Прогнозирование покупательского спроса на потребительские товары

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

В процессе общественного развития потребности растут и изменяются. Наряду с исчезновением одних товаров появляются другие, новые, и круг их постоянно расширяется. Вместе с количественными происходят качественные изменения, как в самих потребностях, так и в их структуре. Увеличивается роль социальных и культурных потребностей в развитии производства и человеческой личности. Особенно в настоящее время, когда производство взяло большой скачок в своём развитии, развитии рекламной деятельности, которая, несомненно, действует на психику человека.

Содержание

Введение.



Покупательский спрос: сущность, определяющие факторы.


Виды покупательского спроса и их классификация.


Прогнозирование покупательского спроса.
3.1.Понятие, сущность и принципы прогнозирования.
3.2.Виды прогнозирования и их классификация.
3.3.Методы прогнозирования.
3.3.1.с помощью коэффициента эластичности
3.3.2.балансовый метод
3.3.3.нормативный метод
3.3.4.метод экспертных оценок
3.3.5.метод экстраполяции рядов динамики


Заключение.

Работа содержит 1 файл

Экономика (Курсовая).doc

— 92.50 Кб (Скачать)

ТЕМА: Прогнозирование покупательского спроса на потребительские товары.  

План. 
 

Введение.

 

  1. Покупательский спрос: сущность, определяющие факторы.
 
  1. Виды покупательского  спроса и их классификация.
 
  1. Прогнозирование покупательского спроса.
  2. 3.1.Понятие, сущность и принципы прогнозирования.
  3. 3.2.Виды прогнозирования и их классификация.
  4. 3.3.Методы прогнозирования.
  5. 3.3.1.с помощью коэффициента эластичности
  6. 3.3.2.балансовый метод
  7. 3.3.3.нормативный метод
  8. 3.3.4.метод экспертных оценок
  9. 3.3.5.метод экстраполяции рядов динамики
 

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

 Спрос – форма  рыночного проявления платёжеспособной потребности. Потребность в общем  виде определяют как нужду или недостаток в чём-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека. Но это не полное определение, которое даётся термину «потребность». Более полным будет определение потребностей, как совокупности отношений, связанных с потреблением.

 В процессе воспроизводства  потребностей в своём развитии обгоняют производство и стимулируют его  дальнейший рост и совершенствование.

 В процессе общественного  развития потребности растут и изменяются. Наряду с исчезновением одних  товаров появляются другие, новые, и  круг их постоянно расширяется. Вместе с количественными происходят качественные изменения, как в самих потребностях, так и в их структуре. Увеличивается роль социальных и  культурных потребностей в развитии производства и человеческой личности. Особенно в настоящее время, когда производство взяло большой скачок в  своём развитии, развитии рекламной деятельности, которая, несомненно, действует на психику человека.

 Исходя из всего вышесказанного, следует, что  данная тема является актуальной, ведь прогнозирование покупательского  спроса необходимо для рационального  и правильного обеспечения рынков сбыта нужными и ходовыми товарами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Покупательский  спрос: сущность, определяющие факторы.
 

 Одним из основных элементов потребительского рынка  является категория «потребительский спрос».

 СПРОС – это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений. Спрос населения на потребительском рынке определяется потребностями людей в пище, жилье, в духовной жизни и т.д. однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен, определяющих его покупательную способность.                        Таким образом, спрос на рынке потребительских товаров и услуг характеризует платёжеспособные потребности населения в товарах и услугах личного потребления, которые могут быть удовлетворены при наличии соответствующего им товарного предложения.

 Формирование  спроса на рынке потребительских  товаров носит индивидуальный и  избирательный характер.

 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  СПРОС- это спрос, предъявляемый на товар или услугу отдельным потребителем. Он характеризуется значительной эластичностью и изменчивостью. В целом рыночный спрос представляет собой спрос на товар или услугу, предъявляемый всеми потребителями на рынке этого товара или услуги. Изменение спроса на отдельный товар или услугу отражает поведение массового потребителя, вызванное изменением цен на товары или услуги.

 Различают 3 вида потребностей покупателей:

  • Материальные
  • Духовные
  • Социальные

Материальные- это потребности, которые обеспечивают биологические функции человека и его жизнедеятельность.

Духовные- интеллектуальные, эстетические и нравственные потребности человека.

Социальные- потребности связаны с деятельностью человека, отражают его социальные и политические функции в обществе.

При этом следует  отметить, что потребность с точки  зрения её содержания и формы выступает  в двух аспектах – как общая  и как частная, конкретная.

    Общая  потребность – это нужда человека  в пище, одежде, жилище, передвижении, общении и т.д. безотносительно к конкретной форме. Она отражает внутреннюю сущность, объективную необходимость нужд человека и имеет вполне устойчивую закономерность развития. Общая потребность в реальной действительности имеет вполне определённую конкретную форму своего проявления в виде потребностей на конкретные предметы потребления и услуги. Последние тесно связаны и зависят от уровня развития общественного производства, обусловливающего возникновение, изменение и отмирание конкретных потребностей. В ходе развития производства одни конкретные потребности сменяются другими. При этом общие потребности человека остаются, но удовлетворяются они посредством удовлетворения разных по своей форме в тот или иной период времени конкретных потребностей. Средствами удовлетворения этих потребностей служат продукты общественного труда. Потребности людей, прежде всего личные, по своей экономической форме в условиях товарно-денежных отношений выступают как платёжеспособные потребности, как спрос населения на товары. Спрос характеризует лишь те потребности, которые обеспечены соответствующим денежным эквивалентом. В результате действительным представителем спроса является тот, кто может предъявить эквивалент за то, что он получает. Но поскольку не вся потребность в товарах может быть представлена на рынке, спрос отклоняется от действительной потребности.

    Вместе  с тем спрос – это не просто  сумма денежных средств населения,  которая направляется на покупку  товаров, но и выражение требований  покупателей к потребительной стоимости товаров. Ведь спрос предъявляется не на товары вообще, а на товары с определёнными потребительскими признаками и свойствами.

        Из всего вышесказанного следует,  что в определении спроса присутствуют 3 момента: 

  • Спрос – это потребность;
  • Спрос – это не вся потребность, а платёжеспособная потребность, так как никакая иная потребность на рынке представлена быть не может;
  • Спрос – это платёжеспособная потребность в конкретных товарах.
 

   Покупательский  спрос на потребительские товары формируется как результат воздействия многочисленных факторов:

  • Один из таких факторов действует в сторону увеличения спроса, другие в сторону его уменьшения. В ходе экономико-статистического анализа покупательского спроса выявляется ряд общих и специфических условий, определяющих процесс его формирования и развития. К общим условиям необходимо отнести, прежде всего, экономические, социальные, демографические, национальные, климатические и т.д. Среди экономических условий наибольшее значение имеют:
      1. Общественное производство
      2. Денежные доходы
      3. Уровень и соотношение розничных цен.

При этом основная роль принадлежит производству, так  как от степени его развития зависит, с одной стороны, размер денежных доходов населения, а значит, и  платёжеспособность спроса, а с другой стороны, именно в производстве создаются материальные возможности снижения затрат на выпуск товаров, а значит, и на снижение цен на эти товары. С развитием производства, научно-технического прогресса появляются новые виды сырья, материалов и новые товары, с внедрением которых на потребительском рынке возникают новые потребности и, соответственно, спрос.

        • Другое условие, определяющее размер и структуру спроса – денежные доходы населения. Рост денежных доходов приводит к существенным изменениям покупательского спроса. Так, в условиях экономической стабильности общества с увеличением денежных доходов семей, как правило, растёт доля расходов на покупку непродовольственных товаров. Рост денежных доходов населения приводит к существенным сдвигам не только в соотношении расходов на покупку товаров, но и к изменениям в структуре внутри продовольственной и непродовольственной групп товаров. Так, с ростом доходов на члена семьи увеличивается доля расходов на покупку мяса и мясопродуктов, яиц, кондитерских изделий, фруктов и одновременно уменьшаются расходы на покупку картофеля, хлеба и хлебобулочных изделий. В группе непродовольственных товаров растёт доля расходов на электротовары, автомобили, мебель и т.п.
        • На изменение структуры спроса значительное воздействие оказывает степень дифференциации доходов разных групп населения. Это проявляется в том, что группы семей с неодинаковым уровнем душевного дохода имеют разную структуру покупок товаров и потребления. Поэтому в коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров необходим учёт спроса не какого-то совокупного абстрактного покупателя, хотя и это важно, а вполне определённых групп покупателей с их интересами, запросами, намерениями и мотивациями.
        • На формирование объёма и структуры покупательского спроса существенно влияет уровень цен на товары народного потребления. Связь здесь обратная, т.е. снижение цены на товар влечёт за собой увеличение спроса на него, и, наоборот, с ростом цен спрос на товар уменьшается. Это характерно для тех групп населения, доходы которых не обеспечивают полного удовлетворения потребности в данных товарах. В тех группах населения, доходы которых полностью обеспечивают удовлетворение спроса на какие-либо товары по более высоким ценам, снижение цен на них приводит к увеличению спроса на эти товары. Следовательно, реакция на изменение цены товара разными группами населения неодинакова. Для одних групп эта реакция выражена слабее, для других – сильнее.
        • Также существенное воздействие на спрос оказывает не только уровень цен на тот или иной товар, но и изменение уровня цен на другие товары, и в первую очередь складывающиеся соотношения цен на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.
        • Помимо указанных, на покупательский спрос влияет численность населения, его половозрастной и социальный состав. Воздействие социального состава населения складывается в частности, на структуре расходов на покупку товаров в семьях рабочих, служащих с одним и тем же уровнем душевного дохода.
        • На структуру покупательского спроса воздействуют и  многие другие факторы общего характера. Все они в большей или меньшей степени влияют на процесс формирования спроса на товары продовольственной и непродовольственной групп.
        • Имеются сугубо специфические факторы, которые влияют не только на вполне определённые товары и группы товаров, что связано с особенностями потребительских свойств отдельных товаров. Это относится к товарам длительного пользования, таким, как мебель, холодильники, стиральные машины, телевизоры и т.п. При формировании спроса на данные виды товаров действуют те же факторы, что и на спрос на товары повседневного и периодического спроса. В связи с тем, что процесс потребления товаров длительного пользования как бы растянут во времени, они накапливаются у населения. В результате повышается уровень обеспеченности населения этими товарами, что существенно влияет на размеры спроса на них.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Виды  покупательского  спроса и их классификация.
 

  Покупательский спрос  - социально-экономическая категория, выражающая потребность, представленную на рынке деньгами, т.е. объём и состав товаров, которые население желает и имеет возможность купить.

  В системе  рыночных отношений категория  спроса может выступать как  макроспрос и микроспрос. Эти понятия рассматривают в двух аспектах, с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта (территориальный признак).

Макроспрос  – спрос на определённую группу товаров (услуг), объединённых по потребительскому назначению. Макроспрос имеет структуру, которая представляет собой объём спроса на отдельные товары (услуги), входящих в объединённые группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, спортивная одежда и т.д.

 С точки  зрения объекта макроспрос рассматривается  на уровне какого-либо единого пространства – страны, республики, экономического региона и т.д.

Микроспрос  – спрос на отдельные разновидности товаров. Спрос на каждую разновидность товаров образует микроструктуру спроса. По второму признаку микроспрос – это спрос потребителей на товары и услуги, формирующийся на уровне отдельного предприятия торговли, общественного питания, сферы услуг.

  Каждое предприятие  имеет разную специализацию, поэтому  микроспрос рассматривают  как  локальный спрос на конкретные  товары и услуги широкого ассортимента, предъявляемый определёнными группами потребителей данного предприятия.

  Кроме того, в зависимости от реального  состояния товарного обеспечения вынесенных на рынок конкретных платёжеспособных потребителей спрос подразделяется на:

Реализованный спрос – это часть представленного на рынке действительного спроса, которая фактически удовлетворена при покупке товаров и оплате услуг.

Неудовлетворённый спрос – это часть действительного спроса, которая осталась нереализованной из-за отсутствия на рынке необходимых покупателям отваров или их несоответствия по ассортименту и качеству. Такой спрос в свою очередь имеет несколько разновидностей:

  1. Явный – когда покупатель имеет определённую сумму денег, но не может приобрести товар по разным причинам. Особенностью данного вида спроса является то, что он действительно представлен денежной массой, которая при появлении на рынке нужных товаров и услуг будет удовлетворена.
  2. Скрытый – проявляется при покупке товара или услуги, которые не являются полноценными заменителями отсутствующего товара или услуги, либо вообще не связаны с ним отношениями взаимозаменяемости. Иногда этот вид спроса называют переключённым, поскольку в случае отсутствия одних товаров и услуг спрос переключается на другие, имеющиеся на рынке.
  3. Отложенный – существующий, но как бы отложенный на время спрос по разным причинам; накопление денег для последующей покупки дорогостоящих товаров.
    1. базовый спрос - предъявляется в местах постоянного проживания и потребления данных товаров и услуг.
    2. мобильный (мигрирующий) спрос – предъявляется в местах временного нахождения и потребления данных товаров и услуг (в командировке, на отдыхе и т.д.).
    3. твёрдо сформулированный спрос – это заранее обдуманный спрос, выражающий твёрдое намерение покупателей купить именно эти товары или услугу.
    4. альтернативный спрос - предъявляется на достаточно широкий круг однотипных товаров или услуг, т.е. выбор между взаимозаменяемыми товарами на месте покупки.
    5. первичный (начальный) спрос – это предъявляемый спрос на товары, приобретаемые в первый раз.
    6. спрос на замену – это спрос, возникающий после того, как потребляемый ранее товар длительного пользования полностью утрачивает свои потребительские свойства или морально устаревает.
    7. Дополнительный спрос – это спрос, предъявляемый на вторые, третьи экземпляры уже имеющихся товаров.
    8. Формирующийся спрос – это спрос на новые, незнакомые товары или услуги.
    9. Импульсивный (спонтанный) спрос – заранее не запланированная покупка, сделанная под влиянием умелой рекламы, психологического воздействия на покупателя.
    10. Интенсивный спрос – это спрос, возрастающий высокими темпами (новые, высококачественные товары и услуги).
    11. Стабилизировавшийся спрос – это спрос на товары и услуги, динамика которого постоянна; сохраняется в течение некоторого времени на относительно неизменном уровне.
    12. Угасающий спрос – это спрос на товары, имеющий тенденцию к снижению на товары, заканчивающие свой жизненный цикл (традиционные мужские пальто, телевизоры с чёрно-белым изображением и т.п.).
    13. Отрицательный спрос – спрос, возникающий на отдельные товары и услуги, не пользующиеся популярностью.
    14. Растущий спрос

Информация о работе Прогнозирование покупательского спроса на потребительские товары