Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность планирования в организации торговой деятельности в рыночной экономике.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Определить методы планирования и сущность системы планов в экономической политике торгового предприятия;
2. Охарактеризовать основные методы планирования;
3. Разработать основные направления оптимизации процесса планирования.
Введение
1. Планирование как неотъемлемый элемент деятельности предприятия
1.1. Методы планирования, используемые на предприятии
1.2. Система планов и их место в экономической политике торгового предприятия
2. Основные методы планирования
2.1. Балансовый метод
2.2. Нормативный метод
2.3. Программно-целевой метод
2.4 Факторный метод планирования
3. Направления оптимизации процесса планирования
Заключение
Список использованных источников
Знпл – планируемые запасы на начало периода, тыс. руб.;
Ппл – планируемое поступление товаров в будущем периоде, тыс. руб.;
Зкпл – планируемые запасы на конец периода, тыс. руб.; Впл – планируемое выбытие товаров, тыс. руб.
2.2 Нормативный метод
Другим методом планирования является нормативный. Он состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.).
Рассмотрим нормативный метод планирования в розничной торговле на примере планирования товарных запасов.
Товарные запасы - это вся масса товаров, которая находится в сфере товарного обращения и предназначена для продажи.
Они определяются в сумме и в днях.
Товарные запасы выполняют следующие функции:
· обеспечивают непрерывность торгового процесса;
· способствуют удовлетворению платежеспособного спроса населения на отдельные товары;
· характеризует соотношение между спросом и предложением.
В настоящее время рекомендуется разделять товарные запасы на 3 группы:
- группа А - составляет до 20 % запасов, а в обороте - 80 %;
- группа В - запасов - 30 - 40 %, а в обороте до 15 %;
- группа С - (это товары редкого спроса), составляют до 50 % запаса, а оборот до 10 %.
Норматив товарных запасов - это оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную торговлю при минимальных затратах.
Процесс нормирования запасов может быть организован двумя способами:
1) определяется общая сумма норматива, а затем она распределяется между отдельными товарными группами. Для этого может быть использован метод скользящей средней.
2) Рассчитываются нормативы по каждой товарной группе в сумме и в днях, а затем из них выводится общий норматив в сумме и в днях.
Норматив товарных запасов включает в себя 3 элемента:
1. Р (рабочий запас) - это сколько товаров должно быть в торговом предприятии до очередной поставки;
2. П (запас текущего пополнения) - сколько товаров должно завозиться в очередную поставку;
3. С (страховой запас) - создается в процентах от торгового запаса на случай неритмичности поставки.
Рабочий запас включает:
- представительный набор;
- запас на приемку товара;
- запас однодневной продажи (всегда равен одному дню).
П = кол - во разновидностей по ассортименту * средняя цена / однодневный оборот по группе.
Запас на приемку устанавливается самостоятельно.
Запас текущего пополнения зависит от частоты завоза и К обновления.
К обновления = кол - во разновидностей по ассортименту / кол - во разновидностей 1 партии.
Чтобы определить норматив товарных запасов по всем товарным группам, необходимо нормативы по товарным группам в сумме сложить и разделить на общий однодневный оборот.
2.3 Программно-целевой метод
Программно-целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели – пути – способы – средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов [29, c.89].
Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.
Итак, программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.
Программа – это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.
По содержанию выделяют экономические, социальные, научно-технические, инновационные, инвестиционные, экологические, оборонные программы. Они могут быть направлены на решение политических, национальных, чрезвычайных, религиозных задач, проблем преступности и т.д. По временному периоду программы бывают: долгосрочные (свыше 10 лет), среднесрочные (3-5 лет) и краткосрочные (до года).
Планирование осуществляется с соблюдением конкретных принципов, т.е. правил формирования, обоснования и организации разработки плановых документов. Основными из них являются: научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность и сбалансированность, приоритетность, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей.
Приоритет общественного развития должен господствовать при составлении планов. В связи с тем, что в государстве всегда есть ограниченность в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и др.), правительство должно определять такие направления в развитии страны, которые имеют первоочередное значение для общества в данный период.
Принцип согласования краткосрочных и долгосрочных целей по существу является продолжением принципа пропорциональности, но здесь главное внимание уделено учету целей при планировании на временных отрезках. Задаваемые результаты планов при этом должны согласовываться со стратегическими целями общества.
Программный подход как метод решения долговременных комплексных проблем социально-экономического развития органически присущ индустриальной системе хозяйствования.
2.4 Факторный метод планирования
Факторный метод основан на количественной оценке роли отдельных факторов в динамике изменений величины обобщающих показателей и направлен на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.
Оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность:
а) изменение объема товарооборота в текущих ценах, рассчитывается по формуле [20, c.103]:
АПаq = ((Qп - Qб) x Ртб)/100, (2.2)
где АПаq - изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота;
Qп и Qб - объем товарооборота в отчетном и базисном (плановом) периодах, млн р.;
Ртб - рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период;
б) изменение объема продаж в сопоставимых ценах (физического объема товарооборота)
АПаq = ((CQ - Qб) x Ртб))/100, (2.3)
в) для измерения влияния цен реализуемых товаров на прибыль можно использовать следующую формулу:
Aвп = (ФТ x (Iп - 1) x Р тб)/100 (2.4)
где ФТ - физическая масса товаров; Iп - индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным.
Общее влияние факторов физической массы товаров и изменения цены должно дать результат изменения прибыли за счет изменения объема реализации в текущих ценах;
г) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль определяятся следующим образом:
AПавд = (УВДф - УВДб) x Qф, (2.5)
где УВДф - фактический (ожидаемый) уровень валового дохода в текущем году (периоде), %', УВДб - уровень валового дохода в базисном периоде; %, Qф - объем фактического товарооборота;
д) оценка влияния издержек обращения на прибыль может быть измерена с помощью следующего уравнения:
AПаио = ((УИОф - УИОб) x Qф)/100, (2.6)
где УИОф - фактический уровень издержек' обращения, %; УИОб - уровень издержек обращенияяв базисном периоде, %',Оф - фактический объем товарооборота;
е) влияние на размер балансовой прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом пряяого счета. Изменение разницы между доходами и расходами и будет.размером влияния данного фактора на результат;
ж) изменение эффективности использования ресурсов и капитала предприятия измеряятся с помощью следующей формулы:
П = (Р x Ррп)/100, (2.7)
где Р -.размер вложенных ресурсов (капитала) в стоимостной оценке; Pрп - рентабельность использования определенного вида ресурсов (капитала), %.
(Совокупное влияние на формирование прибыли размера используемых ресурсов и эффективности их использования рассчитывается следующим образом:
AПар = ((Рп - Рб) x Ррб)/100;
Aпаррп =(Рп x (Ррп - Ррб))/100.
На втором этапе анализа по рекомендациям отдельных экономистов предлагается также рассчитать удельный вес валовых доходов в товарообороте, удельный вес в валовых доходах чистой продукции (заработная плата плюс прибыль), удельный вес в чистой продукции прибыли, а затем на основании этих показателей построить график их взаимосвязи и определить достаточность доходов и прибыли для решения основных задач.
На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и возможности их использования в перспективе.
Влияние факторов на размер отклонения фактической прибыли от плановой определяется по аналогии с вышеизложенной методикой.
На прибыль и рентабельность большое влияние оказывают ценовые факторы. С ростом цен на товары увеличивается сумма валового дохода и, наоборот, снижение цен приводит к ее уменьшению (прямая зависимость). Изменение тарифов на услуги других отраслей изменяет сумму издержек обращения. С их увеличением растут издержки, а тем самым уменьшается прибыль (обратная зависимость).
Для расчета влияния ценовых факторов необходимо пересчитывать сумму валового дохода и издержек обращения в сопоставимые цены. Наряду с этими факторами (изменение цен и тарифов) в процессе анализа устанавливается влияние на прибыль изменения объема реализации товаров в сопоставимых ценах и структуры товарооборота [19, c.231].
Анализ прибыли и рентабельности завершается обобщением неиспользованных резервов для их роста- Таковыми являются ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения.
Для углубления анализа необходимо более детально изучить все вышеназванные резервы роста прибыли на предмет реальной возможности их реализации с целью получения более высокой прибыли и рентабельности. В этой связи рекомендуется использовать материалы оперативного анализа. И после этого приступают к прогнозному анализу.
Глубокий анализ прибыли и рентабельности представляет собой важный информационный источник разработки обоснованного прогноза и на его основе плана прибыли на перспективу.
Хотя в условиях нестабильной экономической ситуации и постоянного роста цен многие отказываются от планирования по причине сложности прогнозирования даже однозначных количественных показателей, тем не менее без таких расчетов управляемость предприятия значительно снижается. Как показывает зарубежный опыт, именно детальное планирование позволило фирмам выжить, развиваться и побеждать в конкурентной борьбе.
Информация о работе Планирование как неотъемлемый элемент деятельности предприятия