Неравенство доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются следующие задачи:
- неравенство доходов населения;
- анализ региональных доходов населения в РФ.
-характеристика государственного регулирования доходов в современных условиях кризиса.
В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение основных проблем поможет понять всю сложность ситуации сложившейся с доходами населения в России.

Содержание

Введение
1. Неравенство доходов.
2. Региональная дифференциация доходов населения России в современных условиях.
3. Характеристика среднего класса.
4. Государственное регулирование доходов в современных условиях кризиса.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 452.32 Кб (Скачать)

                                                  Содержание:

 

Введение

  1. Неравенство доходов.
  2. Региональная дифференциация доходов населения России в современных   условиях. 
  3. Характеристика среднего класса.
  4. Государственное регулирование доходов в современных условиях   кризиса.

Заключение

Список литературы

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

 

Доходы и покупательная способность  населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент  экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя. Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России. Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.

В данной работе рассматриваются следующие  задачи:

- неравенство  доходов населения;

- анализ региональных доходов населения в РФ.

-характеристика государственного регулирования доходов в современных условиях кризиса.

В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть  все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение основных проблем  поможет понять всю сложность  ситуации сложившейся с доходами населения в России.

 

                   1. Неравенство доходов населения.

Проблемы неравенства в России стали за последнее десятилетие  предметом активных общественных дискуссий, ведущихся экономистами, социологами  и представителями других наук. Растущий разрыв между выигравшими и проигравшими, богатыми и бедными вызывает значительные социальные напряжения, поскольку для  населения, многие десятилетия жившего  в условиях уравниловки и государственного распределения, благосостояние новых  групп представляется сомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения. В массовом сознании сохраняется представление, что  относительно однородное по структуре  общество за достаточно короткий период называемый «переходным», превратилось в общество с одним из самых  высоких уровней неравенства  «У России было слишком мало времени, чтобы приспособиться привыкнуть к  быстрому росту неравенства доходов  и имущества. Лишь небольшая доля населения смогла достичь экономического успеха, в то время как жизненные  стандарты среднего россиянина значительно  снизился» - говорит один из экспертов (Б. Силверман). Хотя люди и получили больше политических свобод, они заплатили за это высокую цену.

Быстрый рост безработицы, а также  снижение заработной платы и пенсий в сочетании с высочайшей инфляцией  привели к тому, что миллионы людей  оказались за чертой бедности.

Так же, во многих странах с переходной экономикой опыт последних десяти лет  не был воодушевляющим. Программой развития ООН в Братиславе были выполнены  оценки с использованием черты бедности по доходам на уровне 4-х долларов в день (по покупательной способности  доллара в 1990г.).

В странах Восточной Европы и  СНГ в 1988-1994гг. доля населения находящегося за чертой бедности возросла с 4 до 32 % или  с 14 до 119 млн. человек. Даже относительно благополучной Польше более 20 % населения  живёт в бедности.

Ещё большую тревогу вызывают ненадёжные показатели бедности. Например, если рассмотреть  проблему питания, то окажется, что  миллионы семей не в состоянии  нормально питаться. Одним из самых  видимых 

 

симптомов этого влияния – задержка роста  детей. В России в 1992-1994гг. доля детей  до 2-х лет с отмечавшейся задержкой  роста возросла с 9 до 15 %. За исключением  некоторых стран Центральной  Европы доля детей с низким весом  при рождении выросла во всех постсоциалистических странах.

При низких зарплатах и пенсиях, отсутствии гарантированной работы, будущее многих семей стало неопределённым. Отсутствие экономической защищённости сопровождается ослаблением личности и физической защищённости. Многие, например, оказались во власти преступных группировок. Во всех странах региона  наблюдается рост преступности: в  Российской Федерации количество зарегистрированных преступлений с 1989 года выросло более  чем на 60 %, в Эстонии оно более  чем удвоилось. Но даже эти цифры  неадекватны реальному положению, так как большая часть преступлений оказывается незарегистрированной. Во многих странах взяточничество считается  нормой каждодневной жизни.

Общий рывок перемен от социализма к рыночной экономике, был, вероятно, неизбежен, но его скорость и характер не были предопределены. Большинство  стран выбрали той или иной степени шоковую терапию «быстрый рывок». Но, возможно, это был неправильный выбор. Нельзя спонтанно дать жизнь  рынку, лишь освободив экономику  и проводя либеризацию цен  – требуется гораздо больше, чем  отсутствие административного контроля. Рыночной системе необходима сложная  сеть поставщиков и потребителей, работающих в рамках развитой юридической  системы. Конечно, нет смысла с откладыванием  реформ, однако необходима их обоснованная последовательность, контролируемая правительством, которое способно управлять и  минимизировать неизбежные разрушения.

Одной из характерных черт переходного  периода в России стали существенные изменения в распределении доходов населения, рост неравенства и бедности. Если в отношении экономического неравенства существуют аргументы, подтверждающие как положительное, так и отрицательное его влияние на экономический рост, то бедность населения признается одним из негативных феноменов, который влечет за собой серьёзные социальные и экономические последствия. Борьба с бедностью традиционно рассматривается

 

как одно из важных направлений государственной  политики.

Страны с переходной экономикой часто опровергали устоявшие  представления о закономерностях  и принципах экономического развития. Не исключено, что и в отношении  взаимосвязи экономического развития регионов и уровня бедности в них, а России, отсутствуют тенденции, наблюдаемые в других странах. Самым  предварительным аргументом в пользу этой связи является тот факт, что  уровень бедности и его динамика значительно варьировали по регионам страны, которые так же демонстрировали  разные темпы экономического развития.  

          2. Доходы населения в России и их дифференциация.

За прошедшие  пятнадцать лет социальных и экономических  реформ большинство жителей России смогло на личном опыте убедиться  в правоте Уильяма Черчилля, сказавшего, что социализм это равномерное распределение нищеты, а капитализм - неравномерное распределение богатства. Но если с фактом стремительного неравномерного распределения общенародной собственности в результате приватизации российское общество вынуждено смириться, то увеличивающееся с каждым годом неравенство в трудовых доходах вызывает все большее недовольство и обеспокоенность властей. По данным Росстата за первый квартал 2009 года, на 10% самых обеспеченных граждан России приходится 30% всех доходов (в Москве эта доля еще выше — 42,5%), а на 10% самых бедных -только 2%. Таким образом, в 2009 году богатые становятся богаче бедных в 15 раз. В 2001 году разница между доходами двух этих групп была десятикратной. Похожие процессы идут и на микроэкономическом уровне: согласно оценкам, недавно обнародованным Комитетом Государственной думы по труду и социальной политике, заработная плата руководителя частной российской компании превышает оклад рядового работника в 20-30 раз; независимые эксперты считают, что разница в доходах может быть на порядок выше.

Главным фактором, определяющим высокий  уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной  и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия 

 

воспроизводства работников и членов их семей и  скорее исполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных

 

работников  сочетается с экономически и социально  неоправданной дифференциацией  в оплате труда высших менеджеров. Различия между минимальной и  максимальной оплатой составляют 10—15 раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами.

Межрегиональная дифференциация в  заработной плате существует во всех странах. Оплата труда не может быть единой для всех регионов страны, поскольку  региональные рынки труда предъявляют  спрос на работников разной квалификации и в то же время по-разному оценивают  труд работников схожих профессионально-квалификационных групп. Более того, в условиях конкурентной экономики на рынке труда генерируются компенсирующие различия в заработной плате. Согласно теории компенсирующих различий, работники должны получать компенсацию в терминах заработной платы за занятость в регионах с относительно худшими условиями  проживания и более высокой стоимостью жизни.

Меньше всего зарабатывают жители Южного, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Если среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в августе 2009 года в целом по России составила 17226 рублей, то, например, в Южном округе 12024 рублей. Далее представлены регионы Российской федерации, в которых средняя зарплата ниже всего:

 

Средняя зарплата

регионы

Федеральные округа

6 594

Республика Дагестан

Южный

8 742

Республика Калмыкия

Южный

8 920

Республика Северная Осетия - Алания

Южный

9 017

Республика Ингушетия

Южный

9 036

Карачаево-Черкесская Республика

Южный

9 270

Кабардино-Балкарская Республика

Южный

9 680

Алтайский край

Сибирский

10 041

Ивановская область

Центральный

10 443

Брянская область

Центральный

10 710

Республика Марий Эл

Приволжский

10 766

Тамбовская область

Центральный

10 834

Ульяновская область

Приволжский

10 839

Республика Алтай

Сибирский

10 870

Республика Адыгея

Южный

10 912

Республика Мордовия

Приволжский

10 954

Кировская область

Приволжский

11 429

Ставропольский край

Южный

11 430

Псковская область

Северо-Западный

11 437

Курганская область

Уральский

11 515

Костромская область

Центральный

11 570

Чеченская Республика

Южный

11 696

Орловская область

Центральный

11 792

Владимирская область

Центральный

11 843

Курская область

Центральный

11 855

Чувашская Республика

Приволжский

11 933

Саратовская область

Приволжский

11 964

Республика Тыва

Сибирский

12 005

Смоленская область

Центральный

12 152

Пензенская область

Приволжский

12 381

Воронежская область

Центральный


Разрыв между богатыми и бедными  россиянами увеличивается на общем фоне экономического роста, сопровождающегося ускоренным ростом доходов населения. Основная доля прироста среднего дохода приходится на группу самых обеспеченных граждан России, в то время как реальные доходы бедных и их уровень жизни могут снижаться.

Среднемесячная номинальная начисленная  заработная плата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 2009 году, как и по России в целом, в Самарской области наблюдалось замедление положительной динамики показателей уровня жизни населения. Среднедушевые номинальные денежные доходы населения составили 15,7 тыс. руб. и увеличились относительно соответствующего периода предыдущего года на 12,3%. При этом реальные денежные доходы составили 98,5%. Ускорение темпов инфляции в конце 2008 – начале 2009 годов привело к снижению покупательной способности среднедушевых денежных доходов до 3,2 величины бюджета прожиточного минимума в (в 2008 году – 3,4).

Среднемесячная  начисленная заработная плата в 2009 году сложилась на уровне 13,4 тыс. руб. и увеличилась в реальном выражении на 7,6%.

Сохраняются существенные различия в уровнях  оплаты труда по видам экономической  деятельности.


 

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             *информация по таблицам «http://www.klerk.ru»

Опережающая динамика заработной платы отмечалась в бюджетной сфере и в сельском хозяйстве региона. Среднемесячная заработная плата в организациях здравоохранения и предоставления социальных услуг в 2008 году составила 74,9% от регионального уровня оплаты труда (в аналогичном периоде 2007 года – 71,6%), в сфере образования – 72,1% (69,0%), в учреждениях отдыха, развлечений, культуры и спорта – 62,7% (62,5%). По величине среднемесячной заработной платы работников учреждений образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг Самарская область сохраняет лидирующие позиции в ПФО. На сельскохозяйственных предприятиях за год реальная заработная плата выросла более чем на 14%.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом  потребительские расходы населения  увеличились на 22,4%, обязательные платежи  и разнообразные взносы – на 40,5%, расходы на покупку недвижимости – на 8,0%, расходы на приобретение иностранной валюты – на 68,2%. Величина прироста сбережений

Информация о работе Неравенство доходов