Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность планирования в организации торговой деятельности в рыночной экономике.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Определить методы планирования и сущность системы планов в экономической политике торгового предприятия;
2. Охарактеризовать основные методы планирования;
3. Разработать основные направления оптимизации процесса планирования.
Введение
1. Планирование как неотъемлемый элемент деятельности предприятия
1.1. Методы планирования, используемые на предприятии
1.2. Система планов и их место в экономической политике торгового предприятия
2. Основные методы планирования
2.1. Балансовый метод
2.2. Нормативный метод
2.3. Программно-целевой метод
2.4 Факторный метод планирования
3. Направления оптимизации процесса планирования
Заключение
Список использованных источников
Качественные показатели отражают экономические процессы и являются относительными показателями. Они выражают экономическую эффективность торговли, отдельных ресурсов, задействованных в деятельности предприятия. Это - рост производительности труда, снижение издержек обращения, увеличение торговой прибыли. К качественным показателям относятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей (рентабельность продаж, уровень издержек обращения, фондоотдача, качество обслуживания).
Между количественными и качественными показателями существует взаимосвязь и взаимодействие. Для того, чтобы организовать деятельность предприятия, обеспечить непрерывность и эффективность товародвижения, нацелить работников на улучшение торгового обслуживания, одного показателя недостаточно. Необходима система показателей, которая ориентировала бы работников торгового предприятия не только на увеличение объема продаж, но и на реализацию товаров в объеме и структуре, адекватных объему и структуре спроса населения при получении прибыли и минимизации материальных, трудовых и финансовых затрат.
В системе показателей различают объемные и удельные показатели. Объемные показатели устанавливают абсолютные величины торговли в целом, отдельных процессов и факторов, в ней участвующих (товарооборот, издержки, прибыль и т.д.)
Удельные показатели устанавливают соотношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей (проценты, индексы, коэффициенты и т.д.)
В рыночных условиях большинство показателей рассчитываются непосредственно в фирмах. Непременное условие - сопоставимость и сводимость показателей [28, c.169].
Все плановые показатели, исходя из требований рынка можно разделить на:
оценочные, характеризующие реальный или возможный уровень развития или результатов, достигнутых в той или иной сфере деятельности фирмы;
затратные, определяющие уровень затрат на осуществление различных экономических процессов и задач.
1.2 Система планов и их место в экономической политике торгового предприятия
Любая теория (и наука) строится на определенных принципах, в связи с чем процесс планирования также основан на ряде научных принципов, которые и определяют направление и содержание плановой работы.
Выделяются следующие принципы планирования:
1) единство;
2) непрерывность;
3) гибкость;
4) точность [7, c.76].
Принцип единства, комплексности, увязки и координации предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Предприятие представляет собой систему, процесс планирования также носит системный характер, так как все составляющие элементы здесь взаимосвязаны и взаимоувязаны и преследуют одну и ту же цель - ту, которая поставлена перед всем предприятием.
Принцип непрерывности имеет такое название в связи с тем, что процесс планирования это не единовременное действие, это непрерывный, постоянный процесс, планы сменяют друг друга по схеме и логической увязки. Непрерывный характер планирования связан с существованием различных причин и факторов, влияющих на финансово-хозяйственное состояние, т.е. необходимостью предвидения будущего для защиты компании, необходимостью постоянных логических корректировок как в постановке целей, так и в формировании схемы действий по достижению этих целей. Кроме того, собственное представление о возможностях также может носить переменчивый характер. Вот почему планирование есть непрерывный процесс.
Принцип гибкости основан на переменчивости и стихийности экономической ситуации, что необходимо учитывать при управлении компанией. Планирование призвано как раз подстраиваться под эти изменения и процессы, какую бы амплитуду они не имели. Принцип гибкости означает, что любой план может быть изменен в зависимости от внешней и внутренней ситуации. При формировании плана необходимо учитывать все факторы, которые могут в той или иной степени повлиять на процесс деятельности и финансовый результат предприятия.
Суть принципа участия напрямую зависит от принципа единства планирования. Этот принцип означает, что каждая структурная единица, каждый субъект этой единицы должен участвовать в процессе планирования независимо от участка работы, за который он отвечает. Так как процесс планирования затрагивает непосредственно всех работников предприятия, то и вносить свой вклад должны все. Иначе полнота отражения информации, а следовательно, качество планирования могут быть недостаточно эффективными.
Принцип научности означает, что процесс планирования должен быть научно обоснован, должен формироваться на основе достоверной информации и научных методах. Более того, этот принцип основан на идее о том, что в планах должны учитываться передовые разработки науки и техники, а также опыт работы других предприятий, достигших высоких результатов в своей деятельности.
Принцип обоснованности целей предполагает, что непосредственно сам процесс планирования, а также все его звенья и участники преследуют определенные цели, которые сводятся в одну главную цель - цель предприятия на будущий период. Важным моментом является то, что посредством анализа необходимо выделить те элементы этого процесса, от которых зависит результат планирования.
Формы планирования в зависимости от длительности планов делятся на пять видов:
оперативно-календарный;
текущий;
среднесрочный;
долгосрочный;
стратегический [8, c.145].
Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения конечного результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться во все виды планов.
Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия. Они заключаются главным образом в:
точности устанавливаемого интервала планирования;
степени интеграции и дифференциации, а также количестве показателей планирования;
степени точности расчетов затрат и результатов производства;
порядке распределения обязанностей между исполнителями плана [24, c.67].
Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же, как и сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как при первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных планах [22, c.73].
В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирования взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 − Взаимодействие плана и организационно-экономического механизма управления реализацией продукции (услуг) на предприятии
* Источник: [15, c.118]
Экономическая политика предприятия представляет собой определение общей стратегии развития и выработку на её основе тактики торгово-хозяйственной деятельности. Задачей экономической политики является разработка адекватной рыночным условиям системы управления и планирования торгово-финансовой деятельности, направленной на достижение определенных стратегических и тактических целей [26, c.112].
Система планов торгового предприятия, действующего в конкурентной среде, включает следующие виды планов:
По уровню направления - планы в целом по предприятию, планы структурных подразделений.
По деятельности планового периода - стратегические, среднесрочные, текущие и оперативные.
По функционально-целевому назначению - планы, дифференцируемые по самым различным аспектам деятельности предприятия: план торговой деятельности, финансовый план, коммерческий план, инвестиционные и бизнес планы.
По срокам планирования или длительности планового периода различают:
Стратегический план, в котором формулируются главные цели торгового предприятия и задачи по их реализации
Среднесрочные планы, отражающие пути реализации отдельных самостоятельных проблем общей стратегии предприятия
Текущие планы, где подробно определяются все направления деятельности предприятия и его подразделений на очередной финансовый год
Оперативные планы, детализирующие решение конкретных вопросов в процессе торговой деятельности на краткий период времени
Текущее планирование имеет своей целью максимальную конкретизацию перспективной концепции предприятия путем определения методов и форм реализации. Оно охватывает годовой и внутригодовые периоды и представляет собой совокупность планов по видам деятельности и по структурным подразделениям. Текущее планирование осуществляется посредством разработки комплекса взаимосвязанных планов по важнейшим разделам торговой деятельности и служит основной оперативно-хозяйственного управления предприятием.
Комплексные годовые планы текущей деятельности торгового предприятия включают следующие разделы:
План товарооборота;
План по выпуску и реализации собственного производства;
План дохода от основной и других видов деятельности;
План издержек обращения;
План прибыли;
Финансовый план;
План социального развития предприятия план развития материально-технической базы.
Оперативное планирование представляет собой форму управления текущей деятельностью и постоянный контроль над её ходом. Оперативное управление и планирование должны отражать следующие аспекты хозяйственной деятельности торгового предприятия:
Контроль над движением товарных запасов;
Анализ динамики цен по предприятию;
Оценка спроса потребителей;
Анализ произведенных затрат с рассчитанными по предприятию предельными нормативами расходов [25, c.158].
Оперативное управление должно быть построено таким образом, чтобы была возможность быстрого реагирования на все изменения в торговой деятельности с целью повышения её эффективности деятельности и базируется на оперативных планах отделений предприятия.
2 Основные методы планирования
2.1 Балансовый метод
Балансовый метод предназначен для выявления и обеспечения пропорций в развитии предприятия, т.е. определенных количественных отношений между факторами производства и развитием всех взаимосвязанных структурных элементов путем построения системы балансов.
Это традиционный и наиболее распространенный в экономике метод планирования. Он осуществляется через систему балансов. Балансом называется таблица, в которой осуществляется сопоставление наличия ресурсов и источников их поступления с направлениями и объемами использования. Балансы в экономике выполняют различные функции, разрабатываются для различных целей и используются в различных сферах экономической деятельности: в планировании и прогнозировании, статистике, бухгалтерском учете и анализе хозяйственной деятельности. Их совокупность позволяет охарактеризовать, объединить и сбалансировать многочисленные экономические процессы и явления [2, c.35].
Розничный оборот - это объем продажи товаров и оказанных услуг населению для личного, семейного и домашнего использования.
Он образуется в момент оплаты, при выдаче кассового чека.
РТО используется для оценки уровня населения и имеет количественную сторону т.е. на какую сумму продано товаров, и качественную - характеризуется структурой оборота.
При планировании оборота необходимо обеспечить:
1. соблюдение среднегодовых темпов роста;
2. обеспечение получения прибыли;
3. расширение или увеличение зоны деятельности;
4. обеспечение конкурентноспособности фирмы.
План РТО разрабатывается по общему объему на год; распределяется по кварталам и месяцам. Кроме того он составляется и по отдельным товарным группам (по ассортименту).
При разработке плана оборота могут быть использованы различные методологические подходы:
1) определение безубыточного оборота;
2) определение оборота для получения необходимого размера прибыли;
3) расчет оборота методом скользящей средней;
4) расчет оборота методом аналитического выравнивания.
Чтобы рассчитать РТО методом скользящей средней, необходимо знать темпы прироста РТО за предыдущие годы. Из полученных данных производится выравнивание 2 шага вперед и определяется предполагаемый темп прироста на планируемый год. Зная факт оборот отчетного года, определяется план оборота на предстоящий год:
оборот отчет. года * К роста планируемого года [4, c.20].
Балансовый метод предполагает планирование общего объема розничного товарооборота с использованием формулы балансовой увязки товарных ресурсов [4, c.21]:
(2.1)
где Рпл – планируемый розничный товарооборот по общему объему, тыс. руб.;
Информация о работе Планирование как неотъемлемый элемент деятельности предприятия