Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Прибыль и доход в данном случае выступают критерием успеха. Без прибыли любая организация не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие.
Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торговой организации, а также поиск резервов для их увеличения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность и роль экономической категории «прибыль»;
– исследовать систему показателей рентабельности;

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность и роль прибыли в торговле
1.1 Сущность и роль экономической категории «прибыль»
1.2 Система показателей рентабельности
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности
2 Экономический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее
2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
3 Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 747.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

1 Экономическая сущность  и роль прибыли в торговле

5

1.1 Сущность и роль  экономической категории «прибыль»

5

1.2 Система показателей  рентабельности

12

1.3 Методика анализа  прибыли и рентабельности

19

2 Экономический анализ  прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг»

26

2.1 Экономическая характеристика  деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»

26

2.2 Анализ формирования  прибыли и основных факторов, влияющих на нее

30

2.3 Анализ рентабельности  хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»

36

3 Резервы и пути  увеличения прибыли и повышения  рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»

41

Заключение

46

Список использованных источников

50

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная экономика  в Республике Беларусь набирает все большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

За годы рыночных преобразований отечественной экономики в ее структуре произошли существенные изменения, вызванные быстрым развитием товарно-денежных отношений и на этой основе созданием свободного рынка. Как следствие, возникло множество хозяйствующих субъектов, основным видом деятельности которых является торговля, что привело к формированию развитой конкурентной среды на потребительском рынке товаров и услуг.

Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной работы торговых организаций, что требует кардинального улучшения работы самих организаций в условиях рынка.

Поэтому торговой организации  необходимо постоянно проводить  анализ хозяйственной деятельности для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, существенное место в которой занимают доходы и прибыль от реализации товаров в торговле.

В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любой организации является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть, в конечном счете, возможность функционирования организации, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.

Основной источник доходов  организации торговли – выручка  от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на реализацию продукции. По этому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии и расходования средств и наиболее эффективного их использования, а это, в свою очередь, зависит от успешного управления формированием прибыли.

Совокупность данных обстоятельств обуславливает актуальность избранной темы дипломной работы.

Актуальность темы исследования обусловлена также повышенным интересом руководства организаций к процессу формирования доходов и прибыли и поиску подходов, позволяющих организовать управление таким образом, чтобы деятельность организации была успешной.

Прибыль и доход в  данном случае выступают критерием  успеха. Без прибыли любая организация не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие.

Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торговой организации, а также поиск резервов для их увеличения.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть сущность и роль экономической категории «прибыль»;

– исследовать систему показателей рентабельности;

– изучить методику анализа прибыли и рентабельности;

– привести экономическую характеристику деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»;

– дать анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее;

– проанализировать рентабельность хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»;

– выявить пути и резервы роста прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг».

Объектом исследования курсовой работы является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Гомельтекстильторг».

Предметом исследования являются прибыль и рентабельность ОАО «Гомельтекстильторг».

Элементами новизны  работы можно считать анализ и  рекомендации по направлениям увеличения прибыли и рентабельности торговой организации.

Областью возможного практического применения рекомендуемых  направлений увеличения прибыли и рентабельности анализируемой организации является возможность использования их на уровне торговых организаций республики.

Методологической основой  работы являются публикации отечественных  и зарубежных авторов, а также Интернет-ресурсы, в которых рассматриваются вопросы, посвященные доходам и прибыли торговых организаций в современных условиях хозяйствования.

Теоретической и методологической основами исследования в частности  явились труды экономистов: Баканова М.И., Белова Л.Л., Бланка И.Л., Донцова Л.В., Кравченко Л., Лебедевой С., Макаровой Л.Л., Максименко Н.В., Соломатина А.Н., Скорик Н. Я., Шишковой Е. Е. и других авторов.

Практические разделы  выполнены на материалах статистической и бухгалтерской отчетности ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008– 2010 гг.

Изучение проблемы основывалось на использовании методологии научного познания проблем экономического механизма управления организацией, применении общенаучных методов исследования, методов технико-экономического, логического анализа. Для решения поставленных задач также использовались следующие статистические приемы и методы: классификация; факторный анализ; прогнозирование; сравнение, группировки; табличный; графический и другие.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ В  ТОРГОВЛЕ

 

1.1 Сущность и роль экономической категории «прибыль»

 

Одним из основных требований успешного функционирования организаций торговли в условиях формирования и развития рыночной экономики является безубыточность основной (текущей) и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты предпринимательской деятельности торговых организаций, являются доход от реализации товаров, работ и услуг, другие доходы, прибыль и рентабельность.

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности организации, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале организации, пополнения государственного и местных бюджетов.

Прибыль —  это основной многозначный оценочный показатель результатов работы организации в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования [13, с.195].

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности организаций и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по организации представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Основным  источником формирования прибыли торговых организаций являются реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам — торговые скидки. В настоящее время организациям розничной и оптовой торговли Беларуси предоставлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических расходов на реализацию товаров и оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок). Свободная розничная цена товара формируется из свободной отпускной цены (цены закупки) с добавлением торговой и оптовой надбавок в установленных торговой организацией размерах.

Кроме реализованных  торговых надбавок организации розничной торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, продажи товаров и имущества на аукционах, по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от стоимости излишков тканей, выявленных при перемеривании, от реализации акций, облигаций, других ценных бумаг и т.п. Однако основным источникам формирования доходов розничных торговых организаций являются реализованные торговые надбавки.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На уровне организации чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой организации, ее работников и государства в целом [28, с.328].

Сущность прибыли может  рассматриваться с различных  позиций. Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.

Основоположником функционального  подхода является американский экономист  П. Самуэльсон. Он определял прибыль  как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию.

Сторонники немецкой экономической школы (Ф. Хайек, Д. Сахал) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе, прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).

Прибыль как важнейшая  категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций:

– инвестиционная – поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

– результативная – фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности организации;

– финансирующая – часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования организации;

– стимулирующая – часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников организации и выплат дивидендов владельцам капитала [39, с.102].

Прибыль выполняет и  социальную функцию, так как она  является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает  в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Социальная функция прибыли проявляется и в том, что она служит источником благотворительной деятельности фирмы, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи некоторым категориям граждан.

Стимулирующая функция  прибыли проявляется в том, что прибыль одновременно является и финансовым результатом, и основным элементом финансовых ресурсов организации. Действительно, прибыль является основным внутренним источником формирования ее финансовых ресурсов, обеспечивающих ее развитие. Чем выше уровень генерирования прибыли организации в процессе ее хозяйственной деятельности, тем меньше ее потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и тем выше уровень самофинансирования развития организации, обеспечения реализации стратегических целей развития. При этом, в отличие от других внутренних источников формирования финансовых ресурсов, прибыль является постоянно воспроизводимым источником, и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе [28, с.330].

Прибыль является главным  источником возрастания рыночной стоимости  организации. Способность самовозрастания  стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части прибыли. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной фирмой прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость ее чистых активов, а соответственно, и рыночная стоимость фирмы в целом, определяемая при ее продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

Информация о работе Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»