Неравенство доходов и пробелма их выравнивания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной работы являются:

1.Определить факторы и причины неравенства доходов в РБ.

2.Найти возможные способы выравнивания доходов в процессе организации государственной политики.

3.Провести анализ статистики распределения доходов в РБ.

В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение, на мой взгляд, основных проблем поможет понять всю сложность ситуации сложившейся с доходами населения в РБ.

Содержание

Введение

Глава 1. неравенства доходов и проблемы их выравнивания Теоретические аспекты

Сущность и классификация доходов населения

Источники формирования доходов населения

Неравенство доходов: причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини

1.4 Факторы и причины неравенства доходов

Глава 2. Особенности неравенства доходов в РБ

2.1 Факторы и причины неравенства доходов в РБ

2.2 Возможности выравнивания доходов в процессе организации государственной политики

2.3Анализ статистики распределения доходов в РБ

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсач2.docx

— 134.76 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

Глава 1. неравенства  доходов и проблемы их выравнивания Теоретические аспекты

Сущность и  классификация доходов населения

Источники формирования доходов населения

Неравенство доходов: причины и показатели. Кривая Лоренца  и коэффициент Джини

1.4 Факторы и  причины неравенства доходов

Глава 2. Особенности  неравенства доходов в РБ

2.1 Факторы и  причины неравенства доходов  в РБ

2.2 Возможности  выравнивания доходов в процессе  организации государственной политики

2.3Анализ статистики  распределения доходов в РБ

Заключение

Список используемой литературы 

Введение 

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого  человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования  людей. Поэтому возникает необходимость  для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко  доходы большей части населения  бывают очень низкими по сравнению  с доходами незначительной части  населения. В связи с этим возникает  социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также  приходится заботиться государству. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, т. к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Поэтому регулирование доходов, заработной платы является частью политики любого государства. Таким образом, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе. Решение проблем требует большего государственного вмешательства, чем в развитых странах.

Задачами данной работы являются:

1.Определить  факторы и причины неравенства  доходов в РБ.

2.Найти возможные  способы выравнивания доходов  в процессе организации государственной  политики.

3.Провести анализ  статистики распределения доходов  в РБ.

В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все  критерии, касающиеся данной темы, но обозначение, на мой взгляд, основных проблем  поможет понять всю сложность  ситуации сложившейся с доходами населения в РБ. 

Теоретические аспекты неравенства  доходов и проблемы их выравнивания

Модели :

Европейская модель социальной экономики

  Исторически Европа раньше другие регионы мира развила рыночные системы, которые  со временем претерпели незаурядный сочетание с государственным сектором и развитыми социальными системами.

  Европейский континент испытал не одно социальное потрясение и одну гражданскую войну  раньше, чем утвердилась рыночная мотивация труда. Однако до середины XX века единой "европейской" рыночной модели просто не существовало. Каждая европейская страна адаптировала рыночные принципы с присущими им отношениями  двух ведущих сил - труда и капитала - в соответствии со своими конкретных и неповторимых условиях. Англия как "промышленная мастерская мира" раньше других стран через социальные противоречия и гражданское противостояние начала производить определенные формы социального конформизма (английский "тред - юнионизм"). 

  Со  временем, однако, наиболее совершенной  формы "социальная рыночная экономика" (в немецком варианте "социальное рыночное хозяйство") приобрела в  Германии. Национальную специфику в  создании неповторимых "социальных экономик" продемонстрировали в  послевоенный период Франция и Италия, а "скандинавские страны" не просто выработали неповторимую "скандинавская  модель", но в некоторых отношениях опередили ее учредителей и основателей. По утверждениям исследователей, "скандинавская  модель" представляет собой систему  взаимосвязанных факторов, ни один из которых нельзя изъять, не нарушая  всю социально-экономическую конструкцию. Основа этой модели заключается в "социальной договоренности" между организованным рабочим движением и крупным  капиталом. Корни этой модели связывают  с приходом к власти социал-демократических  правительств (Дания -1929 p., Швеция и  Норвегия - 1932 p.). Но как специфическая "скандинавская модель" она  оформилась лишь в конце 70-х годов. Помимо прочего, она предусматривала  решение проблемы использования  национальных ресурсов, который соответствовал бы потребностям каждого гражданина страны с учетом его социально-экономического положения и социального статуса  в обществе.

  В рамках обозначенной "скандинавской  модели" особого внимания заслуживает  модель т.н. "шведского социализма".

  Слова т. зв. "шведский социализм" приняты в кавычках именно потому, что, как известно, Швеция является типичной капиталистической страной, с устоявшимся рыночными традициями и никогда не находился в плену ортодоксальных "социалистических идей". Но еще в начале 30-х годов в Швеции начала на практике утверждаться социал-демократическая идеология. Еще в 1928 г. тогдашний премьер-министр П. Ханссон объявил о создании в Швеции "народного дома", который должен ликвидировать социально-экономические барьеры между трудом и капиталом, между богатыми и бедными. Тогда же реформистские по своему духу рабочий движение провозгласил "средний путь" между капитализмом и социализмом, что означало на практике сочетание двух начал - рыночной экономики (капитализм) и социально ориентированной системы перераспределения общественного продукта (социализм). На замысел "функциональных социалистов", демократическое государство должно осуществлять функции перераспределения национального дохода с целью достижения большей социальной справедливости. К числу фундаментальных элементов "шведской модели" социальной (а не социалистической!) Экономики следует отнести следующие: сохранение частно-капиталистической собственности на средства производства с соответствующей формой хозяйствования, развитые рыночные системы и механизмы, значительное государственное регулирование экономики, безусловное признание демократических ценностей, достижения социального мира на основе партнерства труда и капитала, перераспределение общественного продукта с помощью активной социальной политики государства, исходя из целей полной занятости и повышения благосостояния трудящихся.

  "Шведская  модель", несомненно, заслуживает  самой придирчиво внимание, поскольку  этой стране удалось осуществить  "структурную перестройку"  без ощутимых социальных потрясений  и невзгод, которые переживают  практически все постсоциалистическая  страны. Абстрагуючись от конкретики и национальной специфики "социальных экономик" европейских стран с целью типологизации некой усредненной "европейской модели" можно отметить, что она начала формироваться лишь после II мировой войны в связи с образованием "общего рынка" на принципах Европейского экономического сообщества. И теперь, когда к ЕЭС входят все ведущие страны Западной Европы, можно утверждать и о "социальную рыночную модель, характерную для большинства европейских стран.

  Среди наиболее отличительных ее черт следует  назвать создание единого рыночного  пространства вместе с завершением  создания единой валютной системы на базе "евро". Все названные процессы происходят на фоне сохранения политически  независимых государств. В этом, кстати, и заключается главное  отличие "европейской модели" от "модели Соединенных Штатов", где рыночная модель охватывает отдельные  штаты, входящие в единое государство. Общеевропейская модель рынка и  сегодня сохраняет "национальные мундира" отдельных стран (Англия, Франция, Германия, Италия и т.д.). В Европе немало сторонников "национальной замкнености" и "национальной самобытности". В плане чисто социальном "европейская модель" отмечается обеспечением социальной стабильности как на уровне отдельных государств, так и в ЕЭС в целом. С этим связана и традиционно высокая доля государственной собственности и государственных расходов в ВВП европейских стран. 
 

Сущность  и классификация  доходов населения 

Под доходами, как  правило, понимается сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для  приобретения благ и услуг для личного потребления. В основном так оно и есть, но с некоторыми оговорками и уточнениями.

Во-первых, доходы в условиях рыночной экономики предназначены  для приобретения товаров и услуг  с целью личного потребления.

Во-вторых, денежные доходы требуют покрытия соответствующими товарами. Только в этом случае они  стимулируют работников в результатах  своего труда. В-третьих, доходы населения  существуют не только в денежной форме, но и в натуральной форме. Имеется  в виду, например, продукция, произведенная  в подсобном хозяйстве. Да и сами предприятия иногда предоставляют  работникам вместо денег продукцию  в качестве заработной платы. Поэтому  под доходами будем подразумевать денежные или материальные средства, которые поступают отдельному лицу, предприятию или государству в результате распределения национального дохода. Однако, прежде всего, под доходами будем иметь в виду доходы населения.[1,с.230]

Важная роль доходов в формировании жизненного уровня определяется тем обстоятельством, что в развитой рыночной экономике  основная часть потребительских  благ и услуг реализуется как  товары. Таким образом, уровень потребления  населения в первую очередь зависит  от уровня доходов.

Доходы населения  могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. В натуральной форме могут производиться некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве. Но нас интересуют, прежде всего, денежные доходы.

Классификация доходов:

По экономической  природе:

Трудовые доходы (основой формирования которых является трудовая деятельность):

  • получаемые в форме оплаты труда на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности;
  • от индивидуальной трудовой деятельности;
  • от личного подсобного хозяйства;
  • от предпринимательской деятельности;
  • от реализации платных бытовых услуг и т.д.

Нетрудовые доходы:

а) экономически обоснованные (получаемые по линии  государственных официальных каналов  и от бизнеса, не противоречащего  правовым нормам, нормам морали, гражданскому кодексу жизни в обществе):

  • социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.);
  • доходы от собственности;
  • дивиденды по акциям;
  • проценты по облигациям и другим ценным бумагам;
  • доходы на вложенный капитал в производственную сферу или другие отрасли экономики и т.п.

б) экономически не обоснованные:

все виды доходов, полученных от незаконных финансово-хозяйственных  операций, от деятельности и услуг, противоречащих общественным нормам морали и этики, унижающих достоинство  личности человека и граждан, или  от криминальных действий.

по экономическому содержанию:

  • Денежные доходы:
  • заработная плата;
  • пенсии;
  • стипендии;
  • пособия;
  • предпринимательские доходы;
  • дивиденды;
  • доходы от собственности;
  • доходы от продажи ценных бумаг;
  • средства от продажи продукции личного подсобного хозяйства;
  • прирост денежных вкладов в сберегательном банке и т.д.

Натуральные доходы:

стоимость натуральных  поступлений от личного подсобного хозяйства, используемых на личное потребление;

стоимость натуральных  услуг лечебно-профилактического, культурно-бытового и социального характер, оплачиваемых за счет федерального, муниципального бюджетов и фондов предприятий и  др.

Информация о работе Неравенство доходов и пробелма их выравнивания