Монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Работа содержит 1 файл

1-ая курсовая.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

    Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и  обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.

    Помимо  уже рассмотренного выше эффекта  масштаба существуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди них  немалую роль играет установление препятствий  для вхождения в отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др.

    Например, для открытия коммерческого банка  в России помимо установленного минимального размера уставного фонда требуется  специальное разрешение Центрального банка РФ, получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и «добыть» относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей.

    Вместе  с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинство  российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента.

    Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в  отрасль, например, путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить свое положение на рынке.

    Законодательные барьеры для вхождения в отрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов  не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый взгляд.

       Ценовая дискриминация

    Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта  в условиях монополии. Производя  продукции меньше и реализуя ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потенциальных покупателей, которые были бы готовы приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.           

       Ценовая дискриминация может  проводиться при следующих   условиях:

      •  покупатель, приобретя продукцию,  не имеет возможности  ее  перепродать;

      • существует возможность разделить  всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную эластичность.

       Действительно, если фирма, производящая  любую продукцию,  которая может  быть перепродана, например телевизоры, холодильники, сигареты и т.п., решила  прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение  цены на эти товары для пенсионеров и сохранение ее на первоначальном уровне для всех остальных категорий населения приведет к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их перепродавать. К тому же такая ценовая политика может вызвать недовольство покупателей.

    Иная  ситуация складывается, если продукция  не может перепродаваться; сюда относятся  прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.

    Предположим, что какая-то авиакомпания  продавала 100 тыс. авиабилетов по цене 500 руб. за один билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход компании составлял 50 млн. руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам была повышена заработная плата) издержки компании возросли, и цена билета была повышена вдвое. Вместе с тем количество проданных билетов сократилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 50 млн. руб., существует возможность получить дополнительный доход, привлекая пассажиров, отказавшихся от полетов из-за высокой цены, через предоставление скидок.

    На  рис. 1 графически изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпании разделен на два отдельных рынка. Первый (рис. 1, а) представлен состоятельными людьми, бизнесменами, для которых важна быстрота передвижения, а не цена билета. Поэтому спрос с их стороны относительно неэластичен. Второй рынок (рис. 1, б) — это лица, для которых скорость не столь уж важна, и при высоких ценах они предпочтут пользоваться железной дорогой. В обоих случаях предельные издержки авиакомпании одинаковы, различна только эластичность спроса.

    Из  рис. 1. видно, что при цене билета 1 тыс. руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если этой группе потребителей предоставить 50%-ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 25 млн. руб. ежемесячно.

     

      

     

     

     

     

     

     

      

      
 
 
 
 

     Рис. 1. Модель ценовой дискриминации: МС — предельные издержки, D и MR- спрос и предельный доход фирмы на первом рынке; D1 и MR1 — спрос и предельный доход фирмы на втором рынке

    С одной стороны, ценовая дискриминация  позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеими  сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство. [7, c.36] 

     2. СПЕЦИФИКА РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

     Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных, разновидности товаров.

    Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.

    Предмет конкуренции - товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

    Объект  конкуренция - это потребитель и  покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные  стороны.

    Конкуренция на рынке имеет свои  функции:

    - выявление или установление рыночной  стоимости товара;

    - выравнивание индивидуальных стоимостей  и распределение; прибыли  в   зависимости от различных затрат  труда;

    - регулирование перелива средств  между отраслями и производствами.

    Начиная   конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:

    - какие аналогичные товары  конкурируют  с товарами вашей фирмы, и  кто их производит?

    -  существуют ли товары, способные  заменить ваш для удовлетворения  данной потребности?

    - не угрожает ли вашему товару  товар тех конкурентов, которые могут удовлетворить данную потребность за счет создания товара-заменителя?

    - возможно ли исчезновение самой  удовлетворяемой вами потребности?  Если да, то почему и в какой  срок? 

    Если  представить различные рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции будут занимать совершенная конкуренция и чистая монополия (рассмотренные выше), модели, которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия (рис. 2.) 

      

    Экономисты  стали рассматривать несовершенные  формы конкурентного рынка сравнительно недавно, лишь с 30-х г. ХХ.

     Под несовершенной конкуренцией понимается такая рыночная ситуация, при которой  продавцы получают большую свободу  в назначении рыночной цены и, следовательно, большую рыночную власть, чем при  совершенной конкуренции, но не являются единственными производителями на рынке конкретного товара или услуги, как при монополии.

     Перейдем  к рассмотрению монополистической  конкуренции.

     1.   Определение и условия монополистической конкуренции

     Монополистическую конкуренцию можно определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку.

     Основные  черты рынка монополистической  конкуренции:

    • Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Дифференциация продуктов возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.

    • На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля должна быть более 1%. В типичном случае – от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.

    • Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.

    • На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.

      2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции

     Из  выше перечисленного следует, что монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену, однако она же похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход.

     а)   Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы

     Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного  блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов. [13. c33]. 

Информация о работе Монополистическая конкуренция