Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 21:02, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть пути повышения эффективности налоговой системы в РФ.
Поставленная цель обусловила необходимость решения в процессе исследования следующих задач:
- определить понятие и эффективность налоговой системы;
- изучить налоговое законодательство России: становление и основные принципы;
- провести анализ налоговой системы в РФ;
- выявить перспективы совершенствования налоговой системы.
Введение
Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена и было неплохо организовано. На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Ни
одно государство не может существовать
без налогов. За счет налоговых взносов,
сборов, пошлин и других платежей, формируются
финансовые ресурсы государства. Налоги
обеспечивают реализацию социальной,
экономической, оборонной и других функций
государства. Они идут на содержание государственного
аппарата, армии, правоохранительных органов,
финансирование образования, здравоохранения,
науки. Из собранных в виде налогов средств
государство строит школы, высшие учебные
заведения, больницы, детские дома, государственные
предприятия; платит зарплату преподавателям,
врачам, государственным служащим, стипендии
и пенсии. Часть средств идет на социальные
пособия пожилым и больным людям, защиту
здоровья матери и ребенка, окружающей
среды и т.д.
Таким образом, хотя налоги чаще вызывают
возмущение, чем одобрение общества, без
них ни одно государство существовать
не сможет.
Актуальность исследования данной темы заключается в том, чтобы показать, насколько важна эффективная налоговая система для обеспечения социальной, экономической, оборонной и других функций государства.
Объектом исследования данной темы являются общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения.
Предметом исследования являются методы и принципы регулирования налоговой системы, а также законодательные акты в сфере налогообложения.
Цель работы - рассмотреть пути повышения эффективности налоговой системы в РФ.
Поставленная цель обусловила необходимость решения в процессе исследования следующих задач:
- определить понятие и эффективность налоговой системы;
-
изучить налоговое
-
провести анализ налоговой
-
выявить перспективы
Методологическую основу данного исследования составляют: общенаучные, частные и специальные методы познания, в том числе диалектический, сравнительно – правовой, формально – логический, системный, метод анализа и обобщения законодательства и практики его применения.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные научные труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области.
Источниковую основу исследования составляют: официальные документы, результаты практических исследований видных отечественных авторов.
Структура
работы. Работа состоит из введения,
основной части состоящей из трех глав:
«Теоретические основы налоговой системы»,
«Анализ налоговой системы РФ», «Пути
повышения налоговой системы РФ» и
заключения. В первой главе описаны теоретические
основы налоговой системы. Во второй главе
речь пойдет о функционировании налоговой
системы. В третьей главе описаны предложения
по совершенствованию налоговой системы
РФ.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
Налоговая система - сложное эволюционирующее социальное образование, тесно связанное с развитием государства и экономики. Для любой системы налогообложения характерно более или менее точное соответствие действующей экономической системе. Система налогообложения - главный инструмент перераспределения финансовых средств; для ее эффективного функционирования необходимы определенные условия, прежде всего стабильность общей экономической политики. Налоговая система является частью финансовой системы и может действовать целенаправленно только в том случае, если имеются государственные программы, четко определяющие приоритеты промышленной и научно-технической политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Итак, различают следующие элементы налоговой системы:
1) совокупность налогов и сборов;
2) налоговое законодательство;
3) формы осуществления налогового контроля;
4) принципы построения налоговой системы.
Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов совокупность налогов, которая требует упорядочения и классификации - группировки по их видам. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов; субъект - налогоплательщик; характер применяемых ставок; источник и объект налогообложения; орган, устанавливающий налоги; порядок введения налога; уровень бюджета, в который зачисляется налог; целевая направленность налога; другие признаки.
Налоговая система Российской Федерации согласно ст. 12 НК РФ включает в себя три вида налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы.
Налоговую систему нельзя сводить только к видам налогов и их характеристике. Это понятие намного шире. Налоговая система охватывает наряду с совокупностью видов налогов и налоговых ставок свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, структуру и функции государственных налоговых органов, принципы построения налоговой системы.
Налоговая система формируется на основе воспроизводственного принципа. Механизм налогообложения должен обеспечить оптимальное соотношение всех фаз воспроизводственного процесса, их динамику в определенной системе пропорций, отражающих специфику каждого этапа развития экономики. При этом должно предусматриваться налоговое воздействие государства на перелив капиталов между различными сферами и видами деятельности, что будет выражаться прежде всего в создании оптимальной структуры экономики, соответствующей потребностям рыночного спроса. Налоговые ставки необходимо дифференцировать по фазам общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления.
Безусловно, налоговые системы разных стран отличаются
одна от другой, ибо они исторически складывались
под влиянием неодинаковых экономических,
политических и социальных условий. Различия
заключаются в составе применяемых налогов
и сборов, их структуре, способах
взимания, уровнях ставок, расчетах налоговой базы, составе и порядке
предоставления льгот, фискальных полномочий различных уровней власти,
законодательных процедур налогообложения и, наконец, приверженности государственной власти той или иной концепции
экономического развития и регулирования.
Вместе с тем есть общие свойства, присущие любой налоговой системе. Таковыми являются:
направленность налогообложения на увеличение доходов государства и обеспечение сбалансированности бюджета;
приверженность общепринятым принципам
экономической теории о равенстве, справедливости
и эффективности налоговых платежей; устранение двойного
налогообложения
на разных стадиях продвижения товаров
на рынок или на разных уровнях
административного управления; определенная
ориентация налоговых
льгот по отдельным налогам
с учетом приоритетов экономической и фискальной политики.
1.2.Эффективность
налоговой системы
Научно доказано, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но за тем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков или разорятся, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы. Кроме того, тот налогоплательщик, который нашёл реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к «старому» уровню налогового изъятия, уже не будет платить налогов в полном объёме.
В этой связи проблема оптимальной налоговой нагрузки на налогоплательщика играет важную роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства – как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.
Зависимость между усилением налогового гнета и суммой поступающих в государственную казну налогов ещё в начале второй половины XX века вывел профессор А. Лаффер, построивший параболическую кривую, получившую в дальнейшем название «Кривая Лаффера» (см. рис.1).
На
рисунке отчётливо видно, что
рост налоговых ставок только до определённого
предела ведёт к
Необоснованное увеличение налогового бремени, согласно А. Лафферу, является первопричиной развития теневого сектора экономики. Именно А. Лаффер обосновал, что только снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость. Рост доходов в бюджет в этом случае осуществляется не за счет нагнетания налогового бремени на товаропроизводителей, а за счёт увеличения производства и расширения на этой основе налогооблагаемой базы. Вместе с тем, «кривая А. Лаффера» (рис. 1) лишь показывает указанную зависимость, но не дает четкого представления о предельно допустимой величине налоговых изъятий в бюджет страны. Эта величина не может быть постоянной и достаточно точной, в немаловажной степени её уровень зависит от финансового состояния налогоплательщиков в конкретной стране, от состояния экономики этой страны в целом.
Информация о работе Пути повышения эффективности налоговой системы в РФ