Прогнозирование потребительского спроса на производимую продукцию (услугу)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

Переход на рыночные отношения выдвигает новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом. Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок, оценивая основные направления хозяйственной деятельности величиной конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты. Пренебрежение законами рынка приводит предпринимателя к финансовому краху, и, наоборот, тот, кто умеет своевременно предугадать перспективы развития рынка и адекватно среагировать на них, обеспечивает высокую эффективность хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.2
Глава 1. Экономическая природа и содержание потребительского спроса
Понятие и виды спроса.………………………………………….стр.5
Изменение спроса……………………………………………….стр.8
Эластичность спроса……………………………………………..стр.9
Глава 2. Анализ потребительского спроса.
2.1. Основы анализа потребительского спроса и предложения……стр. 12
2.2. Факторы, влияющие на потребительский спрос………………..стр.13
Глава 3. Прогнозирование потребительского спроса…………………стр.19
Заключение……………………………………………………………...стр.22
Список литературы…………………………………………………….стр.23

Работа содержит 1 файл

Потребительский спрос.docx

— 43.04 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО «Омский государственный  технический университет»

Кафедра «Организация и управление наукоемкими производствами» 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ на тему:

«Прогнозирование потребительского спроса на производимую продукцию (услугу)»

 

 

                                                                                

 

                                                                                      Выполнил:

                                                                                 Студент группы ХТБ-429

                                                                                                   Лапинский Д.А.

                                                                                            Проверил:

                                                                             Преподаватель: Лапкова А.Г                                 

 

                                                   

 

 

                                           Омск, 2012 г.

                                               Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.2

Глава 1. Экономическая природа и содержание потребительского спроса

    1. Понятие и виды спроса.………………………………………….стр.5                                           
    2. Изменение спроса……………………………………………….стр.8                            
    3. Эластичность спроса……………………………………………..стр.9

Глава 2. Анализ потребительского спроса.

2.1.    Основы анализа потребительского спроса и предложения……стр. 12

2.2.    Факторы, влияющие на потребительский спрос………………..стр.13

Глава 3. Прогнозирование потребительского спроса…………………стр.19

Заключение……………………………………………………………...стр.22

Список  литературы…………………………………………………….стр.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

В условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики  – торговле. Именно на этом уровне создается  вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. Здесь  решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии  добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется  маркетинг, осуществляется эффективное  управление.

Все это требует глубоких экономических  знаний. Ведь в условиях рыночной экономики  выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит  требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом  высококвалифицированных работников.

Переход на рыночные отношения выдвигает  новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать  только то, что пользуется определенным покупательским спросом. Предприятия  все больше начинают ориентироваться  на рынок, оценивая основные направления  хозяйственной деятельности величиной  конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты. Пренебрежение  законами рынка приводит предпринимателя  к финансовому краху, и, наоборот, тот, кто умеет своевременно предугадать  перспективы развития рынка и  адекватно среагировать на них, обеспечивает высокую эффективность хозяйственной  деятельности.

Изучение потребительского спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность  моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание  и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как потребительский спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 1. Экономическая природа и содержание потребительского   

                                                     спроса.

                                  1.1.  Понятие и виды спроса

В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и  движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому  вопросы изучения и прогнозирования  спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой  деятельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулирования рынка  и товарного обращения в региональном и национальном масштабах.

Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности  в товарах и услугах, которая  при данном уровне цен и тарифов  может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В  свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные  и объективно необходимые запросы  людей к условиям жизни, труда  и быта.

Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние  делятся на два вида: общие и  частные. Общие потребности –  это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные потребности людей, например в обуви определенной модели, определенного  цвета и т.п. – недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его потребностей. Этот процесс принято называть законом  возвышения потребностей.

Частные потребности, взятые вне зависимости  от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т.е. они  безграничны. Так возникает и  существует вечное противоречие между  безграничными потребностями людей  и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос – это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос – это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Спрос характеризует зависимость между возможной величиной покупки товаров и величиной затрат на такую покупку.

В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный  спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных  на покупку товаров. Показателем  удовлетворенного спроса населения  в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его  показателями могут быть: прирост  сбережений и остатка денежных средств  на руках у населения, заметное повышение  цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров  в торговой сети и на складах производителей.

В зависимости от дефференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.

Макроспрос – это спрос на укрупненные группы товаров, например на продовольственные или непродовольственные  товары, одежду, обувь, хлебобулочные  и другие товары (с точки зрения классификации товаров), а также  спрос крупных социально-экономических  групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах  страны, области или города (с  точки зрения объекта – территориальный  признак). Макроспрос также имеет  структуру, которая представляет собой  объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д. Микроспрос – это спрос на конкретный вид товара (с точки зрения классиффикации товара), спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц (с точки зрения объекта). Объем и структуру микроспроса определяет состав и характер потребителей. Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам:

1. периодичность возникновения  спроса: повседневный; периодический;  эпизодический; импульсивный.

2. степень удовлетворения спроса: действительный (потенциальный); реализованный; неудовлетворенный.

3. степень подвижности спроса: базовый; мобильный.

4. намерения покупателей: четко  сформулированный спрос (твердо  сформулированный); альтернативный  спрос.

5. характер спроса: первичный (начальный); на замену; дополнительный

6. степень интенсивности спроса: формирующийся; интенсивный; стабилизировавшийся;  угасающий; отрицательный.

7. месторасположение предприятия:  зона проявления максимального  микроспроса на товары и услуги; зона проявления повышенного  микроспроса; зона проявления  среднего микроспроса; зона проявления  пониженного микроспроса.

В современной экономической литературе и на практике применяется также  и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и  рыночный спрос, т.е. совокупный спрос  потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые  товары.

Потребительский спрос и лежащие  в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее – соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса.

                            1.2. Изменение спроса

В развивающейся экономике сложились  следующие закономерности развития спроса:

1) рост общего объема потребления  и спроса на товары;

2) улучшение структуры потребительского  спроса;

3) сближение уровней и структур  потребления и спроса населения  различных регионов страны и  отдельных групп населения.

Первую закономерность – динамику и масштаб развития общего объема реализованного спроса принято выражать показателями объема продаж товаров  и услуг относительно показателей:

1. валового национального продукта  или валового внутреннего продукта;

2. национального дохода;

3. денежных доходов населения.

Вторая закономерность развития потребительского спроса связана с первой и заключается  в улучшении его структуры. Она  имеет многоплановый характер и  проявляется в различных формах. В экономически развитых странах  и в странах с развивающейся  экономикой прогрессивные изменения  структуры потребительского спроса происходят в следующих основных направлениях:

1. высокая доля или увеличение  доли платных услуг в общем  объеме потребления и спроса;

2. высокая доля или увеличение  доли непродовольственных товаров  в общем объеме спроса на  товары;

3. высокий уровень или высокие  темпы роста спроса на товары  длительного пользования;

4. высокий уровень или возрастание  доли высококачественных и более  ценных продуктов питания;

5. постепенная замена сырьевых  продуктов и полуфабрикатов готовыми  к употреблению изделиями;

6. расширение и обновление ассортимента, повышение качества товаров и  торговых услуг.

Цена служит самой важной детерминантой  количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые  влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно  изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение  одной из детерминант изменяет положение  кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло  увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения  в одной его детерминанте (или  более) потребители покупают меньшее  количество продукта по каждой из возможных  цен, это влечет сокращение спроса и  смещение кривой спроса влево.

                                 1.3. Эластичность спроса

Эластичность спроса – это его  способность гибко изменяться под  влиянием определяющих факторов. Поскольку  главный из этих факторов – цена, то сначала обратимся к ценовой эластичности спроса.

Она измеряет степень реакции (или  чувствительности) потребителей к изменениям цены. В зависимости от этой степени спрос условно делят на два вида: эластичный и неэластичный. Если небольшое изменение цены сопровождается значительным изменением величины спроса, то такой спрос называется «эластичным». Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос получает название «неэластичного».

Информация о работе Прогнозирование потребительского спроса на производимую продукцию (услугу)