Математические модели государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Тема работы является актуальной, так как в условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регули¬рующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы обществен¬ного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными со¬ставляющими в той или иной мере подвержены воздействию госу¬дарственного участия. Налоговое регулирование и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную эконо¬мику в соответствии с принятой правительством концепцией эко-номического развития.

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование экономики .......................... 6
1.1 Сущность государственного регулирования экономики.. 6
1.2 Объекты и субъекты государственного регулирования
экономики ……………………………………………… 9
1.3 Математические модели государственного регулирования
экономики ……………………………………………… 11
1.4 Роль и функции налогов в обществе …………………… 14
1.5 Налоги в трехсекторной экономике…………….. ……… 21
1.6 Влияние повышения налогов на производство
и потребление………………………………………….. 29
Заключение …………………………………………………………… 32
Список литературы………………………………………………....... 33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 207.51 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА  И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(филиал) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г.Череповце

(ИМИТ СПбГПУ)

Кафедра  Экономики


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: «Математическая экономика»

Тема:  Математические модели государственного регулирования экономики. (Роль и функции налогов в обществе. Налоги в трехсекторной экономике. Влияние повышения налогов на производство и потребление.)

 

 

Выполнил студент группы О.581                              Марунова Юлия Дмитриевна

       (Ф.И.О., полностью) 

 № зачетной книжки__________

Руководитель                     Лысова Наталья Викторовна

       (Ф.И.О., полностью)

 «____» _____________ 20___ г.

  ___________    _____________

   отметка о зачете        подпись преподавателя

           

 

г. Череповец

2011 г.

 

Содержание

Введение                3

  1. Государственное регулирование экономики ..........................         6

1.1 Сущность государственного регулирования экономики..       6

1.2 Объекты и субъекты государственного регулирования

экономики ………………………………………………            9

1.3 Математические модели государственного регулирования

экономики  ………………………………………………           11

1.4 Роль и функции налогов в обществе ……………………     14

1.5 Налоги в трехсекторной экономике…………….. ………         21

1.6 Влияние повышения налогов на производство

 и потребление…………………………………………..          29

Заключение ……………………………………………………………        32

Список литературы……………………………………………….......      33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема работы является актуальной, так как в условиях рыночного  хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия. Налоговое регулирование и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.

Регулирующая функция  налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, ибо налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств (например, сельского хозяйства), способствует решению актуальных для общества проблем. Одной из таких проблем на современном этапе является развитие малого бизнеса. Государство должно способствовать его развитию и всемерно поддерживать. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, упрощенное и льготное налогообложение, освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники. В других случаях государство создает льготный режим налогообложения в зависимости от рода хозяйственной деятельности.

В регулирующей функции налогов  следует выделить, прежде всего, стимулирующую подфункцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Она проявляется в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки, полном освобождении от налогов. Примерами преференций могут служить налоговое кредитование и целевые льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налогами можно стимулировать  или, наоборот, ограничивать деловую  активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке, проводить протекционистскую политику.

Налоговое регулирование  призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоги воздействуют на капитал  на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экономическую сферы.

Так же тема актуальна и в связи с активной политикой государства, направленной наряду с традиционным спектром задач, на решение вопросов формирования новой экономики. Такой подход является методологическим обоснованием, позволяющим разработать решение ряда актуальных проблем. Именно это является связующим звеном, эффективное функционирование которого способно обеспечить переход на новую экономику.

Обозначенные проблемы определяют необходимость разработки научных  основ государственного регулирования  экономических отношений в новой  экономике. Представляется важным исследование широкого круга проблем, связанных  с функционированием системы  государственного регулирования экономических  отношений для повышения конкурентоспособности  российской экономики в глобализирующемся  мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственное регулирование экономики

1.1. Сущность государственного  регулирования экономики

 

Государство всегда выполняло  классические экономические функции. Она законодательно формировала  так называемые «общие правила игры», которые регулируют деятельность субъектов  рынка, в том числе и такие  рыночные институты как банки, биржи, акционерные общества. Практика экономического развития общества без или с чересчур рьяным вмешательством государства  доказало свою несостоятельность и  даже вредность. Это относится как  к классическому капитализму, где  государство почти не вмешивается, так и к социализму, где его  роль главная и определяющая.

Прежде всего, понятие «ГРЭ» означает воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты, процессы и отношения для придания им организованного характера, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов.

Адам Смит, Милтон Фридмен и ряд других экономистов считают недопустимым вмешательство государства в рыночную экономику, утверждая, что рыночная система способна автоматически к саморегулированию путем равновесия спроса и предложения. Однако, идеального рынка в природе нет. Как-то Уинстон Черчиль сказал, что рыночная экономика имеет много недостатков, но ничего лучшего пока не придумано. Поэтому в настоящее время уже никто не спорит о необходимости государственного регулирования рыночной экономики. На первый план выходит определение форм, методов и масштабов этого вмешательства.

Существует несколько  теорий, отрицающих необходимость государственного вмешательства экономику.

Теория рациональных ожиданий. Это неоклассическая теория, которая  утверждает, что меры государства  по стабилизации экономики неэффективны. Обусловлено это тем, что субъекты хозяйствования (предприниматели, потребители, наемные работники), осмысляя информацию об объектах, представляющих для них  денежный интерес, понимая (учитывая) возможные  последствия экономической политики государства, ведут себя рационально: принимаю оптимальные и наилучшие  для них решения, которые максимизируют  их благополучие.

Теория общественного  выбора. Автором этой теории является лауреат Нобелевской премии американский экономист Джеймс Бьюкенен. Основная идея состоит в том, что государственный  чиновник, занимаясь политической деятельностью, принимая участие в разработке и  реализации решений в экономической  сфере, не всегда будет руководствоваться  интересами общества. Наоборот, используя  политические (бюрократические) институты, он попытается реализовать свои индивидуальные цели, получить политическую или экономическую  выгоду для себя.

Приверженцы теории общественного  выбора утверждают, что существует политическая неровность, которая позволяет  принимать нерациональные для общества решения. Поэтому они оспаривают необходимость государственного вмешательства  в экономику. Решение проблемы они  видят в свободном развитии рыночных отношений на цивилизованных правовых основах. Поэтому эту теорию относят  к неолиберализму.

Важным аргументом в пользу государственного «вмешательства»  в экономику является известная  истина: человек способен действовать  вопреки не только общественным, но и собственным интересам.

Взгляды, в соответствии с которыми государственное «вмешательство»  необходимо, поскольку государству  лучше известно, что именно является полезным для человека, называются патерналистскими.

Необходимость государственного вмешательства в функционирование экономики обусловлена четырьмя причинами:

1. Необходимостью создания  условий для эффективного функционирования  рыночного механизма.

2. Для устранения негативных  последствий рыночных процессов.

3. Потребностью в защите  национальных интересов на мировом  рынке.

4. Обязательностью решения  проблем, которые рыночный механизм  не в состоянии решать или  решает их плохо.

Экономическая политика государства  – это система социально-экономических  идей, целей развития страны и способов их достижения, а также деятельность органов государственной власти по управлению их реализацией.

Государственное регулирование  экономики – это управление социально-экономическим  развитием страны. Другими словами  – это совокупность методов и  мер государственного влияния на объекты и процессы с целью  определенного направления хозяйственной  деятельности субъектов национальной экономики, согласование их интересов  и действий для реализации поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Объекты и  субъекты государственного регулирования  экономики

Объектами ГРЭ выступают  экономические системы, процессы, отношения. Если рассматривать в качестве объекта  экономическую систему государства, то объекты ГРЭ и макроэкономики совпадают. В связи с этим методологической основой ГРЭ является экономическая  теория и, прежде всего, макроэкономика.

Объектами ГРЭ выступают  также: экономические подсистемы (экономика  регионов, отраслей; секторов экономики; стадии воспроизводства); социально-экономические  процессы (экономические циклы, демография, занятость, инфляция, научно-технический  прогресс, экология, конъюнктура и  т.п.); отношения (кредитные, финансовые, внешнеэкономические и т.п.).

Сложность воплощения указанных  объектов в четкие организационные  формы предопределяет, как правило, опосредствованное влияние государства  на функционирование и развитие подсистем, процессов, отношений, рынков и т.п.

Субъектами экономической  политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных  интересов.

Носители хозяйственных  интересов — это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных  доходах, по профессиям, отраслевым и  региональным интересам. Это наемные  рабочие и хозяева предприятий, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных  профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Носители экономических  интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства  в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Информация о работе Математические модели государственного регулирования экономики