Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа
Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
1. Теоретические основы анализа объема производства и реализации продукции
1.1. Показатели объема производства и реализации продукции
1.2. Цели, задачи и источники анализа объема производства и реализации продукции
1.3. Методика анализа объема производства и реализации продукции
2. Анализ объема производства и реализации продукции на примере ООО «Регионинвест»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции
2.3. Анализ ассортимента, структуры и качества продукции
2.4. Анализ ритмичности производства и реализации продукции
3. Определение факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
3.1. Расчет влияния факторов на объем производства и реализации продукции
3.2. Определение и обобщение величины резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Заключение
Список использованной литературы
………….
Рис. 2.1. Динамика производства продукции ООО «Регионинвест»
…………
Далее необходимо рассчитать среднегодовой темп роста выпуска и продажи продукции ООО «Регионинвест». Этот показатель можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной:
…………..
Расчеты показывают, что среднегодовой темп роста производства продукции ООО «Регионинвест» составляет 3.9 %, что ниже среднегодового роста продаж (4.8 %). Данный факт также свидетельствует об уменьшении остатков нереализованной продукции на складах изучаемого предприятия.
Далее в работе необходимо провести оценку выполнения плана по производству и продаже продукции ООО «Регионинвест» за 2006 год по данным, приведенным в таблице 2.2.
Таблица 3.2
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции на ООО «Регионинвест» за 2006 год
……..
В процессе анализа необходимо определить выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом в целом по ООО «Регионинвест», в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выяснить причины недовыполнения плана и дать оценку деятельности по выполнению договорных обязательств. Проанализируем выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции основному наиболее крупному покупателю – ОАО «Строитель» (таблица 2.3).
Таблица 2.3
Анализ выполнения ООО «Регионинвест» договорных обязательств по отгрузке продукции ОАО «Строитель» за 2006 год
тыс. руб.
Продукция | План поставки по договору | Фактически отгружено | Недопоставка продукции | Зачетный объем в пределах плана |
Рамы оконные | 18.6 | 15.1 | 3.5 | 15.1 |
Блоки оконные застекленные | 52.8 | 60.6 |
| 52.8 |
Блоки дверные деревянные | 31.1 | 25.7 | 5.9 | 25.7 |
Блоки дверные железные | 162.8 | 178.4 |
| 162.8 |
Итого | 265.3 | 279.8 | 8.9 | 256.4 |
Процент выполнения договорных обязательств (Кдп) рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):
………….
Из таблицы 2.3 и приведенного расчета видно, что за 2006 год ООО «Регионинвест» недопоставило продукции по договорам с ОАО «Строитель» на сумму 8.9 тыс. руб., или на 3.3 %. В частности, недопоставлены были такие виды продукции, как блоки дверные деревянные (на 5.9 тыс. руб.) и рамы оконные (на 3.5 тыс. руб.). Причиной недопоставки данных видов продукции было снижение спроса на них по сравнению с плановым уровнем. Положительно можно оценить тот факт, что остальные виды продукции были поставлены ООО «Строитель» в большем объеме, чем это планировалось.
Далее целесообразно изучить выполнение всех договорных обязательств ООО «Регионинвест» за 2006 г. (таблица 2.4).
Таблица 2.4
Анализ выполнения договорных обязательств на ООО «Регионинвест» за 2006 г
………..
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции ООО «Регионинвест» включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла продукции, принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы не пользующейся спросом у покупателей и экономически неэффективной продукции;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента (Ка), который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту (ВПа), на общий плановый выпуск продукции (Вп) При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
…………..
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально – технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.
Внутренние причины – недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Причиной недовыполнения плана по ассортименту на изучаемом предприятии таких видов продукции, как рамы оконные и блоки дверные деревянные является снижение спроса на данные виды продукции.
Увеличение объема производства (продажи) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения ее видов.
Изменение структуры производства ООО «Регионинвест» оказывает большое влияние на все его экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на объем ее выпуска ( ВП стр) можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
…………….
Таблица 2.6
Анализ структуры товарной продукции на ООО «Регионинвест» в 2006 году
тыс. руб.
………..
Расчет изменения средней цены 1 кв.м. за счет структурного фактора
Тыс. руб.
…………
Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно – натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
ВПстр = Цстр х V ф.общ (2.8)
……………
Рис. 2.3. Структура продукции ООО «Регионинвест» фактически в 2006 г.
……….
Так как продукция, выпускаемая ООО «Регионинвест», является однородной, расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно – натуральном выражении:
Цстр = (Ц пл х УД ф) / 100 - (Ц пл х Уд пл) / 100 (2.9)
Рассчитаем по формуле (2.9) влияние структурного фактора на изменение выпуска продукции ООО «Регионинвест» в стоимостном выражении:
……
По итогам анализа влияния изменения структуры продукции ООО «Регионинвест» на объем производства можно сделать вывод, что в 2006 году на изучаемом предприятии значительно увеличился удельный вес более дорогой продукции – блоков дверных железных, что привело к увеличению объема производства на 99.4 тыс. руб. Это говорит о том, что предприятие совершенствует структуру производимой продукции путем повышения удельного веса более дорогой продукции и снижения удельного веса дешевой продукции (блоки дверные деревянные).
Аналогичным образом можно определить влияние структуры реализованной продукции ООО «Регионинвест» на сумму выручки (таблица 2.8).
Таблица 2.8
Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки на ООО «Регионинвест» в 2006 году
………
Данные таблицы 2.8 показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее продажи увеличилась на 73.9 тыс. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогой продукции – блоков дверных железных. Однако отрицательное значение на объем продаж в первую очередь оказало снижение удельного веса застекленных оконных блоков. Поскольку эта продукция пользуется большим спросом у покупателей, изучаемое предприятие должно увеличить ее удельный вес в структуре производства и продаж. При этом можно порекомендовать снижение удельного веса оконных рам, так как данная продукция является относительно дешевой, и спрос на нее падает.
Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности ООО «Регионинвест»: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции. Поэтому далее в работе необходимо изучить ритмичность работы ООО «Регионинвест».
Ритмичность – это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность отрицательно влияет на все экономические показатели ООО «Регионинвест»: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складе и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния ООО «Регионинвест».
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду, сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Один из наиболее распространенных показателей – коэффициент ритмичности (К ритм). Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов (УДi) выпуска за каждый период (таблица 3.9), но не более планового их уровня:
…………..
Таблица 2.9
Ритмичность выпуска продукции на ООО «Регионинвест» по декадам 2006 года
Тыс. руб.
………….
Данные приведенного расчета показывают, что если бы изучаемое предприятие ежедекадно достигало максимально возможного выпуска продукции (в данном случае это – фактический объем производства за первую декаду), это позволило бы дополнительно выпустить продукции на сумму 1396.1 тыс. труб.
В заключение анализа необходимо определить причины неритмичной работы предприятия и разработать конкретные мероприятия по их устранению.
Внутренними причинами аритмичности может быть тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально – технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
Самой главной причиной аритмичности производства продукции ООО «Регионинвест» является несбалансированный спрос на выпускаемую продукцию, несвоевременная поставка сырья, а также неисправность оборудования по причине его большого физического износа. Изучаемому предприятию в связи с этим можно порекомендовать вести поиск новых покупателей; совершенствовать процесс планирования выпуска продукции с учетом договоров на поставку продукции; предусматривать в договорах на поставку сырья выплату поставщиками штрафов и неустоек за несвоевременную поставку сырья и в меньших объемах, чем это было предусмотрено договорами. ООО «Регионинвест» должно также модернизировать имеющееся технологическое оборудования, часть оборудования заменить, и улучшить ритмичность работы оборудования путем проведения регулярных плановых технических осмотров и текущих ремонтов, чтобы своевременно устранять поломки и не допускать остановки производственного процесса.
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции