Законы спроса и предложения. Проблема рыночного равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.

Содержание

Введение
1. Понятие спроса в экономической теории. Закон падающего спроса А. Курно
1.1. Понятие спроса в экономической науке
1.2. Кривая спроса и Закон падающего спроса А. Курно
1.3. Индивидуальный и рыночный спрос
1.4. Детерминанты спроса
1.5. Изменение величины спроса
1.6. Эластичность спроса
2. Понятие предложения в экономической теории. Закон изменения предложения А. Курно
2.1. Понятие предложения в экономической науке
2.2. Кривая предложения и закон изменения предложения А. Курно
2.3. Изменение объема и характера предложения
2.4. Эластичность предложения.
2.5. Жесткое предложение
3. Проблема рыночного равновесия в экономической науке
3.1. Понятие рыночного равновесия
3.2.Избыток и дефицит
3.3. Равновесие цен и объемов производства
3.4. “Крест Маршалла”
3.5. Эластичность спроса и предложения
4. Спрос, предложение и рыночное равновесие на мировом и казахстанском рынке
4.1. Спрос, предложение и рыночное равновесие в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
4.2. Спрос, предложение и рыночное равновесие на мировом рынке
4.3. Спрос, предложение и рыночное равновесие на казахстанском рынке
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Законы спроса и предложения.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

  Законы  спроса и предложения. Проблема рыночного  равновесия. 

  Введение

   1. Понятие спроса в экономической  теории. Закон падающего спроса А. Курно

  1.1. Понятие спроса в экономической науке

  1.2. Кривая спроса и Закон падающего спроса А. Курно

  1.3. Индивидуальный и рыночный спрос

  1.4. Детерминанты спроса

  1.5. Изменение величины спроса

  1.6. Эластичность спроса

  2. Понятие предложения в экономической  теории. Закон изменения предложения  А. Курно

  2.1. Понятие предложения в экономической науке

  2.2. Кривая предложения и закон изменения предложения А. Курно

  2.3. Изменение объема и характера предложения

  2.4. Эластичность предложения.

  2.5. Жесткое предложение

  3. Проблема рыночного равновесия  в экономической науке

  3.1. Понятие рыночного равновесия

  3.2.Избыток и дефицит

  3.3. Равновесие цен и объемов производства

  3.4. “Крест Маршалла”

  3.5. Эластичность спроса и предложения

  4. Спрос, предложение и рыночное  равновесие на мировом и казахстанском   рынке

  4.1. Спрос, предложение и рыночное  равновесие в условиях совершенной  и несовершенной конкуренции

  4.2. Спрос, предложение и рыночное  равновесие на мировом рынке

  4.3. Спрос, предложение и рыночное  равновесие на казахстанском  рынке

  Заключение

  Список  использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

 

     Необходимо  признать, что выведенные в XIX веке законы спроса и предложения были практически революционными в экономической теории. Но они сыграли свою роль не только в теоретическом плане, их роль весьма и весьма велика и в практическом применении на практике.

           В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

     Все это требует глубоких экономических  знаний. Ведь в условиях рыночной экономики  выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

     Изучение  же спроса и предложения на рынке  сейчас становится первоочередной задачей  при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и предложения  и способность моментально реагировать на малейшие их изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важно не только произвести какую-либо продукцию, а также и сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и предложение, а также  как они изменяются с течением времени.

      Целью настоящей работы является теоретический  и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие спроса в экономической  теории. Закон падающего спроса А. Курно
 
    1. Понятие спроса в экономической науке
 

    Уровень спроса является одной из основных характеристик рынка. Для маркетинга спрос - основной объект постоянного  наблюдения, детального изучения и  воздействия.

    Спрос – потребность, предъявляемая на рынке и подкрепленная деньгами. В этой связи нельзя говорить о платежеспособном спросе, т. к. любой спрос по определению платежеспособен, в противном случае это – потребность. Спрос можно также определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте.

    Покупательский  спрос – сложное явление, складывающееся из различных элементов, имеющих  определенные экономические, социальные, демографические и региональные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков, что облегчает его регулирование.

       

    Классификации спроса по состоянию рынка помогает маркетингу фирмы оценить спрос  с целью выработки определенной рыночной стратегии. Не менее важно  для маркетинга классифицировать спрос  и по другим признакам, позволяющим выявить закономерности в формировании и развитии спроса, учесть их при разработке рыночной стратегии маркетинга. Так, классификация спроса по тенденциям напрямую связана с этапами жизненного цикла товара, а выявление различий спроса по социально-демографическим группам потребителей имеет решающее значение для сегментации рынка и определения его емкости.

    Классификация спроса по покупательским намерениям открывает широкие возможности  направленного воздействия продавца на покупателя как способами рекламы, так и методами непосредственного влияния. Определенная часть покупателей (по некоторым расчетам около четверти) поддается психологическому нажиму, активно реагирует на магазинную демонстрацию товаров. Из этого вытекает необходимость оптимального размещения товара в магазине, обеспечения доступности товара для осмотра и испытания, оригинальности и красочности экспозиции, и ее информативности (мерчендайзинг).

    Признак дифференциации спроса по месту покупки  представляет интерес для фирм, осуществляющих региональный маркетинг. В определенной части мобильный спрос является рекреационным, связанным с туризмом и курортными поездками. Выявление такого спроса очень важно для фирм, специализирующихся на обслуживании туристов и курортников. Необходимо знать не только размер рекреационного мобильного спроса, но и его географию, маршруты. Кроме того, информация о территориальной дифференциации спроса необходима региональным и муниципальным органам власти для того, чтобы контролировать потребительский рынок и разрабатывать свою товарную политику.

    Анализ  спроса по степени удовлетворения позволит фирме скорректировать свою ассортиментную и сервисную политику, найти дополнительные резервы роста сбыта и продажи.

    В целях контроля и прогнозирования  спроса также выделяют виды спроса по времени формирования и предъявления на рынке. Прошлый спрос – это спрос, реализованный или неудовлетворенный за какой-то минувший отрезок времени, его оценка необходима для выявления тенденций и закономерностей, а также выполнения планов реализации. Текущий спрос - спрос в настоящий момент, знание размеров которого позволяет оперативно вносить коррективы в намеченные маркетинговые мероприятия, представляет собой элемент конъюнктуры рынка. Будущий спрос – спрос на последующий период, необходимо прогнозировать его объем и структуру с учетом возможностей производства и рынка.

    Классификация спроса по названным признакам ориентирует  маркетинг на применение определенной товарной политики и политики цен, на выбор соответствующей стратегии  конкурентной борьбы, организацию направленных рекламных мероприятий, позволяет осуществлять многопараметровую сегментацию рынка и требует от фирмы проведения необходимых дифференцированных действий по регулированию спроса. 
 

    1.2. Кривая спроса и Закон падающего спроса О. Курно 

    Количество  вещей, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между  рыночной ценой товара и тем его  количеством, на которое предъявляется  спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике.

    Предположим, что при цене 5 долл. за единицу  товара всеми потребителями будет куплено на рынке 10 единиц товара, при цене 4 долл. за единицу товара — 11 единиц товара, при цене 3 долл. соответственно 12 единиц, при 2 долл. — 15 единиц и при цене 1 долл. за единицу товара будет куплено 20 единиц.

    Такое соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса или кривой спроса D (demand).

    Кривая  спроса показывает, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.

    На  графике кривая DD опускается сверху вниз. Это обусловлено законом падающего спроса.

    Закон спроса: если цена какого-либо товара повышается (при неизменности других условий  рынка), то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок  поступает большое количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.

    Этот  закон впервые сформулировал  французский математик Анту-ан Огюстен  Курно в работе «Исследование  математических принципов теории богатства». В соответствии с его формулировкой  закона спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обоснованно и не противоречит рынку. Закон падающего спроса А. Курно формулируется: 

    где /(Т) > 0; D — спрос;/— функция; Р  — цена. 

    Данный  закон выражает следующую зависимость: 

    •  цены имеют тенденцию к снижению; 

    •  при этом количество товаров, на которое  предъявлен спрос, наоборот, повышается; 

    •  но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены. 

    Отсюда кривая спроса — убывающая. 

    Закон падающего спроса под воздействием многочисленных факторов действует  как тенденция.

    Желание покупателя приобрести тот или иной товар зависит не только от того, сколько он может потратить денег, но и от того, в какой степени ему нужен этот товар, т.е. от полезности этого товара. 

    Спрос является функцией всех факторов. 

    D = F(P,1,Z, W, Psub, Pcom, N, В), 

    где / — доход; Z— вкусы; ((waitings) — ожидания; Р5иЬ — цена на товары-субституты (заменители); Рсот — цена на комплементарные (дополняющие) товары; N — количество покупателей, В — прочие факторы. 

    Функция спроса — это функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов. 
 

    1. Индивидуальный  и рыночный спрос
 

    Индивидуальный  спрос – это спрос, предъявляемый конкурентным потребителям.

    Кривая  индивидуального спроса показывает то количество продукта (товара), которое  потребители хотят купить по соответствующей  цене в данный момент.

Информация о работе Законы спроса и предложения. Проблема рыночного равновесия