2093 млн р. Это объясняется увеличением объема реализации продукции. В целом прибыль в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 30 млн р., в 2010 годом по сравнению с 2009 годом увеличилась на 10 млн р. Увеличение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году является положительной тенденцией, связанной с правильно подобранной стратегией руководства организации.
Как показал анализ показателей рентабельности за анализируемый период по организации наблюдается устойчивая динамика их снижения. Так в 2009 году по сравнению с 2008 годом рентабельность продаж снизилась на 0,75 п.п., рентабельность основных средств снизилась на 29,99 п.п., оборотного капитала на 5,35 п.п., функционирующего капитала на 4,75 п. п., экономического потенциала на 3,91 п. п. В 2010 году по сравнению с 2009 годом рентабельность продаж снизилась на 0,18 п.п., рентабельность основных средств снизилась на 6,79 п.п., оборотного капитала на 1,43 п.п., функционирующего капитала на 1,3 п. п., экономического потенциала на 0,98 п. п.
Рентабельность продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 0,75 п. п., из них на 0,48 п. п. за счет снижения прибыли от реализации. За счет увеличения выручки от реализации ее величина сократилась на 0,27 п. п. В 2010 году по сравнению с 2009 годом рентабельность продаж снизилась на 0,18 п. п., из них увеличилась на 0,12 п. п. за счет увеличения прибыли от реализации. За счет увеличения выручки от реализации ее величина сократилась на 0,31 п. п.
Таким образом, снижение рентабельности продаж ОАО «Гомельтекстильторг» характеризует снижение эффективности деятельности организации. В следующей главе рассмотри мероприятия, направленные на увеличение экономических показателей деятельности ОАО «Гомельтекстильторг».
3 РЕЗЕРВЫ И
ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И
ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Для увеличения прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг» необходимо усовершенствовать следующие факторы деятельности организации: уровень сервиса, уровень цен, PR акции.
Сервис розничной торговли – набор действий и программ, направленных на улучшение процесса совершения покупки и повышающих ценность визита в магазин и приобретения товара для потребителя.
Фактически сервис в розничной торговле состоит из двух составляющих: культуры обслуживания и его скорости. В конкурентной борьбе между торговыми сетями побеждают те, кто сможет предложить покупателям нечто уникальное и ценное. Качественное обслуживание – реальное конкурентное преимущество. Во-первых, потому что позволяет удерживать имеющихся клиентов. Во-вторых, потому что это трудно копируется конкурентами.
Процесс стандартизации необходим для того, чтобы весь торговый персонал, во всех магазинах ОАО «Гомельтекстильторг» одинаково хорошо обслуживал покупателей. На основе поведения лучших продавцов и знания психологии потребителей и разрабатываются стандарты обслуживания. Технология разработки и внедрения стандартов приведена на рисунок 3.1.
Мониторинг
на
актуальность
Рисунок 3.1 – Технология разработки стандартов в розничной торговле
Примечание. Источник: собственная разработка.
Далее это формируется в документ «Стандарты обслуживания покупателей». Типовая структура документа обычно бывает следующей:
– политика ОАО «Гомельтекстильторг» в отношении обслуживания клиентов;
– внешний вид продавца;
– поведение продавца в торговом зале;
– описание процесса обслуживания клиентов;
– четкие правила взаимодействия с клиентом на каждом этапе процесса обслуживания;
– правила поведения в конфликтных и нестандартных ситуациях.
Первый шаг: внедрение стандартов обязательно должно содержать обучение. Сотрудники должны потренироваться и «пощупать», как работают стандарты. Только после обучения можно начинать внедрение, начинать оценивать соответствие поведения сотрудников утвержденным стандартам.
Второй шаг: если организация всерьез намерена внедрить стандарты в практику, она должна выделить ответственного за контроль их выполнения. Первые 3-4 месяца этот контроль может носить тотальный и явный характер (за спиной стоит контролер с чек-листом), а в дальнейшем избирательный и скрытый характер (таинственный покупатель, внезапная проверка и т.п.). Оценка соблюдения стандартов обслуживания также может учитываться при аттестации персонала. Это позволяет отбирать и удерживать наиболее успешных продавцов, поднимать их статус с помощью карьерного роста.
Третий шаг: внедрение стандартов обязательно должна поддержать система мотивации. Только в этом случае, стандарты не останутся на бумаге. Чем прозрачнее связь между выполнением стандартов и премией торгового персонала, или оценкой его квалификации – тем быстрее приживаются успешные модели поведения.
Важно понимать, что стандарты должны с течением времени (но не чаще чем раз в год) подвергаться анализу и корректировке, чтобы соответствовать тем изменениям, который произошли, а не оставаться анахронизмами.
Перечислим основные эффекты от внедрения стандартов обслуживания:
1. Рост объемов продаж.
2. Рост количества постоянных клиентов.
3. Снижение конфликтных ситуаций.
4. Рост профессионального уровня торгового персонала.
5. Формирование узнаваемого
и положительного образа
Так ОАО «Гомельтекстильторг» целесообразно разработать собственный стандарт обслуживания, включающий требования по внешнему виду продавцов и кассиров (внешний вид опрятный), скорости обслуживания (не более семи минут стояния в очереди, например), манере поведения продавца (доброжелательность, вежливость и т.п.).
После разработки стандарта
обслуживания необходимо провести переориентацию
торгового персонала. Для этого
необходимо воспользоваться
После разработки тренинга ОАО «Гомельтекстильторг» необходимо организовать его посещение всеми работниками торговли. В результате посещения тренинга работники магазинов ОАО «Гомельтекстильторг» не только подробно ознакомятся с разработанным стандартом, но и научатся корректировать свою работу в соответствии с ним.
Далее ОАО «Гомельтекстильторг» необходимо определить систему материального стимулирования работников по результатам работы за определенный период. Отдельно следует оговорить необходимость использования метода «тайный покупатель» при оценке работы того или иного магазина. Так, если в результате использования данного метода были выявлены нарушения, виновных следует лишать дополнительной премии. По итогам квартала или иного периода работников, не имеющих замечаний, необходимо дополнительно премировать.
После внедрения стандартов обслуживания ОАО «Гомельтекстильторг» необходимо определить технические возможности их выполнения. Так при необходимости следует отдельные магазины оснастить современным кассовым оборудованием, позволяющим увеличить скорость обслуживания покупателей.
Для снижения цен необходимо пересмотреть вопросы контроля за расходами на реализацию. Для повышения прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг» целесообразно больше внимания уделять контролю за формированием расходов на реализацию. Осуществить это без специального программного обеспечения не представляется возможным. Одной из наиболее эффективных программ для розничной торговли в настоящее время является «1С: Управление торговлей 8».
Прикладное решение автоматизирует следующие направления хозяйственной деятельности:
– управление продажами (включая оптовую и розничную торговлю);
– управление закупками;
– анализ цен и управление ценовой политикой;
– управление складскими запасами;
– управление денежными средствами;
– учет коммерческих затрат;
– учет НДС;
– мониторинг и анализ эффективности торговой деятельности.
Рассмотрим возможности программы по учету коммерческих затрат торговой организации.
Прикладное решение предоставляет аналитические и оперативные данные о дополнительных затратах, связанных с ведением торговой деятельности организации. Можно учесть следующие виды затрат:
– услуги, полученные от сторонних организаций, но не относящиеся на себестоимость купленных товаров,
– затраты, связанные с подотчетными лицами, например командировочные расходы,
– материальные (товарные) затраты на внутренние нужды или на внешние операции,
– любые прочие затраты с возможностью их отнесения:
– на выполнение конкретных заказов,
– на подразделение организации,
– на товар или товарную группу и т.д.
Обязательными разрезами аналитического учета затрат являются:
– подразделение;
– статья затрат.
Перечень статей затрат хранится в соответствующем справочнике. События, связанные с возникновений дополнительных затрат, регистрируются в информационной базе соответствующими документами. В отчете «Затраты» можно посмотреть распределение затрат по статьям затрат, подразделениям, заказам покупателей и внутренним заказам.