Планирования деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:08, методичка

Описание работы

В условиях рыночной экономики предприятие постоянно стоит перед выбором из существующих альтернатив оптимального решения. От того, окажется ли правильным выбор, например в области определения цен на продукцию, объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики, зависит эффективность деятельности предприятия. В то же время даже самые удачные решения сами по себе не могут быть эффективны, если не соответствуют целям и политике предприятия.

Содержание

Тема: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС И ТИПЫ ПРОИЗВОДСТВ.
1. Производственный процесс и принципы его организации.
2. Типы производств и их технико-экономическая характеристика
3. Производственный цикл и его структура.
4. Методы организации производства.
5. Производственная структура предприятия.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА_ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

              (ОРГАНИЗАЦИИ).

         1. Система планирования и организация системы планирования на предприятии.

     2. Планирование производства продукции и производственная мощность предприятия.

        3.  Бизнес – планирование. 

     1. Система планирования и организация системы планирования на предприятии.

     В условиях рыночной экономики предприятие  постоянно стоит перед выбором  из существующих альтернатив оптимального решения. От того, окажется ли правильным выбор, например в области определения цен на продукцию, объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики, зависит эффективность деятельности предприятия. В то же время даже самые удачные решения сами по себе не могут быть эффективны, если не соответствуют целям и политике предприятия.

     Формулировка  стратегических, тактических и текущих  целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей — все это составляет содержание процесса планирования.

     Планирование это процесс обоснования и выбора целей предприятия на определенную перспективу, основных направлений и решений с разработкой соответствующей технологии для их достижения

     Планирование это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. 
 

     Классификация планов предприятия:

    1. По длительности планового периода (горизонту планирования) выделяют:
      • Долгосрочное (перспективное) планирование – от пяти лет. Основывается на экстраполяции сложившихся тенденций развития и введении в модели планирования оценок будущего;
      • Среднесрочное (свыше одного года до пяти лет);
      • Краткосрочное (текущее) – до года;

     2.  В зависимости от типа целей (содержания плановых решений, объема привлекаемых ресурсов и инвестиций) выделяют:

    • Стратегическое планирование – четкая ориентация планирования на рыночные нужды, учет рынка, как главного фактора внешней среды. Осуществляется на основе построения дерева целей и сценариев планирования, разработки планов на основе ситуационных моделей, экспертных и матричных оценок вариантов хозяйственной деятельности;
    • Тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей стратегии предприятия, обоснования задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных целей;
    • Оперативное планирование – процесс конкретизации показателей тактического плана и решения конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде.
    • Инвестиционное проектирование (план капитальных вложений) – направлено на увеличение производственных мощностей, характеризуются долговременным характером;
    • Бизнес-планирование – осуществляется для обоснования создания нового предприятия, входа на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.

    3. В зависимости от уровня управления и организационной структуры предприятия:

    • корпоративное планирование:
    • фирменное (заводское);
    • цеховая система планирования;
    • производственная система планирования.

    4.В зависимости от объектов планирования:

    • целевое планирование – определение стратегических и тактических целей:
    • программное планирование – разработка и реализация конкретных программ;
    • планирование средств – определение средств достижения поставленных целей.

    5. По координации планов во времени :

    • последовательное планирование – последовательно осуществляемый согласованный процесс планирования различных планов;
    • одновременное – параметры всех планов определяются одновременно в единственно;

    6 По учету изменения данных

    • жесткое;
    • гибкое.

     Процесс планирования охватывает следующие этапы

      На  первом этапе производится прогнозирование, под которым понимается прежде всего систематический анализ определенного круга факторов с целью предвидения имеющихся ресурсов. Прогноз дает возможность обоснованного подхода ко всем планам.

На  втором этапе происходит сравнение и выбор варианта развития предприятия. В управлении никогда не существует одного единственного подхода к решению поставленной задачи. Поэтому необходимо произвести качественную оценку альтернативных вариантов, оценить их с различных позиций (прибыльности, используемых ресурсов, социально-экологической значимости и т.п.) и выбрать наиболее подходящий вариант.

      Третий  этапформирование цели и постановка задач. Необходимо четко определить цель и сроки ее достижения (цифры используются по необходимости

      На  четвертом этапе разрабатывается программа действий с соответствующим графиком работ. Для получения действенной про                                                            граммы необходимо установление временной последовательности и очередности выполнения принимаемых задач.

      На  пятом этапе производится стоимостная оценка программы и распределение ресурсов, финансовых прежде всего. В современной мировой практике, опирающейся на другую (более рациональную) систему бухгалтерского учета, данный этап называется бюджетированием, т.е. формированием бюджета: он призван обобщить все предшествующие материалы и дать их в стоимостном выражении, представив стандартный пакет документов.

     Бюджет  предприятия (фирмы) увязывает оперативный и финансовый планы, представляет возможность предвидеть конечный результат деятельности предприятия: величину и норму прибыли. Бюджет фирмы, охватывая все стороны ее деятельности и базируясь на оперативных планах подразделений и отделений фирм, служит также средством координации работы всех звеньев фирмы. Бюджетное планирование предполагает создание системы бюджетов, которые должны охватывать всю информационную базу финансовых расчетов предприятия. Данный процесс может быть разделен на две части: формирование операционного бюджета и формирование финансового бюджета.

     Операционный  бюджет предполагает подготовку следующего пакета документов:

    • бюджета реализации (продаж);
    • бюджета производства;
    • бюджета производственных запасов(готовой продукции, незавершенного производства, материалов);
    • бюджета прямых затрат на материалы; бюджет прямых затрат на оплату труда;
    • бюджета общепроизводственных расходов;
    • бюджета коммерческих расходов;
    • бюджета управленческих  расходов;
    • бюджета доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках – показывается какой доход получило предприятие и какие затраты понесены за данный период)

     Финансовый  бюджет предполагает подготовку: 

    • бюджета потока денежных средств или кассового бюджета (прогнозируются поступления и расходы по всем видам деятельности предприятия: основной, финансовой и инвестиционной),
    • расчетного баланса (прогноза баланса),
    • инвестиционного бюджета

     Разрабатывая  систему планирования, каждое предприятие  должно определиться в отношении следующих позиций:

  • цель организации планирования;
  • временные горизонты планирования;
  • разработка необходимых форм плановых документов;
  • определение технологии планирования;
  • выбор методов планирования.

    Методы  планирования на предприятии – это конкретные приемы и способы определения и расчетов плановых показателей.

    Можно выделить следующие  методы планирования, применяемые на предприятии:

  • расчетно-аналитический метод (на основе анализа достигнутого численного значения базового показателя и индексов его изменения в плановом периоде определяют плановое значение показателя; данный метод применяется при наличии не прямых, а косвенных взаимосвязей между показателями);
  • балансовый метод (при построении балансов – материальных, трудовых, финансовых  достигается увязка имеющихся в наличии ресурсов и фактической потребности в них);
  • метод оптимизации плановых решений (разработка нескольких вариантов развития (расчетов) и выбор наиболее оптимального из них);
  • экономико-математическое моделирование (применение экономико-математических методов и построение моделей на основе корреляционных связей и зависимостей).
  • нормативный метод (на основе установленных на предприятии норм и нормативов рассчитывают потребность предприятия в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, а также определяют источники покрытия этих потребностей);

     Нормативное хозяйство предприятия – это нормы и нормативы, методические документы для их расчета, а в условиях «информационной революции» это массивы норм и программы для формирования этих норм, инструкции по организации и ведению нормативного хозяйства

     Термин  «норма» в переводе с латинского обозначает в широком смысле правило, которому подчиняется процесс или его результат.

     Под нормами понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии, финансовых ресурсов для изготовления единицы продукции (или выполнения работы (услуг) установленного качества при условиях производства планируемого периода).

       Под нормативами подразумеваются показатели, характеризующие относительную величину (степень) использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади, веса (например, коэффициент использования металла и др.), а также величины, используемые при расчете норм, или поэлементные составляющие норм.

     Состав  нормативной базы предприятия должен отвечать требованиям  разработки показателей текущего, среднесрочного и долгосрочного планов предприятия. При этом нормы, используемые для расчета текущего плана, как правило, должны быть сопоставимы с идентичными нормами долгосрочного и среднесрочного плана предприятия. Среди норм и нормативов, существующих на предприятии, можно выделить:

     1) материальные нормативы;

     2) трудовые нормативы;

     3) календарно-плановые нормативы и  др.

      Материальные  нормативы характеризуют в условиях рынка величину расхода основных производственных ресурсов на изготовление продукции (выполнение работ и услуг). К материальным нормативам относятся такие нормы расхода (затрат) предметов труда и средств производства как:

  • нормы расхода сырья и материалов на изделие, деталь, вид продукции (работ и услуг),
  • коэффициент выхода продукции,
  • режим работы оборудования,
  • коэффициенты сменности и загрузки станков,
  • коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования оборудования,,
  • нормы производительности станков и съема продукции с единицы площади,
  • коэффициенты обновления оборудования и использования станков по мощности и т.д..

      Нормы и нормативы труда характеризуют величину затрат труда на осуществление самых разнообразных видов трудовой деятельности человека (предпринимательской, хозяйственной, производственной).

Информация о работе Планирования деятельности предприятия