Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:31, курсовая работа
Актуальность. С переходом к рыночным экономическим отношениям меняется роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе, который формируется через воздействие таких рыночных инструментов регулирования, как цены, спрос, предложение, налоги, конкуренция и т. д.
Развитый рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и закономерностей его развития.
Основными качественными характеристиками рынка являются емкость рынка и спрос на продукцию предприятия. Определение спроса включает в себя оценку величины и структуры текущего спроса и перспективу его изменения.
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие спроса……………………………………………………………………..4
1.1. Виды и экономическое содержание спроса……………………………………….4
1.2. Механизм государственного воздействия на активизацию потребительского спроса в условиях российской экономики…………………………………………………..…7
Глава 2. Потребительский спрос в городе………………………………………………….9
2.1 Особенности прогнозирования спроса……………………………………………..9
2.2. Методы прогнозирования………………………………………………………….12
2.3. Прогнозирование в городе…………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………
В условиях перехода к постиндустриальному обществу в России назрела необходимость разработки концепции стратегического управления потребительским рынком (СТУПР) на основе долгосрочных целей повышения качества жизни населения в городах России. Каким должно быть стратегическое управление в регионе (городе) и как сформировать стратегию потребительского рынка, адекватную социально-экономическому развитию города? Современные исследования в области стратегического управления потребительским рынком не дают однозначного ответа.
Устойчивое развитие рынка потребительских услуг для городского населения в современных условиях может быть обеспечено с позиций новой, предлагаемой нами, управленческой парадигмы, ориентированной на создание человеческого потенциала (7). В этой связи необходимы новые подходы к определению роли и места системы общенационального и регионального прогнозирования, разработка долгосрочных и среднесрочных стратегий деятельности муниципальной системы власти на потребительском рынке.
Прогнозирование
развития потребительского рынка - это
научно обоснованное предвидение его
состояния в будущем, учитывающее
тенденции изменения
Представим некоторую абстрактную модель, служащую для описания процессов принятия управленческих решений при прогнозировании развития ПР. При этом нормы поведения органов муниципального управления целесообразно представить в виде алгоритма, позволяющего легче представить внутреннюю логику запутанной последовательности управленческих решений.
По мнению Я. Корнаи, алгоритм принятия решения в области централизованного планирования потребления на макроуровне состоит из пяти этапов. Этот алгоритм носит общий характер и не отражает особенности типа экономических отношений в стране. Невозможно не согласится с Я. Корнаи в том, что различия обнаруживаются, главным образом, в методах реализации плана. Используя некоторые основные понятия и подходы к формированию такого алгоритма, опишем основные параметры и характеристики технологии прогнозирования емкости современного ПР для городского населения.
Предположим, что на определенном этапе прогнозирования стратегического развития города ставится цель разработать пять макрозаданий для обеспечения жизнедеятельности населения на следующий год и на их основе определить ряд плановых заданий. Рассмотрим эти пять макропеременных стратегического муниципального управления.
1. Общий объем
предложения товаров и услуг,
предназначенных для
Речь идет о реальном объеме, определяемом в практике планирования на основе фактических цен предыдущего периода, называемого базовым годом. На предложение продуктов для потребления населением влияют следующие факторы: цены на ресурсы; рыночная цена товара; число конкурентов на рынке; ожидание изменения цен; цены на другие товары и услуги; технология производства продуктов; инновационные стратегии; налоги и дотации.
Физический объем
предложения определяется первичными
запасами товаров (материальные изделия,
предназначенные для
При этом целесообразно заранее исключить из физического объема предложения те продукты и услуги, которые городское население получает бесплатно, таким образом, это только то предложение, которое предоставляется за деньги. Исключим также потребительские продукты, которые предусмотрены муниципальным планированием для секторов предприятий (в том числе экспортерам) и учреждений.
Таким образом,
прогнозирование общего объема предложения
товаров и услуг для городского
населения позволяет
2. Объем товаров,
приобретенных городским
Для наших целей целесообразно использовать второй подход. Спрос как предмет коммерческой деятельности - это объем продуктов ПР (товаров и услуг), которые потребитель (клиент) имеет намерения и возможность купить по удовлетворяющей его цене в течение определенного периода времени. При прогнозировании продуктов ПР для городского населения представляется необходимым стремиться к нормальному соотношению между потребительными ценностями товаров и услуг и их ценой.
При формировании
данного макроагрегата
1) насыщенность
рынка и уровень
2) вкусы, предпочтения потребителей;
3) число потребителей на рынке;
4) потребительские
ожидания относительно будущих
доходов, товарного
5) качество товаров, их дизайн, физический и моральный износ;
6) цены на сопряженные товары;
7) процентные ставки по вкладам;
8) денежные доходы
и уровень покупательской
Всю совокупность
факторов, влияющих на спрос, можно
сгруппировать следующим
Как и предложение,
данный объем предполагаемого
3. Деньги, расходуемые
городским населением на
Действенным методом муниципального управления денежными доходами и расходами выступает балансовый метод. Построения баланса доходов и расходов городского населения характеризует денежный оборот между населением, с одной стороны, и субъектами хозяйствования ПР города - с другой.
4. Индекс потребительских цен. Это частное от деления уровней потребительских цен в плановом и в базовом годах. Особая роль в расчете данного индекса отводится государственному регулированию цен и тарифов, определяющему:
¨ фиксированные цены и тарифы;
¨ минимальные цены на продукцию, товары и услуги;
¨ декларирование
повышения цен на продукцию производственно-
¨ предельный уровень торговых надбавок;
¨ предельный уровень рентабельности при оформлении цен и тарифов на продукцию, товары и услуги.
5. Совокупный
объем производства и импорта
потребительских продуктов (
Уровень потребления, как правило:
· равен или меньше уровня предложения;
· равен частному отношения расходов к индексу потребительских цен.
Рассмотренные особенности ПР определяют и специфический характер цели его функционирования и развития. Среди специалистов преобладает мнение, что интеграционный потенциал стратегической цели ПР выражается в совершенствовании человеческого потенциала на основе согласования и взаимоувязанного развития подсистем рынка. Цели каждой подсистемы (например, рынка образования или медицинских услуг) формируются на основе общности потребностей, интересов, ценностей городского населения.
Специфика системы стратегического управления потребительским рынком для городского населения обусловлена:
1) рассмотрением
развития человеческого
2) необходимостью
максимального учета
Целенаправленная работа по повышению человеческого потенциала требует разработки долгосрочной стратегии развития ПР и системы управления им. При этом количественные и качественные характеристики целей развития ПР должны формироваться прежде всего на основе прогнозирования развития общественных потребностей.
Главной целью ПР выступает создание потребительских ценностей, которые обеспечивают необходимый уровень качества жизни при соблюдении гарантий, рационального потребительского бюджета (РПБ) и системы государственных минимальных социальных стандартов (СГМСС). Исходя из этого, при реформировании муниципального управления нам представляется важным видеть не частные проблемы удовлетворения какой-либо потребности (жилье, питание, одежда, образование и т.п.), а в целом весь возможный и необходимый стандарт совокупных потребностей населения (или отдельных групп). Именно это, по нашему мнению, является свидетельством высокой управленческой способности менеджеров, в данном случае - аппарата городского управления.
Заключение
Прогнозирование - это оценка значения переменной (или ряда переменных) для какого - то момента времени будущего. Обычно целью прогнозных расчетов на предприятии является обеспечение информацией процесса планирования. В прогнозировании исходят из того, что если мы можем хотя бы приблизительно спрогнозировать будущее, то сможем выбрать свое оптимальное поведение, чтобы при наступлении будущего находиться в лучшей позиции.
Характерные черты прогнозов.
1. Прогноз всегда ошибочен.
2. Прогноз является
более полным при оценке
3. Прогноз более
точен для большей группы
4. Прогноз более
точен для более коротких
5. Прогноз не
может заменить расчетный