Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:06, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении планирования производственной и хозяйственной деятельности предприятия, выявить резервы планирования производственной деятельности предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть цель, задачи и стадии планирования;
- изучить принципы и методы планирования;
- раскрыть содержание плана производства предприятия, основные его показатели;
- проанализировать современное состояние планирования производственной и хозяйственной деятельности на примере компании «Орбита»;
- выявить особенности планирование безубыточной деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1 Методологические основы системы планирования на предприятии………………………………………………………………….…..5
1.1 Цель, задачи и стадии планирования……………………………….………..5
1.2 Принципы и методы планирования………………………………………….9
1.3 Содержание плана производства предприятия, основные его показатели………………………………………………………………………..15
Глава 2 Анализ планирования производственной и хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………23
2.1 Современное состояние планирования производственной и хозяйственной деятельности на примере компании «Орбита»………………………………..23
2.2 Планирование безубыточной деятельности предприятия………………...26
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список…………………………………………………..34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Методологические основы
системы планирования на предприятии…………………………………………………
1.1 Цель, задачи и стадии планирования……………………………….………..
1.2 Принципы и методы планирования………………………………………….9
1.3 Содержание плана производства предприятия,
основные его показатели……………………………………………………
Глава 2 Анализ планирования производственной
и хозяйственной деятельности предприятия…………………………………………………
2.1 Современное состояние планирования производственной и хозяйственной деятельности на примере компании «Орбита»………………………………..23
2.2 Планирование безубыточной деятельности предприятия………………...26
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..34
Приложения……………………………………………………
Введение
Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является основным производителем товаров и услуг, основным рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.
Для эффективного функционирования экономической системы необходимо постоянное вливание в нее новых предприятий и выход из нее обанкротившихся. Разрешение проблем создания новых предприятий – одно из приоритетных направлений современной российской экономики. Для развития малого и среднего бизнеса на государственном уровне проводятся изменения в системе налогообложения, чтобы дать предпринимателям возможность успешно создавать и развивать свое дело. Необходимы также значительные изменения в порядке государственной регистрации для вновь создаваемых или реорганизуемых предприятий.
В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на наших предприятиях новые функции. Оно призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.
Сущность планирования в свободной рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход. Из этого экономического положения вытекают два важных в теории планирования метода обоснования и максимизации плановой прибыли на каждом предприятии: сокращение применяемых ресурсов и приращение используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, а второй – на повышение результатов.
Планирование на предприятии в условиях рыночных отношений должно быть ориентировано на потребителя, носить прогнозный характер, поскольку базируется на неполной информации. В процессе планирования определяется глобальная цель развития предприятия, и все частные решения служат условием для достижения поставленной цели.
Объектом курсовой работы является предприятие.
Предметом исследования выступает планирование производственной и хозяйственной деятельности предприятия.
Цель курсовой работы заключается в изучении планирования производственной и хозяйственной деятельности предприятия, выявить резервы планирования производственной деятельности предприятия.
Для достижения цели
- рассмотреть цель, задачи и стадии планирования;
- изучить принципы и методы планирования;
- раскрыть содержание плана производства предприятия, основные его показатели;
- проанализировать современное состояние планирования производственной и хозяйственной деятельности на примере компании «Орбита»;
- выявить особенности планирование безубыточной деятельности предприятия.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых по вопросам планирования. Данная проблема изучена следующими учеными: Ковалевым В.В., Зайцевым Н.Л. , Волковым В.П.., Шапкиным А.С., Яковлевой И.Н. и другими.
Глава 1 Методологические основы системы планирования на предприятии
1.1 Цель, задачи и стадии планирования
Предприятие - сложная система, эффективное управление которой возможно только на основе планирования его работы с целью обеспечения комплексности, сбалансированности и взаимосвязи всех элементов предприятия для достижения основной цели его деятельности - удовлетворение потребностей общества в определенных видах продукции и услуг и получение необходимой для его развития прибыли.1
Работа в рыночных условиях характеризуется тем, что планирование и прогнозирование деятельности предприятия осуществляется не на уровне государства или отрасли, а на уровне самого предприятия.
Планирование производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия относится к одной из основных предпосылок его эффективной работы.2
На основе планов определяются пути и сроки повышения технического и организационного уровня производства, повышения технического уровня и качества изготавливаемой продукции и выполняемых услуг.
Планирование и прогнозирование деятельности предприятия ведется на основе маркетинговых исследований рынка сбыта и определения возможного объема продажи изготавливаемой предприятием продукции и выполняемых услуг, а также изучения рынков сырья, материалов и комплектующих изделий. В условиях рынка принципиально изменяются цель, задачи и содержание планирования на предприятиях.
Цель планирования на предприятии - разработка и построение системы планов предприятия, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение достаточной и стабильной прибыли от результатов его хозяйственной деятельности в течение длительного времени. Указанная цель достигается решением комплекса плановых задач по сбору,
обработке и анализу информации для подготовки плановых документов, обоснования и принятия плановых решений.
Задачи системы планирования подразделяются на планово-расчетные, информационно-справочные и функциональные. К планово-расчетным задачам относятся: расчеты потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, расчеты производственных мощностей предприятия и его структурных подразделений. К информационно-справочным задачам относятся: формирование необходимой справочной и нормативной информации, плановой документации, их накопление и хранение. К функциональным задачам относятся: подготовка и разработка плановых документов, решение кадровых вопросов, обработка данных, оптимизация плановых решений.
В современных условиях предприятие, как правило, самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и услуги. Основу планов составляют хозяйственные договора, заключаемые с потребителями продукции, а также с региональными и государственными органами власти.
Государственное планирование направлено на определение стратегических целей совершенствования структуры и пропорций общественного производства, определение первоочередных задач в области экономического и социального развития общества.3 К таким задачам
относятся прогнозы и планы государства в области научно-технической, инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики. При этом в качестве экономических регуляторов используются ставки налогов, проценты за кредит, нормы амортизационных отчислений, отчисления на социальное страхование, минимальный уровень заработной платы и другие.
Планирование - это сложный многостадийный процесс, основанный на определенной методологии, то есть системе требований, принципов и методов.4 Многостадийность планирования выражается в разработке планов
на различные временные периоды, в соответствии с которыми для достижения основной цели деятельности предприятия выделяют стадии прогнозирования (5-10 лет), перспективного (2-5 лет), текущего (1 год) и оперативного (до 1 года) планирования.
Схема реализации цели деятельности предприятия в системе планирования представлена на рисунке 1.
Рисунок 1
На стадии текущего планирования выполняются
плановые расчеты и устанавливаются технико-экономические
показатели, на основе которых разрабатываются
планы производственно-хозяйственной,
На стадии оперативного планирования разрабатываются производственные программы предприятию и его подразделениям на более короткие периоды времени (квартал, месяц, сутки, смену).
Многогранность производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия, необходимость ее постоянной координации и сложность структуры предприятия обусловливают деление всей плановой работы по объекту планирования, характеру задач и способам их решения на технико-экономическое и оперативно-производственное планирование.
Классификация планов и их взаимосвязь представлена в Приложении 1, 2. Взаимосвязь проявляется в преемственности показателей планов-прогнозов,
перспективных, текущих и оперативных планов.
На уровне стратегического планирования определяются средства, обеспечивающие приближение предприятия к стратегическим целям в процессе его долговременного развития.
На уровне тактического планирования определяются средства достижения тактических целей предприятия в рамках периода, на который разрабатывается план (год, квартал, месяц).
К объектам технико-экономического планирования (ТЭП) относятся: номенклатура и объем реализации и производства продукции, себестоимость продукции, производительность труда, затраты производства на единицу продукции, рентабельность продукции и др. К объектам оперативно-производственного планирования (ОПП) относятся: номенклатура и объем продукции в натуральных, трудовых и денежных единицах, календарные сроки выпуска готовой продукции предприятием и его подразделениями, объем незавершенного производства, величины заделов.
ТЭП осуществляет перспективное и текущее планирование производства без разделения го по календарным срокам. ОПП распределяет перспективные задания по исполнителям (цехам, участкам, рабочим местам) на короткие отрезки времени (квартал, месяц, декада, пяти-дневка, сутки, смена и нередко по часовому графику).
К задачам ТЭП относятся: определение основных направлений
развития предприятия; определение объемов продажи продукции и объемов оказания услуг; расчет и определение объемов производства; расчет и определение экономических показателей работы предприятия и отдельных его подразделений; расчет потребности предприятия в трудовых, материальных и финансовых ресурсах, необходимых для выполнения установленных объемов производства и услуг; подведение итогов и анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности
предприятия.
Задачами ОПП являются: конкретизация по срокам плана производства и сбыта продукции; разработка оперативно-производственных планов и заданий подразделениям основного производства предприятия - цехам, участкам, рабочим местам; разработка календарных планов-графиков запуска-выпуска изделий, обеспечение ритмичной работы предприятия, непрерывности производственного процесса, полной и равномерной загрузки оборудования.
Таким образом, планирование – первый и наиболее значимый элемент менеджмента. Основной целью планирования является определение оптимальной серии производимой и реализуемой продукции. Планирование – это предвидение неожиданностей: координация деятельности на предприятии по срокам, исполнителям, источникам финансирования; возможности получения информации о ресурсах; контроль в организации: сравнение плановых показателей с фактическими; определение видов деятельности и товаров, источники финансирования, технологических ресурсов.
1.2 Принципы и методы планирования
Методологическую основу планирования, определяющую требования к построению планов, составляют: принципы, методы, объекты, задачи и временные сроки планирования. К основным принципам планирования на предприятии относятся: комплексность, непрерывность, адаптивность, обоснованность, оптимальность.
Принцип комплексности означает, что система планирования должна охватывать деятельность предприятия во взаимосвязи всех его элементов, в том числе основного и вспомогательного производства, обслуживающих хозяйств, функциональных служб на всех уровня управления.
Принцип непрерывности планирования заключается в сопряженности плановых показателей на различных стадиях планирования (при этом
соблюдаются связи прогнозирования, перспективного и текущего планирования) и во взаимосвязи и сопряженности плановых показателей по уровням иерархии и функциональным направлениям деятельности предприятия.