Монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Работа содержит 1 файл

1-ая курсовая.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

     Целью представленных рассуждений является объяснение некоторых механизмов конкуренции на рынках информационных продуктов. Для этого понадобилось модифицировать стандартную микроэкономическую теорию монополистических рынков. Ключевым теоретическим нововведением стало явное включение в модель переменных качества, позволяющее провести теоретический анализ конкурентных стратегий и приводящее к полезным практическим выводам.

    В традиционной модели монополистической  конкуренции фирма достигает ограниченного монополистического положения на рынке путем выпуска нового прогрессивного продукта. Монополистическое положение на рынке кончается с освоением конкурентами и выпуском на рынок аналогичных продуктов. При этом предполагается, что у всех конкурирующих фирм - одинаковые функции издержек. Напротив, принципиальной чертой рынков высоких технологий вообще и информационных продуктов являются различающиеся между фирмами функции издержек. Предположение о разных функциях издержек позволило связать конкурентоспособность фирм с их возможностью внедрять технологические нововведения с меньшими, чем у конкурентов, затратами.

    Что касается монополии, занимающей 100% рынка определенного типа продукта, то она "конкурирует" сама с собой, т.е. с предыдущей версией своего же продукта. Это накладывает экономические ограничения сверху на качественные характеристики новой версии. Возможно, здесь кроется объяснение феномена Microsoft - компании, продолжающей добиваться феноменального финансового успеха при непрекращающихся жалобах пользователей на низкое качество ее программных продуктов. [11, c.36]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.

    Полезно время от времени проводить различия между характерными чертами совершенно конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

          Очевидно, что для того, чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

    На  несовершенно конкурентных рынках в  противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

    Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.

    С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его. 
 
 
 

Информация о работе Монополистическая конкуренция