Монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.
Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы – это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.

Содержание

Введение 3
Глава 1 «Конкуренция и ее виды»
Глава 2. Несовершенная конкуренция 11
Глава 3. Определение и условия монополистической конкуренции 19
Глава 4.Практический пример 36
Заключение 41
Литература 42

Работа содержит 1 файл

курсовик2.doc

— 496.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

Глава 1 «Конкуренция и ее виды»

Глава 2. Несовершенная конкуренция 11

Глава 3. Определение и условия монополистической конкуренции 19

Глава 4.Практический пример 36

Заключение 41

Литература 42

 

Совершенная конкуренция и монополия  – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.

     Исследование  и использование модели монополистической  конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.

     Данная  работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы – это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия  в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.

Глава 1 

     §1.1 Основные понятия. Барьеры  при вступлении на рынок.

     Спрос и предложение – важнейшие  элементы рыночного механизма, факторы  формирования цен. Они в значительной степени определяют издержки и доходы фирм, а их действие во многом зависит от различных форм рынка. В свою очередь, экономические решения фирм обуславливаются конкурентной структурой  рыночной модели, под которой понимается характер соперничества фирм, наличие у них рыночной власти, возможность влияния, прежде всего, на цену производимого продукта: чем меньше возможность отдельной фирмы оказывать конкретное влияние на рынок реализуемого товара, тем более конкурентным является рынок.

     Поведение фирмы на рынке, установление цены на продукцию и выбор объема производства зависят от типа рынка, на котором она действует. Наиболее сильным фактором, определяющим условия функционирования того или иного рынка, является степень развития конкуренции, и, как следствие, возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию. Конкуренция( от лат. concurere – конкуренция) – форма столкновения интересов субъектов рынка, их соперничества. Она представляет собой форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Выдающийся американский экономист и социолог Йозеф Шумпетер считал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

       Сущность конкуренции проявляется в ее функциях, среди которых:

    • нацеленность производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
    • стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее выживание производителей;
    • дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи – разоряются);
    • давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
    • ликвидация неконкурентоспособных предприятий( их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.)
    • стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

     Конкурентность- важная характеристика рынка, под которой  понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, а прежде всего, на его цену: чем меньше такая возможность, тем более конкурентным считается рынок. С повышением конкурентности рынка снижается потребность фирм в соревновании, а в условии совершенной конкуренции отсутствует какая-либо конкурентная борьба, поскольку в отрасли действуют множество фирм и ни одна из них не в состоянии изменить рыночную ситуацию. Следовательно, отдельной фирме нет необходимости предпринимать какие-либо меры в отношении других фирм. Иной пример – отрасль, где действуют всего несколько крупных фирм. В этом случае каждая из них способна  активно воздействовать на рынок, влиять на цену производимого товара. Конкурентность такого рынка незначительна, и фирмы ведут активную конкурентную борьбу.

     Реакция фирм отрасли на те или иные действия конкурента определяется рыночной структурой. Под рыночной структурой понимаются основные характерные черты рынка, в число которых входят: количество и размеры фирм; характер продукции; легкость входа и выхода с конкретного рынка; доступность информации; степень контроля или власти над ценой.

     Свободный вход на рынок предполагает, что  фирмы, которые только начали производить  продукцию, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами с точки зрения цен, которые им приходится платить за те или иные виды ресурсов; доступа к государственным лицензиям и т.д. Барьеры для вступления в отрасль – это легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм.

     Барьеры могут быть:

    1. законодательными (авторские права, патенты, ограничение импорта, требования по лицензированию);
    2. финансовыми (размер стартового капитала, более высокая степень заемных средств для вновь входящих в отрасль);
    3. связанные с эффектом масштаба ( снижение средних издержек с ростом производства означает, что в отрасли могут преуспеть только крупные предприятия);
    4. предполагающими контроль над важным ресурсом.

     Равный  доступ к информации предполагает, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на все виды ресурсов, необходимых для производства. Кроме того, покупатели знают все, что им необходимо знать о характеристике продукта, а все производители располагают равной информацией о производственной технологии.

     Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а так же причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм 

§1.2.Основные типы рыночных структур.

     Под типом рыночной структуры понимается совокупность условий, в которых протекает рыночная конкуренция.

     По  степени развития конкуренции экономическая  теория выделяет следующие основные типы рынка [Приложение 1]:

  1. Рынок совершенной конкуренции,
  2. Рынок несовершенной конкуренции, в свою очередь подразделяющийся на:
    1. монополистическую конкуренцию;
    2. олигополию;
    3. монополию.

     Все рыночные структуры можно условно  разделить на два типа: реальные и идеальные (абстрактные). Олигополия и монополистическая конкуренция описывают множество реально существующих рынков. Совершенная конкуренция и чистая монополия как рыночные структуры представляют собой скорее абстрактные типы рыночных структур. Это означает, что весьма нелегко встретить рынки, отвечающие критериям совершенной конкуренции. В наибольшей степени этим требованиям отвечают некоторые рынки сельскохозяйственной продукции, а также некоторые финансовые рынки. В то же время крайне трудно найти рынки, представляющие собой чистую монополию.

     Идеальные и реальные рыночные структуры играют разную роль в экономической теории. Идеальные (абстрактные) типы обладают тем преимуществом, что позволяют четко обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли. Исходя из этих ограничений, можно построить точные модели, позволяющие продемонстрировать всю совокупность альтернатив относительно объема выпуска продукции и уровня цен, а также определить оптимальный вариант выбора.

§1.3 Совершенная конкуренция.

     Совершенная конкуренция означает такое состояние  экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.

     Основоположником  основ теории совершенной конкуренции  считается английский экономист Альфред Маршал.

     Термин  «совершенная конкуренция» нередко использовался классиками и представителями неоклассического направления как синоним свободной конкуренции. Однако дискуссия, развернувшаяся еще в 20-х гг. XX-столетия (под влиянием работ П. Стаффы, в которых он доказывал, что крупные фирмы постоянно нарушают механизм свободной конкуренции и ценообразования), выявила несостоятельность гипотез, на основании которых они строили свой анализ, таким образом, теория совершенной конкуренции была подвергнута критике, что привело к пересмотру основ анализа рынков и ценообразования на них.

     Совершенную, или чистую конкуренцию, было принято  считать научной абстракцией (несмотря на присутствие некоторых ее элементов в сельскохозяйственной промышленности). Тем не менее, при изучении закономерностей рынка отдают предпочтение его анализу на основе именно совершенно конкурентной модели, т.к. совершенная конкуренция- простейшая структура рынка, своего рода образец, который не имеет наслоений и деформаций привнесенных эволюцией рыночных отношений; базовый стандарт для сравнения с более сложными структурами рынка. В силу этих причин модель совершенной конкуренции имеет высокую аналитическую значимость.

     Считается, что на рынке или в отрасли  существует совершенная конкуренция, если выполняется несколько условий.

      1. На рынке существует множество мелких фирм-продавцов, каждая из которых имеет очень небольшую долю общего выпуска товаров – менее 1% объема продаж за любой данный период времени.

      2. Продукция этих фирм стандартизирована,  или однородна, для покупателей.

      3. Существует свободный вход и выход с рынка: не существует барьеров для входа на рынок и трудностей с прекращением деятельности в отрасли.

      4. Фирмы не интересуются производственными  решениями друг друга, так как  не рассматривают деятельность  конкурентов как угрозу собственной доле продаж.

      5. Фирмы имеют равный доступ  к информации о ценах, технологий  и вероятной прибыли и соответственно способны реагировать на изменение условий перемещением применяемых ресурсов.

      На  рынке совершенной конкуренции  покупателям все равно, продукцию какой фирмы выбрать. Первые два условия гарантируют, что ни один из продавцов не может повлиять на цену продукта в силу малой доли в общем объеме продаж. Фирма не в состоянии изменить предложение продуктов на рынке так, чтобы изменилась рыночная цена. Поэтому продавцы в условиях совершенной конкуренции являются принимающими цену извне, как заданную величину. Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков или отраслей, полностью отвечающим всем признакам. Модель совершенной конкуренции можно использовать для тех рынков, на которых действует множество продавцов и их продукт стандартизирован (пшеница, рожь, скот, табак, железо, сталь и т.д.). Это делает рынки однозначно совершенно конкурентными, но, тем не менее, мы придаем понятию «совершенная конкуренция» поистине уникальное значение в экономике. Почему? Дело, прежде всего, в том, что «совершенная конкуренция» (своего рода «физика без трения») позволяет построить некую идеальную модель функционировании экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры, причем, оказывается, модель рынка совершенной конкуренции дает вполне удовлетворительно приближение к действительности для многих реальных рынков. Модель позволяет уловить существенное в предложении фирмы и выполняет функцию прогнозирования будущих событий.1

1 Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский и др.; с.129

Глава 2. Несовершенная конкуренция

     Подавляющее большинство реальных рынков – это  рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции действуют на них несовершенно. Например, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Когда какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

     Несовершенная конкуренция, как прямое противопоставление совершенной конкуренции, предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный  рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.

Информация о работе Монополистическая конкуренция