Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность планирования в организации торговой деятельности в рыночной экономике.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Определить методы планирования и сущность системы планов в экономической политике торгового предприятия;
2. Охарактеризовать основные методы планирования;
3. Разработать основные направления оптимизации процесса планирования.
Введение
1. Планирование как неотъемлемый элемент деятельности предприятия
1.1. Методы планирования, используемые на предприятии
1.2. Система планов и их место в экономической политике торгового предприятия
2. Основные методы планирования
2.1. Балансовый метод
2.2. Нормативный метод
2.3. Программно-целевой метод
2.4 Факторный метод планирования
3. Направления оптимизации процесса планирования
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. Планирование как неотъемлемый элемент деятельности предприятия |
5 |
1.1. Методы планирования, используемые на предприятии 1.2. Система планов и их место в экономической политике торгового предприятия | 5
10 |
2. Основные методы планирования | 15 |
2.1. Балансовый метод | 15 |
2.2. Нормативный метод 2.3. Программно-целевой метод 2.4 Факторный метод планирования | 18 21 23 |
3. Направления оптимизации процесса планирования | 28 |
Заключение | 31 |
Список использованных источников | 33 |
Введение
В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность. Разумеется, эта система должна базироваться на подходах и технологиях, используемых на западных предприятиях, имеющих многолетний опыт планирования.
Торговля - это форма товарного обмена, производимого при помощи денег. Как особый вид деятельности людей, торговля предполагает осуществление операций по купле - продаже товаров и услуг. Путем купли - продажи осуществляется и непосредственно товарный обмен, и происходит движение товаров от производителя к потребителям. Соответственно любым торговым операциям присущи характерные только для этого вида деятельности особенности, связанные о обслуживанием именно процесса обмена.
Оборот розничной торговли относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отражает экономические и социально - экономические процессы, происходящие в жизни страны. Оборот розничной торговли тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
В сфере товарного обращения оборот розничной торговли влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.
Оборот розничной торговли - сложный и многогранный показатель. Во первых, он характеризует объём товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления.
Уровень и качество планирования оборота розничной торговли определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства организации на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Планирование оборота розничной торговли предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, методы достижения целей, обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений. Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана.
Указанные аспекты предопределили выбор темы настоящей курсовой работы, которая посвящена роли планирования торговой деятельности в рыночной экономике.
Цель курсовой работы – изучить сущность планирования в организации торговой деятельности в рыночной экономике.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Определить методы планирования и сущность системы планов в экономической политике торгового предприятия;
2. Охарактеризовать основные методы планирования;
3. Разработать основные направления оптимизации процесса планирования.
Объектом исследования является планирование, предмет – методы планирования.
1 Планирование как неотъемлемый элемент деятельности предприятия
1.1 Методы планирования, используемые на предприятии
Планирование представляет собой процесс, основанный на определенных теоретических и методологических положениях, т.е. системе требований, принципов и методов. Процесс планирования выражается в постановке задач путем разработки планов на различные временные периоды. В соответствии с этими периодами для достижения основной цели деятельности предприятия выделяют стадии прогнозирования (5-10 лет), перспективного (2-5 лет), текущего (1-2 года) и оперативного (до одного года) планирования (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 − Планирование в системе предпринимательства*
* Источник: [14, c.70]
Планирование - важнейшая функция экономического управления предприятием в рыночной экономике.
Отказ от централизованного планирования повлек резкое ухудшение экономического положения большинства торговых предприятий [16, c.87].
Планирование - это:
1. умение увязать ресурсы предприятия с его рыночными целями;
2. важнейший способ управления экономикой, регулирование темпов ее развития;
3. комплекс работ по составлению и организации выполнения планов экономического и социального развития, осуществляемый на разных уровнях управления экономикой.
Планирование в торговле - экономическая деятельность людей по управлению и регулированию товарного обращения.
Планирование на уровне предприятия - это разработка и корректировка планов, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного субъекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
Функции планирования на уровне торгового предприятия:
1. выделение целей предприятия и установление его соответствия целям развития национального хозяйства, а также развитию социальных и рыночных процессов;
2. определение параметров и темпов хозяйственных процессов на торговых предприятиях;
3. планомерное распределение и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения общих и частных целей хозяйствующего субъекта [30, c.115].
Таким образом, планирование - это формирование стратегических задач и текущих целей фирмы, разработка ее политики, определение ожидаемых результатов и расчет предполагаемых технико - экономический показателей плана.
Сущность планирования:
оно базируется на выборе из множества возможных альтернатив развития фирмы в будущем;
планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно корректируются цели и задачи развития фирмы; определяются пути и способы их достижения; разрабатываются и увязываются планы, отражающие различные стороны ведения экономики фирмы;
отправной точкой планирования фирмы является достижение целей фирмы, предусматривающей получение и обеспечение высоких результатов ее хозяйственной деятельности.
Алгоритм планирования на торговом предприятии:
определение целей и задач развития предприятия;
анализ хозяйственной и рыночной деятельности предприятия;
прогнозирование возможных вариантов увязки ресурсов предприятия и его целей;
разработка окончательного плана;
контроль за исполнением плана и его корректировка.
В настоящее время разрабатываются краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бизнес - планы.
Основой предприятия является бизнес - план. Он оказывает предпринимателям помощь в конкуренции.
Задачи бизнес - плана:
изучить емкость и перспективы развития потребительского рынка;
оценить расходы торгового предприятия;
определить варианты ценообразования, позволяющие за счет доходов определить намечаемую прибыль;
обнаружить возможные негативные стороны и способы устранения [13, c.173].
Бизнес - план рекомендуется составлять на несколько лет с выделением показателей по годам.
Разделы бизнес - плана:
описание главных видов деятельности;
оценка емкости потребительского рынка;
маркетинговые задачи (реклама, стимуляторы продажи товаров);
материально - техническая база (собственная и арендованная);
персонал предприятия;
финансовый план, который представляет собой баланс доходов и расходов предприятия.
Долгосрочный план - составляется на срок 3 или 5 лет и является прогнозом стратегического характера. Стратегическое планирование на разработку комплекса мер по расширению емкости потребительского рынка (фирмы, потреб. союзы, крупные кооперативы, универсальные магазины).
Составная часть долгосрочного плана - различные программы развития материально - технической базы.
Среднесрочный план - развитие торговли может быть установлено на 2 года.
Краткосрочный план - составляется на каждый очередной год, а внутригодовые планирования содержат задания по кварталам. Текущие планы охватывают основные показатели деятельности торгового предприятия.
Показатели деятельности торгового предприятия.
Любой план работы предприятия находит отражение в конкретных показателях; правильное вычисление и экономическая обоснованность показателей определяет научный характер планирования и эффективность планирования [10, c.186].
Требования, предъявляемые к показателям:
адекватность - отражать реальные процессы;
достаточность - обеспечивает точность отражения планируемого процесса;
измеримость - возможность количественного измерения показателей;
динамичность - обоснование планируемых расчетов и учетом их развития в динамике;
достоверность - объективность, правдивость;
определенность- однозначность в понимании;
документальность - обеспечение связи с отчетностью предприятия.
Необходимость высокого уровня обоснованности планов и рост эффективности торговли предопределяет систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, можно подразделить на количественные и качественные, объемные и удельные, натуральные и стоимостные [27].
В планах торговли сочетаются натуральные и стоимостные показатели. Натуральные показатели характеризуются количественно в натуральной форме. Таковы, например, основные и оборотные фонды, производственные мощности, товарные ресурсы и т.д.
Натуральные показатели должны оптимально сочетаться, служить основой определения стоимостных, которые присущи торговле, с использованием рыночных отношений.
Стоимостные показатели используются в планировании большинства показателей деятельности торговых фирм: для соизмерения доходов и расходов, определения наличия финансовых ресурсов и потребности в них.
Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарооборота, товарные запасы, количество реализованных товаров, численность торгового и административно - управленческого персонала, фонд оплаты труда, суммы прибыли и издержек обращения и т.д.
Информация о работе Планирование как неотъемлемый элемент деятельности предприятия