Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа
Прибыль и доход в данном случае выступают критерием успеха. Без прибыли любая организация не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие.
Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торговой организации, а также поиск резервов для их увеличения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность и роль экономической категории «прибыль»;
– исследовать систему показателей рентабельности;
Введение
1 Экономическая сущность и роль прибыли в торговле
1.1 Сущность и роль экономической категории «прибыль»
1.2 Система показателей рентабельности
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности
2 Экономический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее
2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
3 Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Экономическая сущность и роль прибыли в торговле |
5 |
1.1 Сущность и роль
экономической категории « |
5 |
1.2 Система показателей рентабельности |
12 |
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности |
19 |
2 Экономический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг» |
26 |
2.1 Экономическая характеристика
деятельности ОАО « |
26 |
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее |
30 |
2.3 Анализ рентабельности
хозяйственно-финансовой |
36 |
3 Резервы и пути
увеличения прибыли и |
41 |
Заключение |
46 |
Список использованных источников |
50 |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика в Республике Беларусь набирает все большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
За годы рыночных преобразований отечественной экономики в ее структуре произошли существенные изменения, вызванные быстрым развитием товарно-денежных отношений и на этой основе созданием свободного рынка. Как следствие, возникло множество хозяйствующих субъектов, основным видом деятельности которых является торговля, что привело к формированию развитой конкурентной среды на потребительском рынке товаров и услуг.
Главной целью современного
этапа экономических
Поэтому торговой организации необходимо постоянно проводить анализ хозяйственной деятельности для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, существенное место в которой занимают доходы и прибыль от реализации товаров в торговле.
В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любой организации является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть, в конечном счете, возможность функционирования организации, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.
Основной источник доходов организации торговли – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на реализацию продукции. По этому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии и расходования средств и наиболее эффективного их использования, а это, в свою очередь, зависит от успешного управления формированием прибыли.
Совокупность данных
обстоятельств обуславливает
Актуальность темы исследования обусловлена также повышенным интересом руководства организаций к процессу формирования доходов и прибыли и поиску подходов, позволяющих организовать управление таким образом, чтобы деятельность организации была успешной.
Прибыль и доход в данном случае выступают критерием успеха. Без прибыли любая организация не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие.
Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торговой организации, а также поиск резервов для их увеличения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность и роль экономической категории «прибыль»;
– исследовать систему показателей рентабельности;
– изучить методику анализа прибыли и рентабельности;
– привести экономическую характеристику деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»;
– дать анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее;
– проанализировать рентабельность хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»;
– выявить пути и резервы роста прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг».
Объектом исследования курсовой работы является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Гомельтекстильторг».
Предметом исследования являются прибыль и рентабельность ОАО «Гомельтекстильторг».
Элементами новизны работы можно считать анализ и рекомендации по направлениям увеличения прибыли и рентабельности торговой организации.
Областью возможного практического применения рекомендуемых направлений увеличения прибыли и рентабельности анализируемой организации является возможность использования их на уровне торговых организаций республики.
Методологической основой работы являются публикации отечественных и зарубежных авторов, а также Интернет-ресурсы, в которых рассматриваются вопросы, посвященные доходам и прибыли торговых организаций в современных условиях хозяйствования.
Теоретической и методологической основами исследования в частности явились труды экономистов: Баканова М.И., Белова Л.Л., Бланка И.Л., Донцова Л.В., Кравченко Л., Лебедевой С., Макаровой Л.Л., Максименко Н.В., Соломатина А.Н., Скорик Н. Я., Шишковой Е. Е. и других авторов.
Практические разделы выполнены на материалах статистической и бухгалтерской отчетности ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008– 2010 гг.
Изучение проблемы основывалось
на использовании методологии науч
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ТОРГОВЛЕ
1.1 Сущность и роль экономической категории «прибыль»
Одним из основных требований успешного функционирования организаций торговли в условиях формирования и развития рыночной экономики является безубыточность основной (текущей) и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
Основными показателями, характеризующими финансовые результаты предпринимательской деятельности торговых организаций, являются доход от реализации товаров, работ и услуг, другие доходы, прибыль и рентабельность.
Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности организации, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале организации, пополнения государственного и местных бюджетов.
Прибыль — это основной многозначный оценочный показатель результатов работы организации в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования [13, с.195].
Прибыль является конечным
финансовым результатом предпринимательско
Основным источником формирования прибыли торговых организаций являются реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам — торговые скидки. В настоящее время организациям розничной и оптовой торговли Беларуси предоставлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических расходов на реализацию товаров и оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок). Свободная розничная цена товара формируется из свободной отпускной цены (цены закупки) с добавлением торговой и оптовой надбавок в установленных торговой организацией размерах.
Кроме реализованных торговых надбавок организации розничной торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, продажи товаров и имущества на аукционах, по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от стоимости излишков тканей, выявленных при перемеривании, от реализации акций, облигаций, других ценных бумаг и т.п. Однако основным источникам формирования доходов розничных торговых организаций являются реализованные торговые надбавки.
Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На уровне организации чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой организации, ее работников и государства в целом [28, с.328].
Сущность прибыли может рассматриваться с различных позиций. Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.
Основоположником
Сторонники немецкой экономической школы (Ф. Хайек, Д. Сахал) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе, прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций:
– инвестиционная – поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
– результативная – фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности организации;
– финансирующая – часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования организации;
– стимулирующая – часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников организации и выплат дивидендов владельцам капитала [39, с.102].
Прибыль выполняет и социальную функцию, так как она является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Социальная функция прибыли проявляется и в том, что она служит источником благотворительной деятельности фирмы, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи некоторым категориям граждан.
Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль одновременно является и финансовым результатом, и основным элементом финансовых ресурсов организации. Действительно, прибыль является основным внутренним источником формирования ее финансовых ресурсов, обеспечивающих ее развитие. Чем выше уровень генерирования прибыли организации в процессе ее хозяйственной деятельности, тем меньше ее потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и тем выше уровень самофинансирования развития организации, обеспечения реализации стратегических целей развития. При этом, в отличие от других внутренних источников формирования финансовых ресурсов, прибыль является постоянно воспроизводимым источником, и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе [28, с.330].
Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости организации. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части прибыли. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной фирмой прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость ее чистых активов, а соответственно, и рыночная стоимость фирмы в целом, определяемая при ее продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.