Модели государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать основные модели государственного регулирования экономики.
Основными задачами курсовой работы является:
• раскрыть необходимость вмешательства государства в экономику;
ознакомиться с неоклассической и кейнсианскими концепциями и другими теориями государственного регулирования экономики

Содержание

Введение 5
1 СОДЕРЖАНИЕ СФЕРЫ, ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ГРАНИЦЫ КОРРЕКЦИИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВОМ 7
2 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 11
2.1 Меркантилизм 12
2.2 Классическая теория 14
2.3 Кейнсианская теория 15
2.4 Неоклассическая теория 17
2.5 Социально-ориентированная модель 18
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 20
3.1 Понятия, сущность экономических функций государства 20
3.2 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики 24
3.3 Антимонопольное регулирование 26
3.4 Проведение политики макроэкономической стабилизации. Антициклическая, антиинфляционная политика государства 28
3.5 Воздействие на размещение ресурсов. Государственная политика регулирования цен 36
3.6 Деятельность государства в сфере распределения и перераспределения доходов 37
4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 39
Заключение 46
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

Кафедра «Экономические теории»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему № 5: «Модели государственного регулирования экономики»

Проверила:

Ассистент

Ефремова Е.Н.

Выполнил:

студент группы ГК-23

Нургелдиев С.Н.


 

 

 

Гомель 2011

 

 
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БУЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТРАНСПОРТА»

Кафедра «Экономические теории»

График подготовки курсовой работы по дисциплине

«Макроэкономика»

Тема________________________________________________________________

Научный руководитель________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

Исполнитель_________________________________________________________

(Ф.И.О.)

 

Группа_________________________

Содержание работы

Срок 

выполне-ния

% го-товности

Отметка научного руко-водителя о выполнении работы, дата, %

1 Подбор литературы, составление биб-лиографии по теме

 

15

 

2 Составление плана

 

5

 

3 Сбор цифрового и фактического ма-териалов

 

30

 

4 Написание первой половины работы

 

25

 

5 Написание второй половины работы

 

25

 

6 Защита курсовой работы

 

100

 

 

Исполнитель:

Нургелдиев С.Н.

График подготовки работы

утверждаю:

Научный руководитель


 

 

Содержание

 

Введение

 

Государственное регулирование  имеет особую актуальность и ярко выраженный проблемный характер в силу наличия множества неразрешенных проблем. По сути, речь идет о создании нового курса, который позволил отразить становление механизма государственного регулирования национальной экономики, направления его развития и совершенствования.

Определяя роль и место государственного регулирования экономики, следует отметить следующее. С одной стороны, государственное регулирование экономики – составная часть общей экономической теории, в котором представлен механизм регулирования экономики как целостной социально-экономической системы, а с другой - он носит ярко выраженный прикладной характер, так как представляет конкретно используемые методы, способы, приемы, рычаги и стимулы для достижения выбора и обоснования, целей социально-экономического развития государства на соответствующих исторических этапах его развития.

Предметом государственного регулирования экономики является изучение целостной системы государственного регулирования национальной экономики, методологических и организационных  подходов к ее построению и функционированию.

Целью курсовой работы является показать основные модели государственного регулирования экономики.

Основными задачами курсовой работы является:

  • раскрыть необходимость вмешательства государства в экономику;
  • ознакомиться с неоклассической и кейнсианскими концепциями и другими теориями государственного регулирования экономики;
  • изучить и охарактеризовать основные экономические функции, формы и методы государственного регулирования экономики;
  • выявить основную роль государства в условиях трансформационной экономики Республики Беларусь.

Степень освещенности в  литературе по данной теме «Модели государственного регулирования экономики» позволяют сформировать достаточно целостное представление о реально складывающейся системе государственного регулирования экономики Республики  Беларусь при переходе к рынку, периода на всех уровнях управления, во всех отраслях общественного производства и социальной сфере, позволяют творчески подойти к изучению проблем государственного регулирования современного этапа.

Курсовая работа состоит  из введения, четырех глав, заключения.

Введение содержит описание курсовой работы.

В первой главе раскрывается основная роль государства в экономике, основные подходы о роли государства.

Во второй главе показаны основные концепции и модели государственного регулирования экономики. 

В третьей главе раскрыты функции государства в экономике.

В четвертой главе  показаны государственное регулирование  экономики в Республике Беларусь.

Объем курсовой работы составляет 40 страниц.

 

1 Содержание сферы, объективная необходимость и границы коррекции рыночного механизма государством

 

Необходимость осуществления экономических функций предполагает наличие у государства определенного инструментария. В условиях рынка государственное регулирование экономики — целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (речь идет о динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов национального производства при полной занятости экономических ресурсов и низких темпах инфляции, то есть о стабильном уровне цен). Все используемые правительством регуляторы экономической жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.

Исходя из организационно-институциональных  особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить  на правовые, административные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую инфраструктуру, создать для частного сектора - домохозяйств и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил экономического поведения для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функционирования фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и так далее. Административные меры подразделяются на меры запрета (производство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми видами лекарств и тому подобное), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осуществление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уплата налогов, установка очистных сооружений и тому подобное). Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут использоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры регулирования в странах с развитой рыночной экономикой используются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничиваются охраной окружающей среды, социальной защитой населения. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях — во время войны, тяжелого положения в экономике. Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер рыночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществляется путем воздействия на спрос и предложение на национальном рынке, на структуру экономики, путем активизации факторов экономического роста и тому подобное. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. Государственные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено на отдельные отрасли» регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследований и так далее. В качестве примера государственных программ можно упомянуть широко применявшиеся во многих  странах в XX в. общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке экономики, приватизации, послекризисной стабилизации.

Достижение целей экономической  политики государства требует использования  взаимосвязанного инструментария, то есть комплексного использования всех методов и способов государственного воздействия на экономику.

Рыночная система предъявляет  определенные требования к мероприятиям, проводимым государством в экономической  сфере. Хотя рыночная система немыслима  без вмешательства государства, однако существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Поэтому:

  1. Исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (талоны, карточки, купоны), всеобщий административный контроль над ценами.
  2. Влиять на рынок можно в основном экономическими методами. Если государство полагается только на административные методы управления экономикой, то оно способно разрушить рыночный механизм.
  3. Экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы.
  4. Государство должно постоянно контролировать приносимые экономическими регуляторами положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

Необходимо учитывать  национальную специфику, которая ощутимо  сказывается на экономической деятельности. Истории экономики известны случаи провала экономических преобразований, когда они не дали того эффекта, который от них ожидался, или дали слишком незначительный эффект не потому, что были плохо продуманы или неверно проводились в жизнь, а потому, что не были учтены национальные особенности. В качестве примера можно привести тот факт, что отечественные экономические реформаторы явно недооценивали психологическую реакцию населения на реформы.

 

2 Основные концепции государственного регулирования национальной экономики в условиях рынка

 

Важная роль в экономическом развитии общества принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и тому подобное выполняло определенные функции в сфере экономики.

В современных условиях невмешательство государства в  социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических  школ не отрицается необходимость государственного регулирования экономики. Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику. Никто и никогда не снимал с государства ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства, его регулированием экономических и социальных процессов общества.

Регулирование экономическое  означает целенаправленные процессы, которые обеспечивают поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Регулирование является одной из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях. Регулирование обусловлено действием законов экономического развития и опирается на законодательную базу, на широкое использование системы централизованного финансирования и кредитования, на ее отношения предприятий с бюджетом, на ценообразование, на применение поощрительных стимулов и различных экономических санкций.

Для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в поле зрения государства должны быть такие основные объекты: экономический цикл; накопление капитала; занятость населения; денежное обращение; платежный баланс; цены; конкурентные и социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда и экология; внешнеэкономические связи.

2.1. Меркантилизм

 

Меркантилизм (итал. il mercante, торговец, купец, от лат. mercanti, торговать) — система доктрин, выдвигавшихся  авторами трактатов XVI—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства  государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма - установления высоких импортных пошлин, субсидий национальным производителям и так далее. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Смит утверждал, что меркантилисты, которые в большинстве являлись экономистами-практиками, отстаивали интересы торгово-монополистических институтов Ост-Индской компании и другие. Однако впоследствии такая трактовка была оспорена. По мнению английского историка Ч. Уилсона, в конце XVII века в Англии в выработке меркантилистских законов участвовал более широкий круг людей, чем купцы и промышленники. Как результат меркантилистской политики этот автор указывает, помимо удовлетворения интересов английских купцов и промышленников, также на увеличения занятости, на снятие предпосылок спекуляции на продовольствии, на увеличение поступлений в госбюджет и на упрочение национальной безопасности.

Меркантилизм  делится на следующие этапы:

  1. Ранний меркантилизм (XV - XVI вв.)

Основные положения:

Всестороннее ограничение  импорта товаров вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью установление высоких цен на импортируемые товары главной являлась теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса в целях удержания денег в стране запрещался вывоз за границу денег, и сумму, вырученную за товар, тратить на покупку местных товаров.

Информация о работе Модели государственного регулирования экономики