Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 15:41, курсовая работа
Происходящая смена общественного строя России и становление рыночной экономики резко обострили широкий круг социально-экономических проблем, связанных с социальной защитой и удовлетворением социальных потребностей населения.
Введение
Глава 1. Содержание некоммерческого сектора экономики
§1 Природа некоммерческого сектора и его роль в становлении гражданского общества
§2 Особенности функционирования некоммерческого сектора
§3 Взаимодействие государственного, муниципального, частнопредпринимательского и некоммерческого секторов
Глава 2. Эффективность некоммерческого сектора экономики и пути её повышения в современной экономике России
§1 Оценка эффективности функционирования некоммерческого сектора в России
§2 Пути повышения эффективности некоммерческого сектора
§3 Источники средств для развития некоммерческих организаций
Заключение
Список использованной литературы
Отсутствие в современной России развитых социальных взаимодействий и доверия из-за сложившейся в ней социальной ситуации порождает слабость социального капитала. Это одна из основных причин медленного развития в ней НКО.
Все отмеченные аспекты и стадии некоммерческих отношений и становления некоммерческих структур находятся не только в отмеченной органичной прямой, но и в обратной связи. Чем эффективнее деятельность НКО, тем шире поле общественных инициатив, выше уровень доверия, развитее социальные взаимодействия и социальный капитал. Но для того, чтобы эта совокупность связей и отношений успешно реализовалась необходимо несколько обязательных условий, образующих общественную среду становления и функционирования НКО.
Прежде всего, реализация социального капитала предопределяет необходимость наличия специфических факторов производства в некоммерческом секторе, к которым относятся благотворительность и добровольный труд. Далее, социальный капитал, реализующийся в НКО, есть средство мобилизации производительного, финансового, интеллектуального и других форм капитала в экономике. Но для того, чтобы такая мобилизация осуществлялась необходимо, во-первых, наличие достаточного количества свободного капитала; во-вторых, желание (заинтересованность) отдать его в сферу некоммерческой деятельности, которое связанно с определенными общественными гарантиями целесообразности и рациональности данного вида деятельности или НКО. Подобными гарантиями может служить включенность НКО в структуру и программы развития поселений и территорий, разрабатываемых исходя из особенностей и интересов населения. Подобного рода программы возможны, если они, также как и НКО, опираются на властно-управленческую самоорганизацию населения или являются одним из ее результатов.
НКО - это форма самоорганизации населения в целях осуществления социальной или хозяйственной деятельности. Другой формой самоорганизации населения является создание им органов общественного и местного самоуправления, обеспечивающих организацию хозяйственной и социальной сфер муниципальных или внутримуниципальных образований в соответствии с интересами самого населения. Самоуправление в двух его формах - общественное и местное - является социально-политической основой гражданского общества, высшей формой самоорганизации населения и, соответственно, опорой развития НКО. Сочетание процессов становления самоуправления населения и НКО представляет один из обязательных аспектов формирования муниципального и межмуниципального уровней гражданского общества. Органы самоуправления населения органично заинтересованы в развитии НКО в пределах, обеспечивающих сбалансированность предпринимательских и некоммерческих начал на территории. При этом органы общественного самоуправления берут на себя функции решения конкретных социальных, коммунальных, бытовых проблем жизнеустройства и могут частично интегрироваться с НКО, а органы местного самоуправления - функции власти, создаваемой населением и формирующей благоприятную среду развития НКО.
Наличие благоприятных условий развития некоммерческой деятельности и некоммерческих организаций ведет к становлению некоммерческого сектора (НКС) представляющего широкую сеть НКО, органично включенных в общую сеть отношений гражданского общества и всю систему социально-экономических отношений. НКС способствует более полному удовлетворению потребностей и социальной защите широких слоев населения, обеспечивает сбалансированность предпринимательских и непосредственно социальных целей развития. К сожалению, в России не получило широкого распространения общественное самоуправление, к тому же его функции и доступ к ресурсам сведен к минимуму. Муниципальная же власть так и не стала властью, создаваемой населением и подчиненной ему, то есть высшей формой его самоорганизации. Фактически она, с одной стороны находится в зависимости от государственных органов власти, а с другой, - подчиняет себе население, стоит над ним[1]. Соответственно НКО как форма самоорганизации людей лишены поддержки идентичной им по характеру властно-управленческой составляющей гражданского общества. Слабость факторов, формирующих благоприятную общественную среду роста социального капитала и развития НКО, является главной причиной отсутствия в стране сложившегося некоммерческого сектора, занимающего равноправное положение по отношению к государственному и предпринимательскому секторам экономики, что существенно снижает общий потенциал социально-экономического развития.
Становление функционирования некоммерческого сектора подразумевает достаточно высокий уровень социального капитала, как ресурса первого порядка. По мере того, как люди включаются во взаимодействие посредством группового социального участия, они создают черты общественной самобытности, устанавливают общественные нормы, учатся доверять друг другу и трудятся на собственное благо и ради других[2]. Результатом этого процесса является:
• повышение гражданского сознания, которое порождает рост социально-политического участия;
• активизация реакции правительства на нужды общества;
• рост экономической и социальной динамики.
Следовательно, социальный капитал является одним из основных социальных ресурсов достижения и поддержания общественной стабильности.
Идея социального капитала высказывалась рядом исследователей еще в 70-80-х годы прошлого века, а в 90-х годах окончательно была обоснована Дж. Коулменом, который рассматривал социальный капитал как необходимое дополнение для эффективного функционирования «физического» и «человеческого» капиталов. Коулмен определял социальный капитал - как потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целерационально «формируемый в межличностном пространстве. Роберт Путнэм считал, что социальный капитал является необходимым условием зарождения и дальнейшего функционирования гражданского общества: «По аналогии с физическим и человеческим капиталом, воплощенным в орудиях труда и обучении, которые повышают индивидуальную производительность, социальный капитал содержится в таких элементах общественной организации, как социальные сети, социальные нормы и доверие, создающих условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды»[3]. В своей работе "Создание работающей демократии" Р.Путнэм объясняет эффективность работы региональных органов власти и управления в современной Италии наличием густой "сети гражданской активности", образуемой всевозможными "гражданскими объединениями". "Чем более густые сети подобного рода имеются в обществе, тем больше оснований рассчитывать, что члены этого общества смогут вместе работать для всеобщего блага... Социальный капитал, воплощенный в горизонтальных сетях гражданской активности, скорее укрепляет государство и экономику, а не наоборот. Сильное общество - сильная экономика; сильное общество - сильное государство"[4]. Согласно П. Бурдье, специфика социального капитала определяется отношениями взаимного обмена ожиданиями, которые поддерживаются существующими в конкретном обществе рынками и культурами. Социальный капитал, в отличие от других форм, наиболее тесным образом связан с иными формами капитала, а само его существование предполагает обязательное присутствие иных значимых капиталов[5]. При наличии высокого уровня социального капитала, становится возможным получить прямой доступ к экономическим ресурсам; увеличивать культурный капитал. С другой стороны, поддержание, реализация и наращивание социального капитала требует, в свою очередь, вложения экономических, культурных ресурсов.
Бурдье определяет социальный капитал как "совокупность актуальных или потенциальных ресурсов, которые связаны с обладанием прочными сетями связей, более или менее институциализированными отношениями взаимного знакомства и признания"[6]. Подход П. Бурдье подчеркивает, что социальные сети не возникают сами по себе, а конструируются через привлечение специальных стратегий, ориентированных на институализацию групповых отношений. Институциализация социальных связей позволяет использовать их как надежный источник получения иных социальных выгод. Для реализации и воспроизводства социального капитала необходимы три важнейших компонента:
• социальное отношение как таковое, благодаря которому индивиды могут иметь доступ к ресурсам своих партнеров в процессе социального взаимодействия;
• требующийся объем и качество доступных ресурсов партнера социально-экономического взаимодействия;
• взаимозаинтересованность в обмене[7].
Таким образом, социальный капитал (и это его главная особенность) по мере рационального расходования только возрастает, поскольку, чем интенсивней практика кооперации, тем прочней и эффективней сети социально-экономического взаимодействия и больше масса взаимного доверия. Накопление социального капитала - процесс чрезвычайно длительный и трудный. Также как и финансовый капитал, он быстрее нарастает там, где он уже есть. Там же, где его нет, он возникает очень медленно или не возникает совсем. Незначительный накопленный социальный капитал можно растерять относительно быстро, что необходимо учитывать в государственном регулировании отношений в социальной и экономической сферах. Развитие системы социальной защиты напрямую связано с уровнем и качеством социального капитала и в то же время является одним из способов роста последнего.
В контексте исследования некоммерческого сектора возникает вопрос об измерении социального капитала, исследовании динамики его развития, количественного сравнения в разных социальных слоях и возрастных группах. Объем социального капитала измеряется обычно по двум показателям: индексу доверия и членству в общественных некоммерческих объединениях. Главным инструментом при оценке социального капитала является социологический опрос. Чтобы определить индекс доверия респондентам задается вопрос: «Доверяете ли вы окружающим вас людям или нет?» В процессе измерения Р. Путнэм обнаружил явную тенденцию к сокращению социального капитала в Америке на протяжении последней четверти века.[8] Число членов разного рода добровольных ассоциаций за минувшие два-три десятилетия сократилось в пределах 25-50%. Время неформального общения с 1965 года уменьшилось на четверть, а на деятельность в общественных некоммерческих организациях - почти наполовину. Индекс доверия (процент положительных ответов на вопрос: «Можно ли доверять людям?») с 1972 года снизился примерно на треть. В России 76% респондентов считают, что «для того, чтобы установить хорошие человеческие отношения необходимо понять взгляды другого человека». Также 30% респондентов считают, что друзья и знакомые «очень важны» в их жизни и 50% считают, что друзья и знакомые «довольно важны». Однако обращает на себя внимание низкий уровень доверия к согражданам: 77% россиян полагали в 1995 и 1999 годах, что «нужно быть очень осторожными в отношениях с людьми». Таким образом, готовность большинства респондентов понимать взгляды других людей и общаться с ними, не предполагает доверия к людям[9].
По расчетам Московского Центра добровольцев пока лишь около 1% российских граждан добровольно жертвуют своим временем, участвуя в работе российских некоммерческих объединений. Подавляющее число респондентов не состоят в какой-либо общественной некоммерческой организации.
Автором в мае 2002 года так же проводилось исследование по оценке уровня социального капитала. Респондентами являлись лидеры и участники действующих некоммерческих организаций. Опрос показал, что участие в НКО не подразумевает высокий уровень доверия к окружающим. Не пользуются доверием информация, публикуемая в газетах и представленная в телевизионных программах. Так же у опрашиваемых респондентов не вызывает доверия политика правительства. Все это свидетельствует о том, что объем социального капитала в России явно не достаточен. Для сравнения стоимость добровольного вклада временем 94,2 млн. граждан США в 1991 году составила 176,4 млрд. долларов. Для мобилизации человеческих ресурсов в США при поддержке государства создана национальная сеть из 500 добровольческих центров. В Японии, по данным Японского Национального Центра распространения добровольческой деятельности, приведенным в 1994 году, в добровольное участие вовлечены 9.9% населения, при этом почти все муниципалитеты, а их в Японии около 3300, имеют добровольческие центры"[10].
Наравне с вышеописанными методами оценки целесообразно исследовать отношения «покупатель-продавец». Респондентам предполагается задавать вопрос следующего содержания: «Начиная, с какой цены, вы будете покупать товар, заручаясь свидетельством посредника?» Естественно, что чем цена товара покупаемого с глазу на глаз выше, тем выше индекс доверия и уровень социального капитала. Этот вопрос не столь абстрактен нежели «Доверяете ли вы людям?», и поэтому может дать оценку с меньшей погрешностью.
§2 Особенности функционирования некоммерческого сектора
Формальные и неформальные гражданские объединения берут на себя функции создания благ (широкого спектра «услуг» своим членам и другим людям: общественных, клубных – только для членов, пользы для отдельных людей, потребление которых имеет существенные положительные внешние эффекты), которые аппарат власти и бизнес или не видит, или не в состоянии производить.
Самоорганизация позволяет распределить усилия между членами группы, для каждого участника возникает экономия на издержках – моральных, материальных, временных и т.д.
Формальные организации и их объединения позволяют усилить позиции их членов при взаимодействии с государственными и негосударственными органами, стать участниками общественного контроля действий власти, как исполнительной (местной администрации), так и законодательной (местных депутатов). При этом появляется возможность влиять на принимаемые решения.
Помимо основного «продукта», в рамках сообщества создается и побочный. Это доверительные связи, которые устанавливаются между членами группы. Помимо основного производственного процесса они начинают работать через формирование доверия на снижение издержек, устранение барьеров и в других сферах (на рынке труда, в кредитно-финансовой сфере, сфере услуг). Главную роль здесь начинает играть взаимный доступ к ресурсам друг друга;
В процессе функционирования объединений и формирования доверительных связей формируются нормы и правила взаимодействия, причем не только внутри объединений, но и между ними (идет процесс накопления социального капитала). В результате создается основа для возникновения и развития системы местного самоуправления.
Деятельность групп самоорганизации позволяет уменьшить дефицит правил и организаций, необходимых для успешного функционирования и развития всех компонентов гражданского общества (коммуникации, выражение общественного мнения, репутации, социальные и гражданские технологии).
Особую роль группы самоорганизации играют в создании такого специфического общественного блага как местное сообщество. Его формирование осуществляется в результате целого ряда процессов, которым способствуют или которые инициируют гражданские объединения. Речь идет о таких процессах, как:
создание и развитие института самопомощи и взаимопомощи;
формирование доверительных связей и норм взаимодействия и накопление на их основе различных форм социального капитала;
развитие горизонтальных коммуникационных сетей, одна из функций которых преодоление информационной асимметрии в гражданском обществе;
создание системы сигналов о назревающих проблемах в целях мобилизации самого сообщества и привлечения внимания властного аппарата;
разработка механизмов выражения общественного мнения и доведения его до власти в (формирование общественного заказа);
вовлечение граждан в процесс решения проблем, который может осуществляться путем мобилизации общественных ресурсов, а также путем переговоров с властями.[11]
В последнее время отношение к деятельности общественных организаций и самоорганизованных групп меняется. Все более становится ясно, что они выполняют многообразные общественные функции.
Система государственной статистики мало подходит для описания направлений деятельности некоммерческих организаций.
Информация о работе Некоммерческий сектор и пути повышения его эффективности