Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа
Прибыль и доход в данном случае выступают критерием успеха. Без прибыли любая организация не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие.
Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торговой организации, а также поиск резервов для их увеличения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность и роль экономической категории «прибыль»;
– исследовать систему показателей рентабельности;
Введение
1 Экономическая сущность и роль прибыли в торговле
1.1 Сущность и роль экономической категории «прибыль»
1.2 Система показателей рентабельности
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности
2 Экономический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее
2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
3 Резервы и пути увеличения прибыли и повышения рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
Заключение
Список использованных источников
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Как видно из таблицы 2.1 на протяжении 2008-2010 гг. наблюдается рост численности персонала (темп прироста в 2010 по сравнению с 2008 годом составил 6,9 %.
За этот же период наблюдается
возрастание численности
Численность аппарата управления в организации на протяжении трех лет возросла на 1 человека, за счет найма 1 специалиста.
Удельный вес аппарата
управления и специалистов в общей
численности сотрудников органи
Основными источниками комплектования организации руководителями и специалистами являются молодые специалисты, прибывающие по направлению ВУЗов и техникумов.
Основное комплектование производится путем приема на работу лиц, которые обратились в организацию после прочтения в средствах массовой информации объявлений о приеме на работу.
Основные результаты в работе организации за три предшествующих года характеризуются следующим выполнением основных целевых показателей социально-экономического развития (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008 - 2010 годы
Показатели |
Годы |
Темп роста, %; | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2009 г. к 2008 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2010 г. к 2008 г. | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в фактических ценах, млн р. |
6 299 |
7 873 |
10 544 |
124,99 |
133,93 |
167,39 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах, млн р. |
6299 |
6949 |
8636 |
110,32 |
124,28 |
137,10 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов), млн р. |
5 258 |
6 582 |
8 685 |
125,18 |
131,95 |
165,18 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн р. |
4 574 |
5 796 |
7 698 |
126,72 |
132,82 |
168,30 |
Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р. |
116 |
86 |
96 |
74,14 |
111,63 |
82,76 |
Прибыль отчетного периода, млн р. |
117 |
88 |
103 |
75,21 |
117,05 |
88,03 |
Чистая прибыль, млн р. |
20 |
55 |
65 |
275,00 |
118,18 |
325,00 |
Рентабельность продаж, % |
2,21 |
1,31 |
1,11 |
-0,9 |
-0,2 |
-1,1 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
2,54 |
1,48 |
1,25 |
-1,06 |
-0,23 |
-1,29 |
Индекс цен |
1 |
1,133 |
1,221 |
х |
х |
х |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации
Как видно из таблицы 2.2, выручка от реализации в организации на протяжении анализируемого периода растет как в действительных так и в сопоставимых ценах. В 2010 году по сравнению с 2009 годом выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в фактических ценах увеличилась на 33,93%, по сравнению с 2008 годом на 67,39%. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 24,28%, по сравнению с 2008 годом на 37,1%. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов) в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 31,95%, по сравнению с 2008 годом на 65,15%. Темп роста Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году по сравнению с 2008 годом превышал темп роста выручки от реализации вследствие чего прибыль от реализации за три года снизилась на 17,24%. В 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается увеличение данного показателя на 11,63%. Рентабельность продаж в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 0,2%, по сравнению с 2008 годом на 1,1%, Рентабельность реализованной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 0,23%, по сравнению с 2008 годом на 1,29%. Таким образом. на основании снижения рентабельности деятельности организации можно говорить о снижении эффективности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг».
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов,
влияющих на нее
Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития деятельности организации. Прибыль – это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности деятельности организации, о благополучном финансовом состоянии.
Прибыль характеризует абсолютный экономический результат (экономический эффект) и способность организации наращивать капитал. Информационной базой являются данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Основную часть прибыли ОАО «Гомельтекстильторг» получает за счет реализации товарной продукции.
Таблица 2.3 – Динамика прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг и факторов, на нее влияющих ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008 – 2010 гг., млн р.
Показатели |
Годы |
Темп роста, %; | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2009 г. к 2008 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2010 г. к 2008 г. | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в фактических ценах, млн р. |
6299 |
7873 |
10544 |
124,99 |
133,93 |
167,39 |
Окончание таблицы 2.3
Показатели |
Годы |
Темп роста, %; | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2009 г. к 2008 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2010 г. к 2008 г. | |
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
1041 |
1291 |
1859 |
124,02 |
144,00 |
178,58 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов), млн р. |
5258 |
6582 |
8685 |
125,18 |
131,95 |
165,18 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн р. |
4574 |
5796 |
7698 |
126,72 |
132,82 |
168,30 |
Расходы на реализацию |
568 |
700 |
891 |
123,24 |
127,29 |
156,87 |
Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р. |
116 |
86 |
96 |
74,14 |
111,63 |
82,76 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг выросли в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 24,02%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 44%.
Рост себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг составил в 2009 году по сравнению с 2008 годом 26,72%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом 32,82%.
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 25,86%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 11,63%.
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации товаров; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен. Эти же факторы являются факторами второго порядка по отношению к балансовой прибыли.
Исходные данные, необходимые для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли, размещены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008 – 2010 гг., млн р.
Показатель |
Годы | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) |
5258 |
6582 |
8685 |
Полная себестоимость реализова |
5142 |
6496 |
8589 |
Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
116 |
86 |
96 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Сравнивая сумму прибыли, предшествующего и отчетного года, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции (DП(V, стр.). Общее изменение суммы прибыли исчисляется по формуле 2.1.
Общее изменение суммы прибыли исчисляется по формуле 2.1.
где Пбазис – прибыль от реализации продукции за предыдущий год;
Потчет – прибыль от реализации продукции за отчетный год.
(DП2009/2008(V, стр.) = 86 - 116 = -30 млн р.
(DП2010/2009(V, стр.) = 96 – 86 = +10 млн р.
Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим сумму прибыли 2008 года на процент прироста объема реализации в оценке по себестоимости или в условно-натуральном выражении и результат разделим на 100.
Прирост объема реализации определяется по формуле 2.2.
где Сбазис – себестоимость товарной продукции за предыдущий год;
Сотчет – себестоимость товарной продукции за отчетный год.
Влияние объема продаж на сумму прибыли рассчитано далее по формуле 2.3.
где Пбазис – прибыль от реализации продукции за предыдущий год;
ПVр – прибыль, увеличенная за счет повышения объема реализации;
млн р.
млн р.
Влияние структурного фактора определяется по формуле 2.4.
где DП(стр.) – величина влияния структурного фактора;
DП(V,стр.) – изменение объема реализации;
DП(V) – объем реализации.
млн р.
млн р.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли (DП(С)) устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном году с тем же показателем за предыдущий год.
млн р.
млн р.
После проведения факторного анализа прибыли ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008-2010 гг. можно сделать определенные выводы. Прирост объема реализации в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 26,33%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом – 27,7%. На увеличение прибыли в отчетном году повлияли также другие факторы. Среди них фактор изменения объема продаж, который в 2009 году по сравнению с 2008 годом повлиял на величину прибыли положительно – прибыль увеличилась на 30,5 млн р., в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 27,7 млн р. Изменение структуры товарной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизило прибыль на 0,5 млн р., в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 17,7 млн р. Себестоимость товарной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 1354 млн р., в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 2093 млн р. Это объясняется увеличением объема реализации продукции. В целом прибыль в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 30 млн р., в 2010 годом по сравнению с 2009 годом увеличилась на 10 млн р. Увеличение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году является положительной тенденцией, связанной с правильно подобранной стратегией руководства организации.
Проведем оценку динамики показателей балансовой и чистой прибыли за анализируемые периоды.
1. Чистая прибыль на 1руб. оборота =
чистая прибыль организации
= ------------------------------
выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг
2008 год: = 20 * 100 / 6299 = 0,32%;
2009 год: = 55 * 100 / 7873 = 0,7%;
2010 год: = 65 * 100 / 10544 = 0,62%.
Чистая прибыль на 1 руб. оборота в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась.
2. Прибыль от реализации продукции на 1 руб. реализации продукта (оборота) =