Планирование как неотъемлемый элемент деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность планирования в организации торговой деятельности в рыночной экономике.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Определить методы планирования и сущность системы планов в экономической политике торгового предприятия;
2. Охарактеризовать основные методы планирования;
3. Разработать основные направления оптимизации процесса планирования.

Содержание

Введение
1. Планирование как неотъемлемый элемент деятельности предприятия
1.1. Методы планирования, используемые на предприятии
1.2. Система планов и их место в экономической политике торгового предприятия
2. Основные методы планирования
2.1. Балансовый метод
2.2. Нормативный метод
2.3. Программно-целевой метод
2.4 Факторный метод планирования
3. Направления оптимизации процесса планирования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

30178 планирование торговой деятельности.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

При отсутствии прогнозных расчетов по важнейшим показателям предприятие не в состоянии оперативно контролировать свои доходы и расходы к принимать соответствующие управленческие решения.

Разработка прогнозных расчетов прибыли обусловлена необходимостью ежеквартального представления справки о взаимоотношениях с бюджетом по налогам на прибыль (доходы) налоговой инспекции своего района. В этой справке показывается прибыль, принятая в плане предприятия, в том числе доходы от других мероприятий и видов деятельности, налог на недвижимость, льготируемая и налогооблагаемая прибыль, ставка налога и сумма прибыли, которая должна быть перечислена в бюджет. Чтобы составить такую справку, кроме прибыли необходимо рассчитать и все другие промежуточные показатели: валовой доход, издержки обращения, товарооборот.

С целью повышения достоверности прогнозных расчетов прибыли рекомендуется разрабатывать прогноз не на год, а на квартал (а для внутренних целей - на месяц), т. е. идти от частного к общему.

При прогнозировании величины прибыли необходимо правильно разрешить противоречие, между желанием запланировать максимальную прибыль (минимальную - при сокрытии ее) и реальными возможностями ее получения исходя из мощности предприятия, объема товарооборота, валовых доходов, издержек обращения и других ограничений.


3 Направления оптимизации процесса планирования

 

Существующие в настоящее время методы определения перечня наименований и соответствующих объемов продаваемых товаров с некоторой долей условности можно разделить на две группы:

-        классический (традиционный) подход;

-        решение на основе маржинальной прибыли [5, c.9].

Классический, традиционный подход предполагает нахождение оптимального ассортимента товаров по критерию максимизации прибыли. При этом используются методы линейного программирования, в частности, симплекс-метод.

С математической точки зрения такая постановка задачи абсолютно верна, но с экономической она не может быть признана правильной, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, этот подход подразумевает, что прибыль зависит исключительно от внутренних ресурсов предприятия, что справедливо только при прочих равных условиях. Рынок в этом случае не учитывается.

Во-вторых, традиционный подход не учитывает различное поведение постоянных и переменных издержек при изменении объема продаж. Исходя из поведения себестоимости, известно, что величина прибыли, как и себестоимость, изменяется с изменением объема производства (продаж), и поэтому исчисленный оптимальный вариант на основе прибыли для одного объема может быть не оптимальным при реальной прибыли.

Второй подход к решению ассортиментной задачи основан на системе «директ-костинг». Сущность системы состоит в организации раздельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Название «директ-костинг» или «директ-кост», введенное в 1936 году Д. Харрисом, означает учет прямых затрат.

Методики управления ассортиментом предприятия, основанные на системе «директ-костинг», в качестве критерия финансовой привлекательности продаж того или иного вида товара используют не прибыль от ее реализации, а показатель, рассчитываемый как разница между ценой изделия и его переменными затратами (валовая маржа или маржинальный доход). Вышеприведенный пример наглядно иллюстрирует как различаются классический подход и подход на основе «директ-костинга» [6, c.36].

Проблему формирования ассортимента необходимо рассматривать с учетом всех трех переменных – целей бизнеса, его ресурсов и внешних условий. Поскольку существующие методики ориентируются только на первую из них, то возникла потребность создать комплексную методику, учитывающую все переменные.

Для этого имеет смысл ввести новый показатель – коэффициент адекватности рынку. Он характеризует степень приближения анализируемого товара к некоему эталонному образцу, который по своей сути будет соответствовать наиболее конкурентоспособному на рынке изделию.

Он может быть определен по формуле [3, c.35]:

 

,                                                         (3.1)

 

где и - нормативные и фактические значения показателей, принятых для расчета;

n – количество показателей, принятых для расчета.

Интерпретация показателя уровня адекватности рынку следующая: данная позиция ассортимента тем больше развита и тем более эффективна для предприятия, чем ближе значение ее показателя адекватности рынка к эталону.

Рассматривая динамику уровня адекватности за определенный период времени, можно определить, ухудшаются или улучшаются показатели конкретного товара или ассортиментной группы, оценить их значения по отношению другим товарам (ассортиментным группам). Это даст возможность выявить лидеров и аутсайдеров ассортимента и предпринять корректирующие действия, в зависимости от стадии жизненного цикла.

Учитывая, что коэффициент адекватности рынку по своей сути характеризует степень приближения продукции предприятия к некому эталонному образцу ассортимента, который наилучшим образом соответствует целям бизнеса, ресурсам предприятия и факторам внешней среды, можно считать, что чем ближе к единице коэффициент адекватности рынку по каждой ассортиментной позиции предприятия, тем более устойчиво оно функционирует.

При принятии решения о новом товарном направлении, оно более перспективно для предприятия, если у него высокий коэффициент адекватности рынку. И чем ниже коэффициент адекватности, тем быстрее у предприятия возникнут проблемы, которые приведут к необходимости замены товарного направления, инвестирования в новые технологии или отказа от его продажи.

Таким образом, используя опыт руководителей и специалистов в совокупности с предложенным комплексным показателем, можно сформировать такую структуру ассортимента, при которой предприятие будет функционировать достаточно устойчиво.

 


Заключение

 

Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных отношений на определенный период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.

Планирование включает следующие стадии:

- определение конечных и промежуточных целей;

- постановка задач, решение которых необходимо для достижения целей;

- определение методов и способов их выполнения исходя из имеющихся ресурсов;

- контроль за ходом реализации плана;

- анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на следующий период

Планирование хозяйственной деятельности торговой единицы должно способствовать эффективной реализации новой экономической ситуации.

Отказ от традиционного планирования развития торговли как отрасли национальной экономики не означает свертывание плановой работы на предприятиях, фирмах, корпорациях.

Многогранность задач и функций торговли отражается в неоднозначности определения сущности планирования торгового предприятия как хозяйствующего субъекта рыночной экономики. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией в сфере обращения планирование деятельности торговых субъектов является обязательным условием их выживаемости, экономического роста и процветания. Именно оно позволяет торговым предприятиям увязать имеющиеся ресурсные возможности со сложившимися на рынке спросом и предложением. В качестве эффективности планирования выступает его полезность, а вклад в эффективность оценивается по предполагаемому качеству принимаемых решений. Это вытекает из сущности планирования, проявляющейся в том, что оно базируется на выборе из множества возможных альтернатив развития фирмы в будущем;

планирование - это непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно корректируются цели и задачи развития фирмы;

отправной точкой планирования являются достижения цели фирмы.

Таким образом, планирование представляет собой взаимосвязанные шаги по преодолению соответствующих проблем торговой единицы и состоит из поиска, анализа, измерения, прогнозирования, оценки, сравнения и выбора оптимального управленческого решения.

Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заранее учитывать по возможности все внешние и внутренние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования развития торгового предприятия.


Список использованных источников

 

 

1.   Абрютина, А.В. Экономический анализ торговой деятельности / А.В. Абрютина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 416с.

2.   Арзуманова, Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания / Т.И. Арзуманова. - М., 2007. – 261с.

3.   Акулич, В.В. Оценка финансового состояния организации / В.В. Акулич //  Экономика. Финансы. Управление. - 2009. - №9. - C.34-41.

4.   Аносов, В.М. Принципы планирования на предприятии / А. Аносов //  Финансы, учет, аудит. - 2010. - № 1. - С. 20-21.

5.   Аносов, В.М. Совершенствование планирования / В.М. Аносов //  Финансы, учет, аудит. - 2007. - №7. - C. 9-10.

6.   Аносов, В.М. Совершенствование планирования - основа повышения финансовой устойчивости и эффективности бизнеса в современных условиях / В.М. Аносов //  Планово-экономический отдел. - 2010. - № 1. - С. 35-41.

7.   Бланк, И.А. Управление торговым предприятием / И.А. Бланк.- М.: ЭКСМОС, 2008. – 238с.

8.   Бунева, Р. И. Коммерческая деятельность. Организация и управление: Учебник/Р.И. Бунева. – М.: Феникс, 2009. – 368 с.

9.   Ван Хорн, Дж.К. Основы управления финансами/Дж.К. Ван Хорн. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 800с.

10.        Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 352 с.

11.        Дадалко, В.А. Финансы и кредит / В.А. Дадалко, А.В. Дадалко. – Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 2009. – 123 с.

12.        Дамари, Р. Финансы и предпринимательство / Р. Дамари. Я.: Периодика, 2003. – 223с.

13.        Забелин, П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. – 321с.

14.        Ильин, А.И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин. – Мн.: Новое знание, 2009. – 258с.

15.        Ильин, А.И. Основные направления совершенствования внутрифирменного планирования / А.И. Ильин //  Проблемы управления.- 2008. - № 2. - C. 118-122.

16.        Максимеко, Н.В. Экономика предприятий торговли / Н.В. Максименко. - М., 2007. – 237с.

17.        Организация коммерческой деятельности: Справ. пособие / С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др.; Под общ. ред. С.Н. Виноградовой. – Мн.: Выш.шк., 2000. – 464 с.

18.        Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузовпо спец. «Коммерция» / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2002. – 579 с.

19.        Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности: Учебник/О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2008. – 448 с.

20.        Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: Учеб. для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 127с.

21.        Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 348с.

22.        Ревенков, А. Планирование на предприятии /А. Ревенков //  Экономист. - 2009. - № 3. - C.72-78.

23.        Сабанти, Б.М. Теория финансов / Б.М. Сабанти. – М.: Менеджер, 2008.- 195 с.

24.        Суша, Г.З. Внутрифирменное планирование как инструмент управления конкурентоспособностью / Г.З. Суша //  Планово-экономический отдел. - 2009. - № 11. - С. 66-73.

25.        Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Изд-во «Перспектива», 2008. – 428 с.

26.        Финансы / В.М.Родионова, Ю.П.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др./под ред. В.М.Родионовой, - М.: Ф и С, 2005. – 283 с.

27.        Финансовый менеджмент: Электронный учебник/ Акулов В.Б. Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://exsolver.narod.ru/Books/Management/Akulov/index.html. дата доступа: 12.01.2012.

28.        Экономика и организация деятельности торгового предпрития; Учебник / Под общей редакцией А.Н. Соломатина. - М.; 2008. – 358 с.

29.        Экономический анализ в торговле: Учеб. пособ. / под. ред. М. И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.

30.        Экономика предприятий торговли: Учеб. пос. для вузов / Н. В.Максименко [и др]; под общ. ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой. – Минск: Высш. школа, 2007. – 542 с.

 

3

 



Информация о работе Планирование как неотъемлемый элемент деятельности предприятия