Неравенство доходов и проблемы их выравнивания в трансформационной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия «доход», изучение факторов, влияющих на степень неравенства доходов, а также показателей, с помощью которых можно определить это неравенство.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
 рассмотрение основных видов доходов;
 изучение источников формирования дохода;
 анализ факторов, влияющих на неравенство доходов;
 изучение показателей, определяющих степень неравенства доходов;

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………...3
1. Неравенство доходов как проблема рыночной экономики. Кривая Лоренца………………………………………………………………………..5
2. Понятие выравнивания доходов рыночной экономике…………………...15
3. Проблемы социальной дифференциации и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы……..…………………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая работа.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

Источник: [16, с. 77]

     Данные  таблицы свидетельствуют о том, что с каждым годом темп роста  реальных денежных доходов и реальных располагаемых денежных доходов сокращается, что является негативным моментов в социально-экономическом развитии страны. В 2009 г. темп роста реальных денежных доходов населения составил лишь 102,9%, что связано с последствиями финансово-экономического кризиса. Это потребовало активизации мер по их реальному содержанию.

     Денежные  доходы в январе-феврале 2010 г. составили 14,4 трлн руб., увеличившись по сравнению  с аналогичным периодом 2009 г. на 11,9%, реальные денежные доходы возросли на 5,4%.[15, с. 8]

     Одним из показателей, характеризующих уровень жизни населения, является соотношение среднедушевых денежных доходов населения с бюджетом прожиточного минимума (рис.3.1) 

Источник: разработано на основе [16, с. 80]

Рис. 3.1  Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с бюджетом прожиточного минимума за 1995-2009 гг.

     Из  рисунка видно, что с каждым годом  увеличивается соотношение среднедушевых денежных доходов населения с бюджетом прожиточного минимума, что является положительным результатом развития общества: в 2009 г. данный показатель был равен 304% (среднедушевые денежные доходы населения больше бюджета прожиточного минимума в 3 раза).

     Для анализа социальной дифференциации также рассмотрим распределение населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов (рис. 3.2)

 

Источник: [16, с. 102]

Рис. 3.21 Распределение населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в 2005 и 2009 гг.

       Из  графика видно, что структура  распределения населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  значительно изменилась: если в 2005 г. наибольший удельный вес (36,6%) занимало население со среднедушевыми располагаемыми ресурсами в размере 200-300 тыс. руб. в месяц, то в 2009 г. наибольший удельный вес (19,2%) занимало население со среднедушевыми располагаемыми ресурсами в размере 400-500 тыс. руб. в месяц.

       Более наглядно иллюстрирует неравенство доходов коэффициент Джини и квинтильный коэффициент (табл. 3.3) 

       Таблица 3.3 – Динамика коэффициента Джини и квинтильного коэффициента за 1995-2009 гг. 

  2000 2005 2006 2007 2008 2009
коэффициент Джини 0,270 0,256 0,262 0,274 0,274 0,268
квинтильный коэффициент 4,0 3,7 3,8 4,0 4,0 3,8

       Источник: [16, с. 102]

       Данные  таблицы свидетельствуют о том, что степень неравенства доходов, начиная с 2006 г., увеличивалась и составила в 2007 и 2008 гг. 0,274. В 2009 г. данный показатель несколько уменьшился и составил 0,268, что говорит о сглаживании социальной дифференциации.  Квинтильный коэффициент имеет тенденцию к увеличению: в 2009 г. его значение составило 3,8, что говорит о том, что у 20% наиболее обеспеченного населения в 3,8 раза больше сосредоточено располагаемых ресурсов, чем у 20% менее обеспеченного населения.

     Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе.

     Социально ориентированная рыночная экономика  предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что  рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. И

     Социальная  политикаэто  деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основной субъект, координирующий эту деятельность,– государство.

     Основные  функции социальной политики заключается в содействии  развитию отношений справедливости в обществе, созданию системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведение соответствующей политики доходов. В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи: реализация программ занятости, помощь социально уязвимым слоям населения, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры.

     Одной из основных функций социальной политики является социальная защита населения.

     Социальная зашита –– это деятельность государства, направленная на обеспечение минимально гарантированного уровня жизни граждан (семей), социальное обеспечение в старости и в случае нетрудоспособности, поддержку семей с детьми, помощь в преодолении или смягчении трудной жизненной ситуации, создание условий для самообеспечения трудоспособных граждан и их семей. Главная ее цель –– обеспечить поддержку тем, кто в силу своего положения не может участвовать на равных в общественном производстве или находится в трудной жизненной ситуации.

     Основными направлениями социальной защиты являются:

    • социальное страхование;
    • социальная помощь;
    • социальное обслуживание.

     Одним из элементов социальной защиты населения  является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется путем законодательного установления минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка оплата рабочей силы, социального страхования, отпусков и т.д.

     Целью социальной защиты в среднесрочной  перспективе является недопущение  снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидности, многодетных и неполных семей).

       В настоящее время в Республике Беларусь проживает около 2,1 млн  пожилых людей (21,4 всего населения  страны), 506,7 тыс инвалидов, 156 тыс. одиноких пожилых граждан, 42,2 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны. 25,8 тыс. ветеранов боевых действий на территории других государств, 51.6 тыс. человек из числа лиц, пострадавших от последствий войн.

     Устойчивой тенденцией последних лет стало увеличение численности пожилых граждан. По прогнозным оценкам к 2015 г. доля пожилых граждан в структуре населения достигнет 24%.[9, с. 31]

     Следует проанализировать ряд показателей  пенсионного обеспечения, которые  характеризуют благосостояние одной из наименее защищенных категорий населения (табл. 3.4)

     Таблица 3.4– Основные показатели пенсионного обеспечения 

  20001) 2005 2006 2007 2008 2009
Численность пенсионеров в процентах к  предыдущему году 99,3 99,8 99,9 100,2 100,1 100,3
Средний размер назначенной пенсии, тыс. руб. 36,4 211,0 277,6 328,2 389,4 429,5
Реальный  размер назначенной пенсии, в процентах  к предыдущему году 143,2 113,2 123,4 105,4 104,7 100,2
  1. Стоимостные показатели приведены с учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).

    Источник: [16, с. 135]

     Из  данных таблицы видно, что наблюдается  тенденция увеличения численности  пенсионеров. Увеличивается и средний  размер назначенной пенсии, однако сокращаются темпы роста реального  размера назначенной пенсии, что является негативным моментом.

     В I квартале 2010 г. в целях поддержания уровня материального обеспечения пенсионеров произведены перерасчеты трудовых пенсий. В январе пенсии по возрасту увеличены в среднем на 9,3%, в феврале перерассчитаны минимальные трудовые, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума.

     В январе-марте 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 20,2% и составил 491,4 тыс. руб.; минимальной пенсии по возрасту – на 16,4%, 266,5 тыс. руб. Реально размер пенсии по возрасту увеличился на 13,1% (по прогнозу – 8,5-11%).

     Рост покупательной способности минимальной пенсии относительно прожиточного минимума пенсионера опережал прогнозируемый уровень (110%) и составил 117,9%.[15, с. 13]

     На решение проблем ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, в 2005-2010 гг. направлены мероприятия реализуемых Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 г., Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы. Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы, Программы развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания до 2010 г.

     Реализация названных программ уже позволила разработать механизм оказания социальной поддержки ветеранам, лицам, пострадавшим от последствий войн, пожилым людям и инвалидам, послужила основой создания системы и структуры стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания и обеспечения социальной адаптации и реабилитации инвалидов. С 1 апреля 2010 г. в связи с 65-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне ветеранам и отдельным категориям граждан, пострадавшим от последствий войны, производится выплата единовременной материальной помощи. Из республиканского бюджета на эти цели выделено 17,3 млрд руб. Также в I квартале 2010 г. сохранялась направленность мер государственной политики на поддержку семьи и детей. С 1 января 2010 г. увеличен размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет с 80 до 100% бюджета прожиточного минимума: пересмотрены в сторону увеличения размеры пособий в связи с ростом бюджета прожиточного минимума. В результате среднемесячный размер пособия на детей в возрасте до трех лет по отношению к соответствующему периоду 2009 г. увеличился на 37,1%, а на детей старше трех лет – на 9,7%. В марте 2010 т. величина названных пособий составила соответственно 255,2 и 76,6 тыс. руб.

     Повышается эффективность системы государственной адресной социальной помощи.

     В течение I квартала 2010 г, адресная социальная помощь была назначена 65,2 тыс. чел. на сумму 19,2 млрд руб. Численность ее получателей по сравнению с 1 кварталом 2009 г. возросла на 11,4 тыс. чел., а сумма средств, выделенных на оказание помощи, – на 70%.

     Средний размер ежемесячного пособия на одного получателя составил 48,3 тыс. руб, единовременного – 214,9 тыс. руб.

     В целях усиления социальной поддержки малообеспеченных граждан с 1 января 2010 г. повышен критерий нуждаемости со 120 до 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения при предоставлении единовременного социального пособия малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Продлен стрех до шести месяцев период назначения ежемесячного пособия, что повысило ею значимость для получателей.

     Введен новый вид помощи – социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации, которое предоставляется без учета уровня доходов инвалидам III группы и детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в данных средствах. Назначение этого пособия впервые позволило приобрести необходимые средства реабилитации 670 детям и 5,3 тыс. инвалидам III группы. [15, с. 13]

     Таким образом, в данной главе проанализированы основные показатели дифференциации доходов населения в Республике Беларусь. В нашей стране степень дифференциации доходов находится на допустимом уровне (коэффициент Джини в 2009 г. был равен 0,268, в развитых странах этот показатель колеблется на уровне 027–0,33). Следует отметить, что дифференциация доходов свойственна всем экономическим системам, а в социально ориентированной рыночной экономике государство берет на себя обязанности по ее регулированию с помощью механизмов социальной защиты.  Основные направления и задачи социальной защиты населения предусматривают усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышения эффективности социальных программ и рациональной использование выделяемых государством  средств на социальную защиту.   
 

       Заключение  

       Одним из основных показателей уровня жизни  являются доходы населения. Уровень  доходов свидетельствует о том, насколько человек может удовлетворить  свои потребности, этот показатель наиболее чувствителен к влиянию экономических, социальных и политических факторов. Структура доходов и их распределение в обществе отражают эффективность функционирования социально-экономической системы на всех ее уровня.

Информация о работе Неравенство доходов и проблемы их выравнивания в трансформационной экономике