Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Прибыль и доход в данном случае выступают критерием успеха. Без прибыли любая организация не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие.
Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торговой организации, а также поиск резервов для их увеличения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность и роль экономической категории «прибыль»;
– исследовать систему показателей рентабельности;

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность и роль прибыли в торговле
1.1 Сущность и роль экономической категории «прибыль»
1.2 Система показателей рентабельности
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности
2 Экономический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее
2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
3 Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 747.50 Кб (Скачать)

Примечание. Источник: собственная  разработка на основе данных организации.

Как видно из таблицы 2.1 на протяжении 2008-2010 гг. наблюдается рост численности персонала (темп прироста в 2010 по сравнению с 2008 годом составил 6,9 %.

За этот же период наблюдается  возрастание численности рабочих (темп прироста в 2010 по сравнению с 2008 годом – 16,67 %.

Численность аппарата управления в организации на протяжении трех лет возросла на 1 человека, за счет найма 1 специалиста.

Удельный вес аппарата управления и специалистов в общей  численности сотрудников организации на протяжении анализируемого периода снижается. Так в 2010 году удельный вес аппарата управления и специалистов составил 54,84 %, что ниже уровня 2008 года на 0,33%.

Основными источниками  комплектования организации руководителями и специалистами являются молодые специалисты, прибывающие по направлению ВУЗов и техникумов.

Основное комплектование производится путем приема на работу лиц, которые обратились в организацию после прочтения в средствах массовой информации объявлений о приеме на работу.

Основные результаты в работе организации за три предшествующих года характеризуются следующим выполнением основных целевых показателей социально-экономического развития (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008 - 2010 годы

Показатели

Годы

Темп роста, %; 
отклонение (+; –)

2008

2009

2010

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2010 г. к 2008 г.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в фактических ценах, млн р.

6 299

7 873

10 544

124,99

133,93

167,39

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах, млн р.

6299

6949

8636

110,32

124,28

137,10

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов), млн р.

5 258

6 582

8 685

125,18

131,95

165,18

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

4 574

5 796

7 698

126,72

132,82

168,30

Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

116

86

96

74,14

111,63

82,76

Прибыль отчетного периода, млн р.

117

88

103

75,21

117,05

88,03

Чистая прибыль, млн р. 

20

55

65

275,00

118,18

325,00

Рентабельность продаж, %

2,21

1,31

1,11

-0,9

-0,2

-1,1

Рентабельность реализованной продукции, %

2,54

1,48

1,25

-1,06

-0,23

-1,29

Индекс цен

1

1,133

1,221

х

х

х


Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации

Как видно из таблицы 2.2, выручка от реализации в организации  на протяжении анализируемого периода растет как в действительных так и в сопоставимых ценах. В 2010 году по сравнению с 2009 годом выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в фактических ценах увеличилась на 33,93%, по сравнению с 2008 годом на 67,39%. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 24,28%, по сравнению с 2008 годом на 37,1%. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов) в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 31,95%, по сравнению с 2008 годом на 65,15%. Темп роста Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году по сравнению с 2008 годом превышал темп роста выручки от реализации вследствие чего прибыль от реализации за три года снизилась на 17,24%. В 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается увеличение данного показателя на 11,63%. Рентабельность продаж в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 0,2%, по сравнению с 2008 годом на 1,1%, Рентабельность реализованной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 0,23%, по сравнению с 2008 годом на 1,29%. Таким образом. на основании снижения рентабельности деятельности организации можно говорить о снижении эффективности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг».

 

 

2.2 Анализ формирования  прибыли и основных факторов,

 влияющих  на нее

 

Получение прибыли играет большую  роль в стимулировании развития деятельности организации. Прибыль – это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности деятельности организации, о благополучном финансовом состоянии.

Прибыль характеризует абсолютный экономический результат (экономический эффект) и способность организации наращивать капитал. Информационной базой являются данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Основную часть прибыли ОАО «Гомельтекстильторг» получает за счет реализации товарной продукции.

 

Таблица 2.3 – Динамика прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг и факторов, на нее  влияющих ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008 – 2010 гг.,  млн р.

 

Показатели

Годы

Темп роста, %;

2008

2009

2010

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2010 г. к 2008 г.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в фактических ценах, млн р.

6299

7873

10544

124,99

133,93

167,39


 

 

Окончание таблицы 2.3

Показатели

Годы

Темп роста, %;

2008

2009

2010

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2010 г. к 2008 г.

Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг

1041

1291

1859

124,02

144,00

178,58

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов), млн р.

5258

6582

8685

125,18

131,95

165,18

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

4574

5796

7698

126,72

132,82

168,30

Расходы на реализацию

568

700

891

123,24

127,29

156,87

Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

116

86

96

74,14

111,63

82,76


Примечание. Источник: собственная  разработка на основе данных организации.

 

Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг выросли в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 24,02%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 44%.

Рост себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг составил в 2009 году по сравнению с 2008 годом 26,72%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом 32,82%.

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 25,86%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 11,63%.

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации товаров; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен. Эти же факторы являются факторами второго порядка по отношению к балансовой  прибыли.

Исходные данные, необходимые  для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли, размещены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - Исходные  данные  для факторного  анализа прибыли от  реализации  товаров, продукции, работ, услуг ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008 – 2010 гг.,  млн р.

Показатель

Годы

2008

2009

2010

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку)

5258

6582

8685

Полная себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

5142

6496

8589

Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг

116

86

96


Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

 

Сравнивая сумму прибыли, предшествующего и отчетного года, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции (DП(V, стр.). Общее изменение суммы прибыли исчисляется по формуле 2.1.

Общее  изменение  суммы  прибыли исчисляется по формуле 2.1.

 

                                                  ,                                         (2.1)

 

где  Пбазис  – прибыль от реализации продукции за предыдущий год;

       Потчет  – прибыль от реализации продукции за отчетный год.

 

(DП2009/2008(V, стр.) = 86 - 116 = -30 млн р.

(DП2010/2009(V, стр.) = 96 – 86  = +10 млн р.

 

Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим сумму прибыли 2008 года на процент прироста объема реализации  в  оценке  по  себестоимости  или  в  условно-натуральном  выражении  и  результат  разделим  на 100.

Прирост  объема  реализации  определяется по формуле 2.2.

 

                                  ,                                              (2.2)

 

где Сбазис – себестоимость товарной продукции за предыдущий год;

        Сотчет – себестоимость товарной продукции за отчетный год.

 

%.

%.

 

Влияние  объема  продаж  на  сумму  прибыли рассчитано далее по формуле 2.3.

 

                                            ,                                                   (2.3)

 

где  Пбазис – прибыль от реализации продукции за предыдущий год;

        П – прибыль, увеличенная за счет повышения объема реализации;

 

 млн р.

 млн р.

 

Влияние  структурного  фактора определяется по формуле 2.4.

 

                                ,                                      (2.4)

 

где  DП(стр.) – величина влияния структурного фактора;

     DП(V,стр.) – изменение объема реализации;

          DП(V) – объем реализации.

 

 млн р.

 млн р.

 

Влияние изменения полной себестоимости на сумму   прибыли (DП(С)) устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном году  с тем же показателем за предыдущий год.

 

 млн р.

 млн р.

 

После проведения факторного анализа прибыли ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008-2010 гг. можно сделать определенные выводы. Прирост объема реализации в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 26,33%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом – 27,7%. На увеличение прибыли в отчетном году повлияли также другие факторы. Среди них фактор изменения объема продаж, который в 2009 году по сравнению с 2008 годом повлиял на величину  прибыли положительно – прибыль увеличилась на 30,5 млн р., в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 27,7 млн р.  Изменение структуры товарной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизило прибыль на 0,5 млн р., в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 17,7 млн р. Себестоимость товарной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 1354 млн р., в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 2093 млн р. Это объясняется  увеличением объема реализации продукции. В целом прибыль в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 30 млн р., в 2010 годом по сравнению с 2009 годом увеличилась на 10 млн р. Увеличение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году является положительной тенденцией, связанной с правильно подобранной стратегией руководства организации.

Проведем оценку динамики показателей балансовой и чистой прибыли  за анализируемые периоды.

1.  Чистая прибыль  на 1руб. оборота =

чистая прибыль организации

=  -----------------------------------------------    * 100

выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

 

2008 год: = 20 * 100 / 6299 = 0,32%;

2009 год: = 55 * 100 / 7873 = 0,7%;

2010 год: = 65   * 100 / 10544 = 0,62%.

    

 

Чистая прибыль на 1 руб. оборота в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась.

2.  Прибыль  от   реализации   продукции   на   1 руб.  реализации   продукта (оборота) =

Информация о работе Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»