Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:07, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Введение
Проблемы
монополизации хозяйственной
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:
• чистую конкуренцию;
• чистую монополию;
• монополистическую конкуренцию,
• олигополию;
Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.
Все продавцы на рынке будут совершенными, если:
1. каждый их них мал относительно рынка в целом;
2. продукция является однородной;
3. покупатели хорошо информированы о ценах продавцов;
4.продавцы действуют независимо друг от друга;
5.фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других.
Так
как монополия оказывает
Полезно время от времени проводить различие, сравнение и взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ
КОНКУРЕНЦИЯ - тип отраслевого рынка,
на котором существует достаточно много
продавцов, продающих дифференцированный
продукт, что позволяет им осуществлять
определенный контроль над продажной
ценой товара (или услуги). На рынке монополистической
конкуренции действует относительно большое
число продавцов, каждый из которых удовлетворяет
небольшую долю рыночного спроса на общий
тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами.
При монополистической конкуренции размеры
рыночных долей фирм составляют в среднем
от 1 до 10% общего объема продаж на данном
рынке, что больше чем в условиях совершенной
конкуренции (до 1 %). Количество продавцов
обусловливает тот факт, что последние
не считаются с реакцией своих соперников,
когда выбирают объемы продаж и устанавливают
цены на свою продукцию, в отличие от ситуации
олигополии, когда на рынке одного товара
действует лишь несколько крупных продавцов.
Хотя на отраслевом рынке продаются товары
(или реализуются услуги) одного типа,
при монополистической конкуренции продукт
каждого продавца обладает уникальными
качествам или характеристиками, которые
служат тому, чтобы некоторые покупатели
предпочли его товар товару конкурирующих
фирм. Это называется дифференциацией
товара в противовес стандартизированным
товарам, характерным для совершенной
конкуренции. Уникальность товара дает
каждому продавцу определенную степень
монопольной власти над ценой: на престижные
товары (например, часы "Ролекс", ручка
"Монт Бланк", духи "Шанель")
цены всегда устанавливаются выше, чем
на аналогичные товары, не имеющие столь
знаменитой торговой марки или не столь
блестяще разрекламированные. При монополистической
конкуренции легко основать новую фирму
в отрасли или покинуть рынок - вход на
данный отраслевой рынок не затруднен
такими барьерами, какие ставят на пути
новичка монополия и олигопольные структуры.
Однако этот вход не настолько легок, как
при совершенной конкуренции, поскольку
новые продавцы часто испытывают трудности
со своими новыми для покупателей торговыми
марками. Примером отрасли с преобладанием
монополистической конкуренции могут
служить рынок женской, мужской или детской
одежды, меховых, ювелирных изделий, обуви,
мебели, безалкогольных напитков, книг,
а также рынки различных услуг - парикмахерские,
химчистки, прачечные и т.п. Таким образом,
монополистическая конкуренция похожа
на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают
способностью контролировать цену своих
товаров. Одновременно она похожа и на
совершенную конкуренцию, поскольку каждый
товар продается многими фирмами, и на
рынке существует свободный вход и выход.
[3, c.36].
1. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
Монополистическая конкуренция - это модель рынка, характеризующаяся следующими чертами:
-Наличие относительно большого числа независимо действующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции (от 1 до 10%).
-Фирмы производят товар одного и того же назначения, но обладающий особыми качествами, которые служат основанием для предпочтения их товара товару конкурирующей фирмы. Такой товар называют дифференцированным. Дифференциация осуществляется по множеству параметров, начиная от сорта, качества, торговой марки, уровня сервиса и заканчивая стилем оформления, привлекательностью упаковки, рекламой и даже местом нахождения фирмы. Дифференциация продукта, таким образом, является основой неценовой конкуренции.
За
усилением дифференциации продукции
следует повышение степени
Легкость вступления в отрасль способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм.
Назовем продукцию некоторых отраслей, относящихся к рынкам монополистической конкуренции: безалкогольные напитки; вино-водочные изделия; табачные изделия; косметика; обувь; одежда; теле- и радиотехника; бытовая техника; фирменные бытовые услуги и т. д.
Объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции зависят, с одной стороны, от монопольной власти, которой обладает каждая фирма, а с другой - от конкуренции на рынке. Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми
практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада и т. д. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д.
В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.
Большое значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.
Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, а отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-Субституты.
Как и в условиях чистой монополии, кривая спроса фирмы монополистической конкуренции имеет отрицательный наклон. Она менее эластична, чем
у конкурентной фирмы, но более эластична, чем у чистого монополиста. Степень эластичности зависит от числа конкурентов и дифференциации продукции: чем больше число конкурентов и меньше дифференциации продукции, тем монопольная конкуренция ближе к чистой.
Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью.
Однако
чистая монополия встречается
Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.
Как известно, разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.
В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:
1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.
Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.
2.
Количество фирм на рынке.
H=p12 + p22 + …….+ p12 +….+ pn2 (1)
где Н— показатель
Пример 1. Оценим степень монополизаций рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими тремя фирмами, и когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.
Индекс рыночной концентрации составит: в первом случае Н= 802+ 6,672 +6,672 + 6,672 = 6533;
во втором случае Н= 252 *4 == 2500.
В первом случае степень
3. Поведение фирм на рынке.
Если фирмы на рынке будут
придерживаться стратегии