Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа
Цель работы – понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди остальных рыночных структур, в чем ее сходство и различие с ними. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и какими могут быть последствия монополистической конкуренции для общества.
Введение 3
Глава I. Понятие конкуренции. 5
1.1. Сущность и виды конкуренции. 5
1.2. Общие принципы поведения фирмы на рынке. 14
Глава II. Конкуренция в условиях монополистического производства. 20
2.1. Виды конкуренции в условиях монополистического производства: соперничество, неценовая конкуренция, реклама. 20
2.2. Неэффективность монополистической конкуренции. 31
Заключение 34
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
Глава I. Понятие
конкуренции.
1.1. Сущность
и виды конкуренции.
1.2. Общие принципы
поведения фирмы на рынке.
Глава II. Конкуренция в условиях монополистического производства. 20
2.1. Виды конкуренции
в условиях монополистического
производства: соперничество,
неценовая конкуренция, реклама.
2.2. Неэффективность
монополистической конкуренции.
Заключение
Список использованной
литературы
Введение.
Данная работа написана на тему «Монополистическая конкуренция».
Совершенная конкуренция и абсолютная монополия – это теоретические модели, служащие для анализа экономических явлений. Если такие рынки и существуют, то они представляют собой скорее исключение, чем правило. Наблюдаемые в реальной жизни рыночные структуры находятся между этими крайними типами организаций рынка и обладают, хотя и в разной степени, качествами, присущими им обоим. Один из таких рынков – рынок монополистической конкуренции, где множество продавцов конкурируют за объем продаж.
Первым в экономическую теорию
понятие «монополистическая
Актуальность
данной темы вызвана в первую очередь
тем, что подавляющее большинство
реальных рынков представляют собой
рынки несовершенной
Цель работы – понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди остальных рыночных структур, в чем ее сходство и различие с ними. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и какими могут быть последствия монополистической конкуренции для общества.
Работа
состоит из введения, двух глав и
заключения. В ней рассмотрены
следующие вопросы: Сущность и виды
конкуренции; Общие принципы поведения
фирмы на рынке; Конкуренция в условиях
монополистического производства; Виды
конкуренции в условиях монополистического
производства; Неэффективность монополистической
конкуренции.
Глава I. Понятие конкуренции.
1.1. Сущность и виды конкуренции.
Действующее законодательство РФ (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках) дает следующее общее определение конкуренции:
Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Честная и открытая конкуренция выгодна всем — потребителям, производителям и обществу в целом.
Потребителю конкуренция обеспечивает следующие выгоды:
• потребитель может выбрать, что, у кого и по какой цене покупать;
• потребитель становится относительно свободным от производителя;
• потребитель вынуждает производителя заботиться о повышении качества товара и снижении его цены.
Производителю конкуренция обеспечивает следующие выгоды:
• возможность выбора вида бизнеса и свободного перемещения капитала в избранную сферу экономики;
• максимизацию прибыли за счет опережения конкурентов в эффективности использования факторов производства, в улучшении качества товара и в снижении цены на него;
• каждый производитель сам является покупателем производственных ресурсов, поэтому конкуренция между его потенциальными поставщиками позволяет ему осуществлять наиболее экономичные издержки производства.
Рыночная экономика представляет собой совокупность рынков, степень конкурентности которых не одинакова.
По степени развития конкуренции выделяют следующие основные типы рынка:
1. Рынок совершенной конкуренции;
б) олигополию; в) монополию.
На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действуют множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.
При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти
ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.
Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных, разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя, степень несовершенства высокая.
Модель рынка совершенной конкуренции основана на четырех основных условиях (рис. 1.1).
Рис.1.1.
Условия совершенной
Для того, чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны быть однородны, то есть продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы.
Условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.
При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. На рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей.
При этом совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» решений отдельных продавцов или покупателей понизить или повысить объемы потребления, совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) очень малы по сравнению с совокупным объемом рынка.
Например, если один из бесчисленных газетных ларьков в Москве закроется, столичный рынок СМИ не станет более дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишки данной продукции, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».
Однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.
При совершенной конкуренции каждая отдельная фирма-продавец «получает цену», или является ценополучателем (price-taker).
Оказывать влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в согласии.
Еще одним условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. Это означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.
В условиях совершенной конкуренции фирма принимает рыночную цену, т.е. цена является заданной величиной. Объемы производства фирмы никак не повлияют на рыночную обстановку и этот заданный уровень цены не будет меняться с увеличением или уменьшением выпуска продукции.
В таких условиях кривая спроса на продукцию фирмы будет выглядеть как горизонтальная линия (рис. 1.2.) Выпустит ли фирма 10 единиц продукции, 20 или 1, рынок поглотит их по одной и той же цене Р.
P
TR
D=P=MR=AR
a
Рис. 1.2. Кривые спроса и общего дохода для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции.
С экономической точки зрения линия цены, параллельная оси абсцисс, означает абсолютную эластичность спроса. В случае бесконечно малого снижения цены фирма могла бы расширять до бесконечности свои продажи. При бесконечно малом повышении цены продажи предприятия были бы сведены к нулю.
Критерий совершенной конкуренции - наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы. Выполнение данного критерия определяет для фирмы закономерности получения дохода.
Доходом (выручкой) фирмы называют платежи, поступающие в ее пользу при реализации продукции. Экономическая наука подсчитывает доход в трех разновидностях. Общим доходом (TR) называют всю сумму выручки, которую получает фирма. Средний доход (АR) отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции, или: общий доход, деленный на число реализованных продуктов. Предельный доход (МR) представляет собой дополнительный доход, полученный в результате продажи последней из реализованных единиц продукции.
Вследствие выполнения критерия совершенной конкуренции устанавливается равенство между средним доходом, предельным доходом и ценой (АR=МR=Р). Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и предельной выручки.
Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция («невидимая рука» рынка) действует на них несовершенно. Например, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы.
Предпосылками несовершенной конкуренции являются:
1) значительная доля рынка у отдельных производителей;
Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Например, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.