Законы спроса и предложения. Проблема рыночного равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.

Содержание

Введение
1. Понятие спроса в экономической теории. Закон падающего спроса А. Курно
1.1. Понятие спроса в экономической науке
1.2. Кривая спроса и Закон падающего спроса А. Курно
1.3. Индивидуальный и рыночный спрос
1.4. Детерминанты спроса
1.5. Изменение величины спроса
1.6. Эластичность спроса
2. Понятие предложения в экономической теории. Закон изменения предложения А. Курно
2.1. Понятие предложения в экономической науке
2.2. Кривая предложения и закон изменения предложения А. Курно
2.3. Изменение объема и характера предложения
2.4. Эластичность предложения.
2.5. Жесткое предложение
3. Проблема рыночного равновесия в экономической науке
3.1. Понятие рыночного равновесия
3.2.Избыток и дефицит
3.3. Равновесие цен и объемов производства
3.4. “Крест Маршалла”
3.5. Эластичность спроса и предложения
4. Спрос, предложение и рыночное равновесие на мировом и казахстанском рынке
4.1. Спрос, предложение и рыночное равновесие в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
4.2. Спрос, предложение и рыночное равновесие на мировом рынке
4.3. Спрос, предложение и рыночное равновесие на казахстанском рынке
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Законы спроса и предложения.doc

— 633.00 Кб (Скачать)
ype="DISC">
  • при более  высокой цене продавцы готовы были бы продать больше товара, но покупатели не купят этого количества; продавцам придется снижать свою цену от высокой цены в сторону p.
  •  

        И только при цене p желания одних  и готовность других сходятся на количестве q. Кривая DD выражает закон убывания предельной полезности данного товара для потребителей.

        Кривая SS точно так же выражает закон  возрастания предельных, издержек для  производителей.  

        Рыночная  ценность товара определяется равновесием  предельной полезности и предельных издержек. Обе величины взаимно регулируют друг друга, «Крест» Маршалла и в  самом деле похож на ножницы. А  точка пересечения кривых есть самый  настоящий гвоздь решения проблемы одновременного определения издержек и полезности. Именно для того чтобы вставить этот «гвоздик», Маршалл и поменял местами оси абсцисс и ординат при изображении кривой спроса. 
     

        3.5. Эластичность спроса и предложения 

        Изменение спроса Альфред Маршалл полностью связал с категорией предельной полезности. По Маршаллу, предельные полезности соизмеренные в денежных единицах, выступают на рынке как максимальные цены (так называемые цены спроса), которые потребитель готов уплатить за то или иное благо.  С ростом предложения того или иного блага цены спроса  снижаются, с падением предложения - увеличиваются.  Необходимо отметить выдвинутое  А.  Маршаллом  конкретное  понятие  эластичности спроса, которое затем прочно вошло в теорию потребления.

         Степень эластичности ( 0 или  1 быстрота реакции)  0 спроса на рынке зависит от того,  в какой мере его объем возрастает при данном снижении цены или сокращении при данном повышении цены. Спрос на товар считается эластичным,  если при снижении (или росте) цены на 1%  спрос на указанный  товар  повысится (или упадет) более чем на 1%.  Спрос на товар считается неэластичным, если при снижении (или росте) цены  на  1%  спрос повысится (или упадет) менее чем на 1%.

        Маршалл в  исследовании эластичности спроса отметил два важных момента:

         во-первых, неэластичный   характер  спроса  на  товары, удовлетворяющие  наиболее насущные потребности   населения,  и спроса на отдельные  предметы роскоши, покупаемые  богатейшими слоями населения  на незначительную часть своего дохода;

         во-вторых, исторический характер  категории эластичности спроса (поскольку  включение потребления какого-либо  товара в круг наиболее  насущных  потребностей населения может  превратить спрос на него из  эластичного в неэластичный). 
     
     
     
     
     
     
     
     

      4. Спрос, предложение  и рыночное равновесие  на мировом и  казахстанском   рынке 
     

      4.1. Спрос, предложение и рыночное  равновесие в условиях совершенной  и несовершенной конкуренции 

        Другая  ситуация во взаимодействии спроса и  предложения, принципах конкурентного поведения возникает в условиях господства монополий и олигополии, или в условиях несовершенной конкуренции. Цена на таком рынке также зависит от объемов выпуска продукции, причем, данная зависимость — обратно пропорциональная. Монополист устанавливает более высокую цену на свои товары и выпускает их меньше, чем фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции. Вследствие этого равенство предельного дохода и предельных затрат для монополии (или олигополии) наступает раньше, чем для конкурентной фирмы. Поэтому общим принципом поведения на рынке уже не является выбор уровня производства, при котором доход, полученный от дополнительно выпущенного товара, был бы равен приросту расходов на его производство.

        В условиях господства монополий цена предложения выражает взаимосвязь между движением рыночной цены, цены производства и его монопольной цены, в основе которых лежат отдельные аспекты действия законов: стоимости, спроса и предложения, монополизации производства и обмена. Когда преобладают цены предложения, появляются дополнительные стимулы для расширения объемов производства, а в монополизированные сферы рынка пытаются проникнуть конкуренты. Это приводит к ухудшению условий предложения, снижению цен и последующему сокращению масштабов производства определенных видов товаров.

        Если  рыночные цены устанавливаются на уровне цен  спроса, крупные компании пытаются снизить объемы загрузок производственных мощностей, влиять на.формирование спроса, регулировать соотношение спроса и  предложения (через маркетинговую  деятельность, использование контрактной формы и др.), стараются не допустить значительного превышения цен над спросом.

        Учитывая  негативное влияние монополий на механизм рыночного  равновесия, даже представители неоклассического направления  в политической экономии считают целесообразным вмешательство государства в монополизированные отрасли экономики. В таких отраслях государство, по их мнению, должно контролировать процесс ценообразования, а иногда проводить даже их национализацию и устанавливать тарифы в соответствии с предельными затратами.

        Среди западных экономистов значительное распространение  получила идея о  несоответствии рыночного  механизма  так называемым «общественным  благам», которыми являются дороги, мосты, каналы, поскольку пользование этими  благами очень трудно ограничить введением непосредственной платы.

        В »развитых  странах мира правительства  различными способами регулируют рынки: через  механизм налогообложения, предоставление субсидий, установление контроля за ценами и др. Рассмотрим изменения в рыночном механизме при установлении государством максимальной цены, более низкой, чем цена равновесия. Например, правительство США в 1974-1975 гг., когда выросли мировые цены на нефть, на внутреннем рынке установило более низкую цену.

        Установление  государством цен, более низких, чем цена равновесия, дает возможность людям с низкими доходами приобрести определенные виды жизненно необходимых товаров и услуг. Типичный пример подобного регулирования — установление государственного контроля над ценами на рынке жилья, в частности, регулирование квартирной платы. Это не исключает, однако, возможности возникновения таких негативных последствий регулирования, как появление новых государственных учреждений, регламентирующих очередь на получение жилья, возникновение черного рынка жилья и др. Оптимальным средством решения данной проблемы являются дотации государства в форме предоставления льготных кредитов с целью расширения строительства жилья. 
     

      4.2. Спрос, предложение и рыночное  равновесие на мировом рынке 

        Международное движение товаров и услуг изначально  выступало в форме развития внешнеторговых отношений. Сначала обменивались излишки товаров, возникавшие в отдельных странах, впоследствии, с ростом производительности труда и развитием международного разделения труда, отдельные страны начали специализироваться на производстве товаров, продажа которых на внешнем рынке была более выгодна, чем на внутреннем.

        В современных условиях формирование мирового хозяйства и дальнейший процесс интернационализации производства привели к становлению новой формы международного обмена товарами - мировому рынку.

          Необходимость возникновения и  развития системы отношений по  международному обмену товаров  и услуг обусловлена множеством  причин. Одной из них является  то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимная выгодность обмена.

        Современный мировой рынок представляет собой сферу    устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведенных национальных продуктов. Субъектами этих отношений могут выступать государства, отдельные организации и предприятия, частные лица. Так же, как и внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, финансовые и валютные рынки, рынки труда, капитала, и, кроме того, - рынки достижений науки и техники. В составе последнего все большее значение приобретают информационные рынки. Можно выделить и отдельные рынки по региональному признаку - европейский, азиатский, южноамериканский, дальневосточный и др.

        Для того, чтобы страна могла торговать  на мировом рынке, ей необходимо иметь  экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных  товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банками, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремится создать собственную инфраструктуру.

        Два встречных потока товаров и услуг  образуют экспорт и импорт каждой страны.

        Экспорт - это продажа и вывоз товара за границу, импорт - покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок - внешнеторговый оборот.

        На  мировом рынке, как и на любом  рынке, формируются спрос и предложение, и поддерживается стремление к рыночному  равновесию. Например, две страны выпускают и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и потребности в нем различны. Соответственно, на внутреннем рынке будут складываться разные рыночные цены и разные условия равновесия (см. рис. 5).

        По  горизонтальной оси располагаем  объемы производства товара, а по вертикальной - цены. Для страны X спрос будет показан кривой D1D1, а предложение - кривой S1S1. Соответственно для страны Y спрос отразится кривой D2D2, а предложение - кривой S2S2. В этом случае внутреннее рыночное равновесие будут отражать соответственно точки Ех и Еу, а равновесные цены - Рх и Ру. Поскольку Ру больше Рх, данный товар дешевле в стране X. Его выгоднее производить больше, чем внутренний спрос на него, и по более высоким ценам продавать в страну Y. Стране Y выгодно его покупать у страны X по любым ценам ниже РY, и страны договариваются о торговле данными товарами. 

                Рис. 5.  Спрос и предложение на мировом рынке 

        Равновесная цена, существующая на рынке страны X, говорит о том, что спрос равен  предложению, и избытка предложения, который можно предложить для экспорта, не существует. Увеличить объем предложения можно только при возрастании цены. Поэтому цена Рх служит нижней границей, при которой экспорт невозможен. В стране Y равновесная цена РY также говорит о равенстве спроса и предложения и о том, что в данных условиях импорт не нужен. Но если цена снизится, то возникнет избыточный спрос, который по данным ценам можно удовлетворить только за счет импорта. Таким образом, цена РY служит верхней границей, определяющей объем импорта в страну Y.

        В этих границах устанавливается точка  равновесия, при которой избыточное предложение страны X равно избыточному  спросу в стране Y.

        Мировой спрос и мировое предложение - соответственно показаны на графике 1 кривыми DD и SS. Таким образом, на мировом рынке всегда балансируются спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами.

        Мировой рынок всегда представляет собой  арену жесточайшей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем значительно сложнее, чем на внутреннем рынке. Помимо конкуренции на положение отдельных субъектов мирового рынка оказывает влияние и изменение структуры международного товарооборота под воздействием различных факторов. 
     

      4.3. Спрос, предложение и рыночное  равновесие на казахстанском  рынке 

        Казахстан – самая большая динамично  развивающаяся страна в Каспийском регионе с привлекательным инвестиционным климатом. Рынок Казахстана отличается динамичным ростом ВВП, значительными иностранными инвестициями и стабильной политической обстановкой, что открывает замечательные возможности для развития коммерческого сегмента недвижимого рынка.

        По  мнению экспертов рынка, торговых площадей, имеющихся на сегодняшний день в Казахстане, недостаточно, и данный сектор остается серьезно недооснащенным по сравнению, скажем, с аналогичным сектором российского рынка. Таким образом, казахстанская торговая недвижимость имеет значительный потенциал для роста.

    Информация о работе Законы спроса и предложения. Проблема рыночного равновесия