Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 15:41, курсовая работа
Происходящая смена общественного строя России и становление рыночной экономики резко обострили широкий круг социально-экономических проблем, связанных с социальной защитой и удовлетворением социальных потребностей населения.
Введение
Глава 1. Содержание некоммерческого сектора экономики
§1 Природа некоммерческого сектора и его роль в становлении гражданского общества
§2 Особенности функционирования некоммерческого сектора
§3 Взаимодействие государственного, муниципального, частнопредпринимательского и некоммерческого секторов
Глава 2. Эффективность некоммерческого сектора экономики и пути её повышения в современной экономике России
§1 Оценка эффективности функционирования некоммерческого сектора в России
§2 Пути повышения эффективности некоммерческого сектора
§3 Источники средств для развития некоммерческих организаций
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
Кафедра экономической теории и национальной экономики
Некоммерческий сектор и пути повышения его эффективности
Курсовая работа
Выполнила:
студентка IV курса экономического факультета
отделения национальная экономика 463 группы
Писарева Екатерина Юрьевна
Научный руководитель:
доцент экономических наук, профессор
Орехова Елена Анатольевна
Саратов 2008 год
Содержание
Введение
Глава 1. Содержание некоммерческого сектора экономики
§1 Природа некоммерческого сектора и его роль в становлении гражданского общества
§2 Особенности функционирования некоммерческого сектора
§3 Взаимодействие государственного, муниципального, частнопредпринимательского и некоммерческого секторов
Глава 2. Эффективность некоммерческого сектора экономики и пути её повышения в современной экономике России
§1 Оценка эффективности функционирования некоммерческого сектора в России
§2 Пути повышения эффективности некоммерческого сектора
§3 Источники средств для развития некоммерческих организаций
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Происходящая смена общественного строя России и становление рыночной экономики резко обострили широкий круг социально-экономических проблем, связанных с социальной защитой и удовлетворением социальных потребностей населения. Решение этих проблем возможно при условии взаимодействия трех направлений развития социальной сферы и социальной среды:
• эффективной деятельности государства по обеспечению основных государственных гарантий для различных (в первую очередь социально уязвимых) слоев населения;
• роста предпринимательской деятельности и конкуренции предпринимательских структур по оказанию широкого спектра социальных услуг;
• становления и усложнения структуры негосударственного некоммерческого сектора экономики, являющегося неотъемлемой частью гражданского общества и представляющего собой совокупность хозяйственных или управленческо-хозяйственных форм самоорганизации населения.
В настоящее время каждое из этих направлений в отдельности и все они взятые вместе не создают достаточных предпосылок для формирования в стране благоприятной, а, следовательно, и стабильной социальной среды. Но наименьшее воздействие на решение данной проблемы оказывает некоммерческий негосударственный сектор в силу его неразвитости и структурной несформированности. Причины этого заключаются в состоянии самого гражданского общества.
В силу особенностей существовавшей в России государственной общественной системы и радикально-либеральных методов реформирования общественного устройства процесс формирования в стране гражданского общества проходит очень трудно и болезненно. Пока создается лишь каркас гражданского общества. С большим трудом и очень противоречиво началось становление местного и общественного самоуправления населения. А при отсутствии системы реального самоуправления многие звенья гражданского общества (в первую очередь различные способы и формы хозяйственной самоорганизации населения) оказываются очень слабыми или не возникают вообще. Все это сдерживает становление некоммерческого негосударственного сектора. Между тем, в условиях многоукладной экономики, преобладание частной собственности и глубокой социальной дифференциации некоммерческий негосударственный сектор способен на базе самодеятельности населения ослаблять или предотвращать многие негативные социальные процессы. При решении тех или иных социальных проблем некоммерческие организации способны мобилизовать ресурсы, недоступные ни государственному, ни коммерческому сектору. Становление и эффективное функционирование некоммерческого сектора следует рассматривать, как один из незаменимых факторов стабилизации социальной, экономической, социально-бытовой и социо-культурной ситуации в стране.
Соответственно актуальным является анализ нынешнего состояния негосударственного некоммерческого сектора экономики, изучение его природы, функций, специфики, основ и конкретных механизмов взаимодействия с органами государственного управления, самоуправления и коммерческими структурами.
Исходным условием формирования некоммерческого негосударственного сектора является создание благоприятной среды для развития его разнообразных организаций. Его структуры действуют там, где деятельность коммерческих фирм нерентабельна, а государство функционирует неэффективно. Некоммерческий сектор может функционировать более эффективно, с точки зрения качества оказываемых услуг, в таких отраслях и сферах деятельности как культура, образование, здравоохранение, экология, юридическая защита и консультация, охрана труда, наука, благотворительность, обслуживание и ремонт жилья, международные отношения и помощь, физическая культура и спорт. Некоммерческие организации нацелены как на удовлетворение бытовых, духовных и иных потребностей граждан, защиту их прав и законных интересов, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, так и на производство многих видов продукции. Деятельность некоммерческих организаций, главным образом, направлена на достижение общественной пользы.
Можно сказать, что начальный этап становления некоммерческого сектора в России еще не завершен. Сформировались базовые правовые нормы, проводятся конкурсы на финансирование благотворительных и иных социальных программ, постепенно вводится система социального заказа, возникают первые связи между некоммерческими организациями и муниципальными социальными службами. Но остается слабой сеть некоммерческих организаций, которые могли бы значительно сократить бюджетные расходы в социальной сфере. Сейчас необходимо всестороннее и целенаправленное воздействие на укрепление и развитие структур некоммерческого сектора на базе социального партнерства. Несмотря на довольно слабое развитие некоммерческого сектора в России, уже сейчас очень важны анализ социально-экономических процессов, проходящих в нем, изучение ресурсов, задействованных в некоммерческом секторе, формирование и дальнейшее развитие партнерских отношений с другими секторами экономики, анализ источников финансирования. Исследования данной тематики представляется важным, как в теоретическом, так и в практическом плане. Во многом развитие некоммерческого сектора зависит от теоретических разработок и от изучения и обобщения собственного и зарубежного опыта.
Важна также степень научной разработанности. Последние годы внимание к проблеме развития деятельности некоммерческих организаций стало усиливаться. Выполнен ряд научно-исследовательских работ, но на данный момент не существует достаточно разработанной теории некоммерческого негосударственного сектора, как особого общественного феномена, не придается должного значения некоммерческим организациям. Нет доступных, проверенных, применимых в нынешней действительности нашей страны технологий управления некоммерческой организацией. Этот пробел объясняется тем, что разрабатываемая тема нова, а также тем, что значимость некоммерческих организаций не является вполне осознанной и недооценивается экономистами.
В России уже сформировалась законодательно-нормативная база по изучаемому вопросу, так Гражданский Кодекс РФ закрепляет основные нормы о некоммерческих организациях, а федеральные законы «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» детализируют эти нормы. Но, на мой взгляд, нет четких механизмов взаимодействия власти с некоммерческими организациями. Так закон «О социальном партнерстве» дает крайне узкую трактовку партнерства, в нем идет речь, главным образом, о разрешении конфликтов в сфере трудовых отношений, но отсутствуют процедуры конструктивного взаимодействия между государственным, муниципальным, коммерческим и некоммерческим секторами экономики. В то время как в Европе и в США концепция социального партнерства уже давно разрабатывается во втором аспекте. Сейчас за рубежом внедряются и успешно функционируют такие социально-экономические изобретения, как Зоны доверительного управления, чековая система финансирования, у нас же такие категории не изучены и нигде не закреплены.
Цель исследования состоит в изучении природы и особенностей некоммерческого сектора в России, как института гражданского общества, характера его взаимодействия с государственным, муниципальным и коммерческим секторами экономики; условий и путей становления и развития некоммерческого сектора в России и производства социальных услуг.
Эта цель предопределила постановку следующих задач:
• провести анализ места и роли некоммерческого сектора в многоукладной экономике;
• раскрыть особенности производства услуг в некоммерческом секторе экономики, определить основные факторы, предопределяющие возможности его развития;
• выявить новые социально-экономические технологии, повышающие эффективность функционирования некоммерческого сектора;
• определить принципы и способы взаимодействия муниципальных социальных служб и некоммерческих организаций, поддержки некоммерческих организаций со стороны властных структур;
• изучить и систематизировать источники финансирования некоммерческих организаций;
• сформировать конкретные выводы и предложения, которые могли бы способствовать дальнейшему развитию некоммерческого сектора.
Объектом исследования является некоммерческий сектор как институт гражданского общества в его взаимосвязи с другими секторами экономики. Предметом исследования являются социально-экономические аспекты становления некоммерческого сектора в рыночной экономике и экономике переходного типа.
Глава 1. Содержание некоммерческого сектора экономики
§1 Природа некоммерческого сектора и его роль в становлении гражданского общества
Использование в 90-е годы прошлого века радикально-либеральных доктрины и методов социально-экономических перемен в России, направленных на быстрый переход к доминированию рыночных отношений и частной собственности вместе с демонтажем огосударствленной общественной системы, сопровождалось глобальным общественным кризисом, экономическим развалом, переделами частной собственности, криминализацией экономики, резкой социальной дифференциацией, падением жизненного уровня большей части населения. Эти обстоятельства поставили в центр внимания экономической науки и хозяйственной практики вопросы становления эффективных рыночных механизмов и рыночной инфраструктуры, развития предпринимательства и формирования предпринимательских структур в реальном секторе, нахождение меры и рациональных форм государственного регулирования рыночных процессов, предотвращение реальной угрозы установления экономического и политического господства олигархического капитала.
На этом фоне в тени оказалась разработка теоретических и практических вопросов такого направления развития общественных отношений, как становление и рост социальных взаимодействий населения и различных форм его самоорганизации на некоммерческой основе в целях удовлетворения разнообразных потребностей (прежде всего социальных и социально-бытовых) и обеспечение рационального использования потенциала территорий и поселений.
Между тем мировой опыт свидетельствует, что данное направление развития общественных отношений приводит не просто к возникновению различного рода некоммерческих организаций, но и становления достаточно весомого некоммерческого сектора экономики, позволяющего на базе использования социального ресурса (социальных взаимодействий, инициатив и т.п.) мобилизовать экономические ресурсы (материальные, финансовые и интеллектуальные) и обеспечить приращение экономических благ (прежде всего, в форме социальных, социально-бытовых, организационных услуг и управленческих решений). Данный сектор является одной из основополагающих и неотъемлемых структур гражданского общества. Современное состояние российского общества, характеризуется быстрым ростом доли рыночных и коммерческих социальных, коммунальных и бытовых услуг. Рост их дороговизны при низком уровне доходов основной части населения страны естественно обуславливает насущные потребности в становлении и расширении некоммерческого сектора. Однако реальное развитие некоммерческих организаций идет медленно, носит фрагментарный характер, а некоммерческий сектор в экономике страны не сложился так же, как не сформировалась совокупность отношений и структур гражданского общества. В этом заключается парадоксальность российской ситуации, которая объясняется рядом взаимосвязанных обстоятельств.
Развитие и функционирование некоммерческого сектора и его структурных образований - результат реализации весьма сложных явлений и процессов. Потребности в определенных услугах или продуктах, удовлетворять которые рациональнее на базе некоммерческой деятельности, порождают определенную заинтересованность во взаимодействии соответствующих групп людей, способных производить и предоставлять такие услуги и пользоваться ими. Но для того, чтобы социальное взаимодействие состоялось, необходимо доверие в отношениях между людьми, которое может возникнуть на почве, во-первых, постоянства взаимосвязей (общность места проживания, места трудовой деятельности и т.п.), во-вторых, стабильности экономической и социальной ситуации (в том числе на данной территории), в-третьих, знания ресурсных (материальных, финансовых, интеллектуальных и других) возможности партнеров, то есть их социальной открытости. Если говорить о нынешней России, то потребность в социальном взаимодействии, безусловно, есть, но отмеченных условий его становления в широких масштабах явно не хватает. Социальное взаимодействие на базе доверия как устойчивое явление, порождаемое необходимостью удовлетворения потребностей людей в экономических и социальных благах, является социальным капиталом, то есть первоисточником, побуждающей силой возникновения различных организационных форм хозяйственной самодеятельности и самоорганизации людей. Социальный капитал - это первооснова развития некоммерческой деятельности и некоммерческих организаций. Без него на некоммерческой основе не могут быть задействованы любые виды материально-ресурсного потенциала. Соответственно, в системе понятий, отражающих сущность некоммерческих отношений и структур, он занимает центральное место. Для того чтобы социальный капитал был приведен в действие и материализовался, необходимо четкое определение цели, способов и ожидаемых результатов его использования, т.е. нужна общественная инициатива, которая и является первой стадией реализации социального капитала. В свою очередь претворение социальной инициативы в жизнь предполагает нахождение формы самоорганизации людей, т.е. создание той или иной некоммерческой организации (НКО), в рамках которой, в случае ее успешного функционирования, социальный капитал используется, воспроизводится и наращивается.
Информация о работе Некоммерческий сектор и пути повышения его эффективности