Неравенство доходов и проблемы их выравнивания в трансформационной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия «доход», изучение факторов, влияющих на степень неравенства доходов, а также показателей, с помощью которых можно определить это неравенство.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
 рассмотрение основных видов доходов;
 изучение источников формирования дохода;
 анализ факторов, влияющих на неравенство доходов;
 изучение показателей, определяющих степень неравенства доходов;

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………...3
1. Неравенство доходов как проблема рыночной экономики. Кривая Лоренца………………………………………………………………………..5
2. Понятие выравнивания доходов рыночной экономике…………………...15
3. Проблемы социальной дифференциации и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы……..…………………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая работа.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

     Другой инструмент — ценовая политика, в рамках которой ведется наблюдение за динамикой цен и исчисляются индексы потребительских цен. В случае необходимости осуществляются индексация либо компенсация доходов населения.

     Индексация — это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг, произошедшее в результате инфляции.

     Компенсация — это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на отдельные группы товаров массового спроса.

     При фиксировании роста цен на социально значимые товары государство поддерживает определенный уровень реальных доходов малообеспеченного населения. В рамках денежно-кредитной политики оно осуществляет льготное кредитование отдельных групп населения, косвенным образом регулируя тем самым их доходы.

     Преодоление малообеспеченности связано с решением более общих задач достижения устойчивых темпов экономического роста, совершенствованием распределительных отношений, повышением конкурентоспособности национальной экономики.

     Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм.

     При изучении индивидуального распределения мы сталкиваемся с социальной проблемой неравенства личных доходов людей. Неравенство доходов не является следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. Во многом оно определяется неравенством распределения частной собственности на факторы производства и правовыми нормами, определяющими ее передачу: например, по наследству доходы отдельных людей могут быть представлены как доходы заработанные (в зависимости от личных условий и труда) и «незаработанные».

     Таким образом, с началом перехода к рыночной экономике усилилось неравенство в распределении доходов. Это связано с тем, что оплата трудовой деятельности начала осуществляться в зависимости от производительности труда и качества выполненной работы. Неравномерность распределения доходов играет положительную роль, так как является стимулом социального и экономического развития. Однако если неравенство доходов превышает, определенный уровень, то это может стать причиной социальных, политических и иных конфликтов. Также это усложняет криминальную обстановку в стране. Важной задачей является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2  

     Само  устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно не занятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

     Кроме того, общество ответственно за уровень  доходов работников, занятых в  «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы носят фиксированный характер. Обычно эта функция реализуется законодательным установлением минимального уровня заработной платы как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной заработной платы должен обеспечивать сложившийся в обществе стандарт благосостояния.

     Перераспределение доходов правительство осуществляет прямыми и косвенными способами, включающими:

  • трансфертные платежи, то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам, иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
  • регулирование цен на социально значимую продукцию;
  • индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
  •   обязательный минимум заработной платы как базы оплаты труда на всех предприятиях;
  • прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

     А сейчас следует проанализировать основные методы перераспределения доходов  исходя из зарубежного опыта.

     Прогрессивный налог на доходы физических лиц - важнейший  элемент европейской социальной модели, инструмент сглаживания расслоения населения по доходам.

     Во  многих экономически развитых странах  граждане с низкими доходами полностью освобождены от налога на доходы физических лиц: так, а Люксембурге нулевая ставка применяется при доходах до 9750 евро, в Швейцарии –  до 16100 франков, в Австрии - до 10000 евро, в Ирландии – до 5210 евро, а Швеции – до 306000 шведских крон, в Австралии – до 6000 австралийских долл., а США – до 8150 долл. В некоторых европейских государствах самые высокие ставки налога установлены уже для доходов, превышающих двухкратный размер средней заработной платы в стране, однако в большинстве стран – для сверхвысоких доходов, которыми считаются годовые доходы а размере более 50 тыс. евро (их имеет примерно 30% общей численности занятых, например, в Дании, Бельгии и Люксембурге).[5, с. 29]

     В странах Евросоюза применяются  разные схемы налогообложения доходов  физических лиц, заметно отличающиеся не только по уровню и прогрессивности налоговых ставок, количеству налоговых разрядов, но и по уровню социальности налогообложения. Имеется в виду учет социального статуса налогоплательщика (количество находящихся на его иждивении детей: супруги/супруга; инвалидность; возраст; налоговая нагрузка на семейный бюджет в форме процентов по ипотечному кредиту; затраты на лечение и обучение в высших учебных заведениях; страховые отчисления на пенсионное страхование; спонсорские пожертвования и т. п.). Социальные аспекты налогообложения учитываются главным образом в форме либо налоговых вычетов из налоговой базы, либо налоговых льгот.

     В экономически развитых странах дифференцированы не только ставки налога с физических лиц, имеющих разные уровни доходов, но и налоговые вычеты и налоговые льготы, что обеспечивает социальную справедливость налогообложения.

       В Бельгии ставка налога с физических лиц дифференцирована в зависимости от уровни доходов и составляет 25% на доходы до 7290 евро, 30% – на доходы от 7290 до 10380 евро,  40% – на доходы от 10380 до 17300 евро, 45% – на доходы от 17300 до 31700 евро; на доходы, превышающие 31700 евро, установлена максимальная ставка налога – 50%.

     Налоговые вычеты также зависят от величины дохода и могут составлять для налогоплательщиков с доходом до 4790 евро – 25%, 4790- 9520 – 10%, 9520-15850 евро – 5%, свыше 15850 евро –3%. Налогоплательщик может вычесть из налоговой базы максимально 3200 евро, в том числе 80%  суммы  алиментов, установленных законом, 80% расходов на детей в возрасте до трех лет; 50% расходов на оплату труда персонала, помогающего в ведении домашнего хозяйства (при выполнении определенных условий); пожертвования; проценты по ипотечному кредиту в размере 2500 евро в первые десять лет и 1920 евро в последующие годы  выплаты кредита.    Налоговая база уменьшается на 5940 евро для социально уязвимых категорий населения (для инвалидов и одиноких людей эта сумма увеличивается до 7200 евро). Налоговый вычет предоставляется на находящихся на иждивении детей, собственный доход которых не превышает 2610 евро (из расчета 1260 евро на 1 ребенка), 3250 евро – на двух детей, 7280 евро – на трех детей, 11770 евро – на четырех детей и 4490 евро – на каждого последующего ребенка. Для одиноких родителей налоговый вычет на находящихся на иждивении детей увеличивается до 3770 евро на одного ребенка (такая же социальная налоговая льгота в отношении неполных семей действовала до 2008 г. в Чехии, однако в рамках асоциальной налоговой реформы была отменена).

       Во Франции налог с физических лиц исчисляется на семью исходя из суммарной величины доходов всех ее членов (такая система действует в Польше, короткий период времени – 2006-2007 гг. – она применялась в Чехии), включающей доходы супругов и их детей в возрасте до 18 лет.

     Сумма налогового вычета на налогоплательщика  составляет 4489 евро, на супружескую пару – 8978 евро. Инвалиды и налогоплательщики в возрасте старше 65 лет, чистый доход которых не превышает 10500 евро, могут дополнительно вычесть из налоговой базы 1706 евро. Налоговый вычет, лимитированный суммой 853 евро, распространяется на доходы плательщика в размере oт 10500 до 16950 евро. Помимо налоговых вычетов, установлены налоговые льготы, распространяющиеся на пожертвования налогоплательщика в пользу благотворительных организаций в размере 66% от суммы спонсорской поддержки, но не более 20% налогооблагаемой базы.

     К доходам до 4412 евро применяется нулевая ставка налога, к доходам в размере 4412-8677 евро  – 6,83%, 8677-15274 евро – 19,14%, 15274-24731 евро – 28,26%,  24731-40241 евро – 37,33%, 40241-49624 евро – 42,62%, свыше 49624 евро – 48,03%. Совокупное налоговое бремя (сумма подоходного налога и других напевов) не должна превышать 85% годового дохода налогоплательщика в предыдущем году.[5, с. 30]

     В Швеции, где доходы физических лиц облагаются не только национальным, но и муниципальным подоходным налогом, применяется прогрессивная шкала налогообложения (со ставкой налога от 0 до 25%). Доходы в размере до 306000 шведских крон налогом не облагаются, на доходы в размере 306000-460000 крон распространяется ставка налога в 20%, свыше 460600 крон – в 25%. Из налогооблагаемой базы можно вычесть сумму алиментов и страховых выплат на частное пенсионное страхование – максимально 39700 шведских крон. Налогонеоблагаемая часть налоговой базы составляет от 11700 до 30600 крон в зависимости от размера дохода. Налогоплательщики имеют право на налоговую льготу в размере 100% суммы отчислений на пенсионное страхование.

     В интересах стимулировании развития территорий физические лица, помимо национального налога на доходы, облагаются, как уже отмечалось, муниципальным подоходным налогом (который не является налоговым вычетом из национального налога на доходы физических лиц) в размере примерно 31,6% в зависимости от муниципалитета (в Стокгольме – 30,42%).

     В Великобритании доходы физических лиц также облагаются прогрессивным налогом: до 2090 ф. ст. – по низкой ставке в 10%, от 2091 до 32400 ф ст. – по основной ставке в 22%, более 32400 ф. ст. – по ставке в 40%.

     Налоговыми  вычетами являются проценты, уплаченные по кредитам (за исключением процентов по просроченным выплатам по кредитам в случае нарушения условий кредитного договора), страховые отчисления на пенсионное страхование до определенных лимитов, спонсорские пожертвования и алименты. Налогом не облагается доход в размере 4895 ф. ст. на плательщика. Альтернативой налоговому вычету на плательщика является возрастной налоговый вычет, который распространяется на плательщика в возрасте 65 лет и старше: в случае, если совокупный доход не превышает 19500 ф. ст., налогонеоблагаемая сумма увеличивается для лиц в возрасте 65-74 лет до 7090 ф. ст., а для лиц в возрасте старше 74 лет – до 7220 ф. ст. Помимо вычетов, применяются налоговые льготы, которые дифференцированы в зависимости от уровня доходов, а также возраста супругов и составляют от 228 до 597 ф. ст., но не более 10% от налоговой базы.

     Наиболее  прозрачная налоговая система с  ограниченным количеством налоговых  вычетов и налоговых льгот применяется в Ирландии. Используются две ставки налога с физических лиц – 20% и 42%. При этом учитывается не только уровень доходов налогоплательщика, но и его семейный статус. Стандартная ставка в 20% распространяется на доходы в размере 29400 евро на неженатого/овдовевшего плательщика без детей и на доходы в размере 33400 евро при наличии детей, на женатого плательщика без детей (на доходы до 38400 евро), на работающих супругов (с совокупным доходом в размере 38400-58800 евро). Супруги могут подать общую налоговую декларацию.

     От  налогообложения освобождены доходы плательщика до 5210 евро. На женатых/замужних налогоплательщиков эта сумма повышается в 2 раза плюс 575 евро на каждого из первых двух детей и 830 евро на каждого последующего. Из налогооблагаемой базы можно вычесть проценты по ипотечный кредитам до лимита 5080 евро на женатого или овдовевшего плательщика (2540 евро на неженатого налогоплательщика). Налоговым вычетом являются спонсорские пожертвования в благотворительные фонды, функционирующие как минимум два года, а также не покрываемые страховкой медицинские затраты, превышающие125 евро на плательщика или 253 евро на семью. Налоговые вычеты не могут превышать 20% суммы начисленного налога.[5,с .31]

    Инструментом  повышения уровня налоговой справедливости в экономически развитых странах является так называемый «налог на чистое богатство», который в определенном смысле дополняет и корректирует некоторые недостатки подоходного налога (действует примерно в трети странах ОЭСР). В определенном смысле этот налог усиливает социальные функции налога на доходы физических лиц и повышает социальную справедливость налогообложения. Преимуществом этого налога является простота его администрирования. Доход от налога на чистое богатство, как правило, является доходом центрального бюджета (за исключением Швейцарии, где он является местным налогом и поступает в бюджеты отдельных кантонов).

Информация о работе Неравенство доходов и проблемы их выравнивания в трансформационной экономике