Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:32, реферат
Данная работа ставит перед собой целью рассмотреть, как именно устанавливается равновесие на рынке монополистической конкуренции. Для этого нужно начать с рассмотрения основного признака монополистической конкуренции –дифференциации продукта. И лишь затем рассмотреть, как устанавливается равновесие для каждого продавца и для всей группы продавцов.
Введение
Глава 1. Монополистическая конкуренция :
1.1 Общая характеристика
1.2 Дифференциация продукции
1.3 Установление индивидуального равновесия
1.4 Установление группового равновесия
1.5 Многообразие условий, окружающих каждого производителя
Глава 2. Практический пример
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
Глава 1. Монополистическая конкуренция :
1.1 Общая характеристика
1.2 Дифференциация продукции
1.3 Установление индивидуального равновесия
1.4 Установление группового равновесия
1.5 Многообразие условий, окружающих каждого производителя
Глава 2. Практический пример
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
20-е годы ХХ столетия во многих отношениях были переломными, так как именно тогда само существование рыночной экономики было поставлено под вопрос. В Америке, Европе и Японии быстрыми темпами шел процесс концентрации капитала и роста монополий, от военного времени сохранилась тенденция глубокого государственного вмешательства в экономику. В послереволюционной России централизованное планирование стало всеохватывающим. Казалось, свободный рынок закончил свое существование, а при выборе между государством частных монополий и государственной монополией экономические преимущества отдавались последней как более рациональной и контролируемой.
Кризисная ситуация заставила западных экономистов заново обратиться к анализу базиса рыночного механизма, и прежде всего "чистой", т.е. совершенной конкуренции. Модель совершенной конкуренции, которую использовала неоклассическая школа, опиралась, как известно, на ряд весьма условных теоретических предпосылок. Предполагалось, в частности, что экономика является абсолютно гибкой и мобильной: имеется подвижность ресурсов, отсутствуют малейшие препятствия для перелива капитала и труда, не существует какого-либо центра экономической власти, способного ограничивать свободу хозяйственных субъектов. Многие представители западной экономической теории понимали всю условность указанных предпосылок, поэтому уже в 19 в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияние монополий на структуру рынка. Значительный вклад в развитие представлений о том, что совершенная конкуренция не отражает реальность, внес Чемберлин [1]. Он рассмотрел монополию и конкуренцию, как предельные случаи более общей теории, которые не являются закономерными. Эту теорию он назвал – «монополистическая конкуренция».
Данная работа ставит перед собой целью рассмотреть, как именно устанавливается равновесие на рынке монополистической конкуренции.
Для этого нужно начать с рассмотрения основного признака монополистической конкуренции –дифференциации продукта. И лишь затем рассмотреть, как устанавливается равновесие для каждого продавца и для всей группы продавцов.
Глава 1. Монополистическая конкуренция.
1.1 Общая
характеристика.
Главное условие овладения рынка или сутью монополий является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциацией продукта». Чемберлин по этому поводу пишет: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, а по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей»[2].
Исходя из этого, о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции». Рынки взаимосвязаны между собой, поскольку на каждом из них, не зависящие друг от друга продавцы, вынуждены взаимодействовать для реализации близкой по своему назначению продукции. При этом рынки в реальной действительности более или менее несовершенны, а «наивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно «стремиться» к равновесию, не имеет под собой оснований»[3].
В результате каждый продавец рассматривается в качестве монополиста,
формирующего собственный круг покупателей, то есть сегмент рынка, за счет обладания своим уникальным товаром, и уровень дифференциации продукта которого отражает, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на рынке монополистом. Это означает также, что реальный объем предложения товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях чистой конкуренции.
1.2 Дифференциация
продукции.
Каждый товар продавца участвующего в монополистической конкуренции чем-то отличается от изделий других. Дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части – сегменты рынка. Дифференциация продукта возникает из-за существования между ними различий:
1) Качество.
Качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к
тому, плохой
это товар или хороший. Даже
простые потребительские
самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна:
а) очищать зубы;
б) дезинфицировать полость рта;
в) укреплять эмаль зубов;
г) укреплять десны;
д) быть приятной на вкус.
и т.п.
И все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в одном свойстве продукта ведет к проигрышу в другом. Поэтому выбор приоритетов в основных потребительских качествах продукта открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся по-своему уникальны и находят своего потребителя – занимают свою нишу на рынке.
Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, то есть те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и прочее). При этом практика показывает, что на зрелом, насыщенном рынке именно дополнительные свойства определяют судьбу товаров. Это, в частности, можно легко проследить, наблюдая за зигзагами развития пореформенного рынка. «В условиях товарного голода 1991 —1992 гг. сливочное масло, если оно появлялось в продаже, обычно бывало нерасфасованным, либо в случайных упаковках ( именно в том виде, в котором поступила данная партия гуманитарной помощи). С насыщением рынка к 1997 г. типичными стали яркие упаковки из фольги с расфасовкой масла по 200, 250 и 500 г. изредка встречалась твердая и сувенирная упаковка. Производители стремились улучшить шансы реализации своей продукции за счет создания дополнительных удобств для покупателей: кому-то нужна маленькая пачка, кому-то удобней большая»[4].Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится монополистом для своей округи.
2) Мнимое качество.
Основой дифференциации продуктов могут служить даже мнимые качественные различия между ними. Давно известен, в частности, тот факт, что значительный процент курильщиков на тестовых испытаниях оказывается неспособным отличить «свою» марку от других, хотя в обычной жизни преданно покупают только ее. Следует обратить на это обстоятельство особое внимание: с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары. Главное – чтобы ему так казалось.
3) Условия и услуги.
Различия в сервисе объединяют вторую (после качества) крупную группу факторов дифференциации продукции. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения свойственен долговременный характер взаимодействия продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент покупки, но и на протяжении всего срока службы. Полный цикл сервиса включает в себя предпродажное обслуживание; сервис в момент покупки и послепродажное обслуживание. Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или вообще не выполняться). В результате один и тот же продукт, как бы разлагается на целый спектр разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам и поэтому превращающихся вроде бы в совершенно разные товары.
4) Реклама.
Во-первых, реклама проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных. Редкий потребитель, например, выберет сам правильно сорт пасты из многих сотен присутствующих на рынке. Реклама же точно адресует того, кому нравится обильная пена, к одному, того, кто страдает от кровоточащих десен, — к другому, а озабоченного желтым налетом на зубах — к третьему сорту.
Во-вторых, реклама носит просто информационную функцию. Она
является
способом предоставления информации о
наличии того или иного товара
на рынке, его стоимости и качестве.
Например, продвижение на рынок влагопоглощающих
подгузников для младенцев «
В-третьих, она способствует формированию новых потребностей.
Например,
популярный ролик рекламирует потребность
иметь «салон-шампунь и
В-четвертых, реклама создает дифференциацию продукта там, где действительной разницы между ними нет. На рынке сигарет многие качественные отличия носят мнимый характер. Так вот за мнимыми отличиями качества очень часто скрываются вполне реальные отличия в рекламной подаче товара, хотя потребитель об этом может и не подозревать. «Вряд ли кто-нибудь скажет: «Я курю «Мальборо» потому, что хочу походить на мужественного ковбоя». Но, по общему мнению экспертов, миллионам поклонников этой марки ее вкус кажется столь пленительным именно из-за подсознательного стремления отождествить себя с образом ковбоя, удачно найденного в рекламе марки»[5].
Подводя итог рассмотрения возможностей по дифференциации продукции можно отметить следующие основные принципы:
1)товары разного качества – это разные товары;
2)товары, которые кажутся потребителю разными – это разные товары;
3)товары,
продаваемые в различных
4)по-разному рекламируемые товары – это разные товары.
Дифференциация продукции обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества. Но есть и еще одна сторона. Важно уточнить одно свойство, определяющее монополистически конкурентный рынок: выход на такой рынок не блокирован никакими барьерами, за исключением препятствий связанных с дифференциацией продукции. Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но помогает защитить их от конкурентов (невозможно точно повторить тонкий вкус изысканного ликера или найти равноценный ответ на удачную рекламную компанию).
1.3 Установление индивидуального равновесия.
Для того, чтобы понять, как образуется равновесие на рынке с монополистической конкуренцией нужно рассмотреть равновесие частного производителя. В начале рассмотрим установление равновесия при неизменном продукте, то есть изменяться может только лишь цена на продукт. Так же зафиксирована, постоянством всех прочих продуктов и цен, кривая спроса DD’.
Рис. Равновесие при неизменном продукте
PP’
представляет собой кривую
экономией на масштабе). Кривая спроса будет либо пересекать кривую издержек в двух местах либо касаться её. Она не может быть ниже, так как тогда производство остановилось бы. Если условия спроса и издержек считать заданными, то, очевидно, что цена будет равна AR, при которой прибыль, то есть площадь EHRF – максимальна.
Если кривая спроса касается кривой издержек, то будет существовать единственная цена, которая не приводит к фактическому убытку. Равновесие, тогда не включает в себя никакой прибыли выше обязательного минимума (включающего нормальную прибыль предпринимателя). Легко заметить, что цена устанавливается выше, а объём производства ниже, чем это было при чистой конкуренции. Это происходит из-за того, что кривая спроса имеет наклон, а не параллельна оси.