Монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Работа содержит 1 файл

1-ая курсовая.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

    

     Рисунок 3 демонстрирует различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции. Линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.

     Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить  объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть покупателей уйдет к  конкурентам и цена установится  на уровне P1. Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель рассчитывает производить Q`4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4.

     Рассматривая  монопольно конкурентную фирму, действующую на отрезке Q2Q3, становится очевидно, что поведение этой фирмы, ставящей перед собой цель максимизацию прибыли, в краткосрочном периоде идентично поведению монополиста (Рисунок 5.).

     б)   Краткосрочный период. Прибыли и убытки

     В краткосрочном периоде фирма  будет максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки), производя объем продукции, обозначенный пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки.

     Фирма, производя выпуск объема Q1 и назначая цену P1 способна получить монопольную  прибыль, если конечно P1>P` (Рисунок 5.). В этом случае ее прибыль характеризуется закрашенным прямоугольником (как и в противном случае (Рисунок 4.) может нести убытки, которые она способно минимизировать в соответствии с той же формулой (10). В этом случае P1<P`).

    

       Таким образом, фирма при монополистической конкуренции в коротком периоде ведет себя как монополист, стремясь максимизировать прибыль (минимизировать убытки).

      в)   Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность.

     Однако  на рынке монополистической конкуренции это долго продолжаться не может.

     В случае получения прибылей в краткосрочном периоде (Рисунок 5 и Рисунок 6а) можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, поскольку вхождение в отрасль является относительно простым. Что приведет к увеличению предложения. Когда новые конкуренты войдут в отрасль, кривая спроса, с которым сталкивается типичная фирма, сдвинется влево, потому что в этом случае каждая фирма станет обладать меньшей долей совокупного спроса и конкурирует с большим числом продуктов, представляющих собой близкие заменители. Это в свою очередь приводит к исчезновению экономических прибылей. Когда кривая спроса является касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т.е. безубыточна. При объеме производства равном Q, фирма достигает состояния равновесия (Рисунок 6в.). Любое отклонение от этого объема повлечет за собой возникновение средних издержек, которые превысят цену производства и, следовательно, приведут фирму к убыткам. Более того, в ходе конкуренции исчезают экономические прибыли и стимул для вхождения в отрасль большего числа фирм.

    

      Когда в отрасли  наступает краткосрочный период убытков (Рисунок 6б), некоторые фирмы  постепенно покидают отрасль. Столкнувшись с меньшим количеством продуктов-заменителей и увеличившейся долей совокупного спроса, выжившие фирмы видят, что их убытки прекращаются и постепенно уступают место нормальной прибыли. [8, c.36]. 
 

      
 
 
 
 
 

       
 

     (Для простоты мы предположили постоянство цен; смещение ценовых кривых, по мере того как фирмы приходят и уходят, слегка бы усложнило рассмотрение вопроса, но не изменило бы выводов).

     Таким образом, для фирм, действующих при монополистической конкуренции, в долгосрочном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или к возникновению безубыточности. Эти тенденции, основанные на наличии свойств «чистых конкурентов» и «чистых монополистов», и определяют цены и объемы производства в рассматриваемых нами условиях.

     3.   Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность.

     а)   Эффективность экономики.

     Экономическая эффективность – отношение между затратами редких ресурсов и производимым в результате их использования объемом товаров или услуг.

     Эффективное использование ограниченных ресурсов требуется соблюдение двух условий: эффективности распределения ресурсов и эффективности производства.

     Для достижения эффективность распределения ресурсов они должны быть распределены между фирмами и отраслями таким образом, чтобы обеспечить производство определенного ассортимента продуктов, которые более всего нужны обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно как-либо изменить структуру совокупного продукта, чтобы при этом получать чистую выгоду для общества.

     Эффективность производства – требует, чтобы каждый товар, входящий в этот оптимальный ассортимент продуктов (достигаемый при эффективном распределении ресурсов), производился наименее дорогостоящим способом.

     С целью определить, эффективна или неэффективна экономика монопольного конкурента определим критерии ее эффективности и обратимся к экономикам совершенного (чистого) конкурента и монополиста, которые являются предельными типами и оказывают определяющие значение на промежуточный тип – монополистическую конкуренцию (Рисунок 1).

     б)   Чистая конкуренция и эффективность.

     Экономисты придерживаются единого мнения, что чисто конкурентная экономика представляет собой наиболее эффективный способ использования ограниченных (редких) ресурсов общества. В экономике конкурентных цен ограниченный объем ресурсов, которым располагает общество, распределяется таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности потребителей.

      Чтобы лучше понять как условия эффективности выполняются при совершенной конкуренции рассмотрим сначала эффективность производства.

     Условие эффективности производства – цена равна минимуму средних общих издержек.

     Р = min(AC) (2)

      В долгосрочном периоде конкуренция вынуждает фирмы производить такой объем продукции, который приходится на точку минимума средних общих издержек, и устанавливать такую цену, которая соответствует этим издержкам. Это, очевидно, наиболее предпочтительная ситуация для потребителей. Она означает, что фирма должна использовать наилучшую технологию из доступных, иначе она не выживет в конкурентной борьбе. Другими словами, в производстве любого данного количества продукта используется минимум ресурсов.

     Условие эффективности распределения ресурсов – цена равна предельным издержкам. Конкурентное производство любого набора товаров не обязательно означает эффективное распределение ресурсов. Денежная цена любого продукта – продукта X – есть общественная мера, или показатель, относительной предельной ценности этого продукта. Другими словами, цена отражает предельную выгоду извлекаемую из продукта. Точно так же, вспомнив понятие альтернативных издержек, можно сказать, что предельные издержки производства продукта Х служат мерой стоимости, или относительной ценности, других продуктов, которые можно было бы произвести из ресурсов, используемых на изготовление дополнительной единицы продукта Х. То есть ценой продукта оценивается предельная выгода, или удовлетворение, которые общество получает от дополнительной единицы продукта Х, а предельные издержки производства продукта Х показывают, каким количеством других продуктов жертвует общество, используя ресурсы для получения дополнительного количества продукта Х (т.е. каковы общественные издержки такого использования ресурсов).

     Монополистически  конкуренция и эффективность.

     Обращаясь к вышесказанному, вспомним, что  экономическая  эффективность требует выполнения тройного равенства

     Р = min(AC) = MC на основании (2) и (3).

     Монополистически  конкурентная фирма, с точки зрения экономической эффективности, больше походит на монополиста. Так же как и для монополиста

    Р = MC (3) для нее не выполняется тройное равенство, определяемое (2) и (3). Однако конкуренция вносит свои коррективы. Если монополист может получать долгосрочную прибыль, то у монополистического конкурента, как уже отмечалось выше, дела обстоят по-другому.

     Из-за несовпадения точки долгосрочного  равновесия с точкой минимума средних затрат вытекает следующее:

     • структура монополистической конкуренции заставляет покупателей переплачивать за товар. Плата за дифференциацию товара равна разнице между равновесной ценой, устанавливаемой при монополистической конкуренции, и ценой при совершенной конкуренции; [12, c.36].

     • при монополистической конкуренции устанавливается объем меньший, чем объем производства при совершенной конкуренции;

     • тат как в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, то найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу продукции товара больше, чем были бы затраты фирмы. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Однако увеличение выпуска сократит прибыли фирмы, поэтому они не будут этого делать.

     Таким образом, чем выше степень дифференциация товара, тем более несовершенна конкуренция  на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. И тем более монополистический конкурент похож на монополиста. И наоборот, чем больше степень взаимозаменяемости продукции, тем более монополистический конкурент похож на совершенного конкурента. Но в любом случае, при рассмотрении монополистической конкуренции, речь идет о неэффективной экономике.  [12, c.36]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ   ПРОДУКТОВ

     Предлагается  подход к изучению рынков информационных продуктов, основанный на введении эндогенных переменных качества в микроэкономические модели спроса и предложения. В категорию "информационный продукт" (в узком смысле) включаются любой продукт или услуга, допускающие алфавитно-цифровое кодирование и доставку потребителю в электронной форме по сетям или на твердых носителях. Информационными продуктами являются, в частности, программное обеспечение, компьютерные игры, базы данных. Свойства информационных продуктов могут приобретать произведения литературы и искусства. Нас интересуют особенности формирования спроса на информационные продукты, специфика структуры издержек производства, а также характерные особенности конкуренции и монополистического поведения фирм. формирующих рынки этих продуктов.

    Согласно  неоклассической теории спроса, потребительская корзина формируется на основе сопоставления полезностей и цен продуктов. При этом качество продуктов в явном виде не рассматривается. а в неявном виде оно представлено полезностью с точки зрения потребителей. В то же время решения потребителя приобрести продукцию высоких технологий вообще и информационных продуктов, в частности, основано, помимо собственно цен, как раз на сопоставлении цен и векторных характеристик качества. В работе рассматривается простая логика агрегирования вектора качества в скаляр, который затем, наряду с ценой, включается, а функцию спроса в качестве независимой переменной. С точки зрения производителя информационного продукта, качество рассматривается как монотонно возрастающая функция издержек на производство первой копия этого продукта. Отличительной чертой информационных продуктов являются пренебрежимо маленькие предельные издержки производства последующих копий по сравнению с издержками на первую. Все сказанное выше определяет особенности рынков информационных продуктов, являющиеся причиной особых форы конкуренции, а требующие специфических моделей. В качестве примеров рассматриваются два специальных случая.

    Первый  получен в результате модификации  неоклассической модели монополистической конкуренции. Именно эта модель наиболее точно описывает рынки высоких технологий. Она объясняет, как краткосрочное лидерство завоевывается путем выпуска нового вида продукции, а как это лидерство утрачивается. Введение в традиционную модель переменной качества, а также предположения о нулевых предельных издержках позволят анализировать условия выживания и конкурентоспособности фирм в специфических условиях монополистических рынков информационных продуктов.

    Во  втором случае рассматривается монополист информационного продукта на рынке с ограниченным (не растущим) числом потребителей. После того как основная масса потенциальных потребителей приобрела продукт, перед производителем встает вопрос, что сделать, чтобы поток доходов от продаж не прерывался. Разумеется, один из путей - освоение рынков других продуктов. Мы же рассматриваем другой путь - выпуск (и маркетинг) новой версии существующего продукта, что является обычной практикой на рынках программного обеспечения. Этот путь, однако, приводит к конкуренции производителя с самим собой: новая версия конкурирует со ста рой версией того же продукта. Потребители будут покупать новую версию, только если увидят в ней такие новые качественные характеристики, за которые готовы заплатить. Рассматриваемая применительно к этому случаю модель позволяет дать аналитическое объяснение тому факту, что существуют экономические ограничения снизу я сверху на "прирост" качественных характеристик, а новой версия информационного продукта по сравнению с предыдущей. Это, в частности, может служить объяснением причины ограниченности качества программного обеспечения такого монополиста, как “Microsoft”.

Информация о работе Монополистическая конкуренция