Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:03, контрольная работа
В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – "спрос" и "предложение", рыночное равновесие цен спроса и предложения, а также к чему приводят нарушения рыночного равновесия цен.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Спрос и факторы, воздействующие на спрос. Закон спроса………….....5
2. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения……..13
3. Равновесная цена…………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………………25
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Экономике
Тема №22: Спрос, предложение и рыночное равновесие
(название темы)
Омск
2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.
В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – "спрос" и "предложение", рыночное равновесие цен спроса и предложения, а также к чему приводят нарушения рыночного равновесия цен.
Участниками рынка являются покупатели
(потребители) и продавцы (производители).
Покупателями и продавцами могут
быть как отдельные люди, так и
целые фирмы, предприятия. Например,
на рынке грузовых автомобилей покупателями
могут выступать: фермеры, приобретающие
грузовые автомобили для того, чтобы
перевозить свою продукцию; отдельные
фирмы, занимающиеся перевозкой товаров
и покупающие автомобили для своей
деятельности. На рынке сельскохозяйственной
продукции продавцами могут быть
отдельные фермеры, крупные фермерские
хозяйства, магазины, реализующие
Потребители, выходя на рынок какого-либо товара, предъявляют спрос на этот товар, а производители этого товара образуют предложение товара.
На рынке
покупатели и продавцы заключают
между собой сделки, т. е. покупают
и продают товары по определенным
ценам. Таким образом, происходит взаимодействие
спроса и предложения, а результатом
такого взаимодействия являются цены,
по которым участники рынка
Продавец, представляющий интересы производителя товаров и свои собственные, стремится повысить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из "полезностного" подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к "своей" цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями (в предположении, что она существует, а существовать в нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.
В этой сложной многофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценам может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись на свободном рынке.
Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А.Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.
В данной работе рассмотрены и два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Спрос –
это совокупность товаров, которые
намерены купить субъекты данного рынка
в течение определенного
Спрос является формой выражения общественных потребностей в условиях товарного производства, причем действительных потребностей, поскольку покупатели готовы оплатить соответствующее количество товара, а это значит, что общество готово выделить необходимые ресурсы для его производства. Однако нельзя отождествлять действительные потребности общества и платежеспособный рыночный спрос.
Знание спроса имеет большое значение для товаропроизводителей, поскольку от соответствия их продукции спросу прямо зависит величина их доходов. На спрос влияет одновременно множество различных факторов, действие которых накладывается друг на друга. Изучение и прогнозирование спроса поэтому – задача не простая.
Экономическая
наука строит свое изучение спроса
вначале на выделении действия того
или другого фактора в "чистом
виде", при предположении, что
остальные факторы не меняются. А
затем пытается "наложить" действие
различных факторов друг на друга
и получить картину их совместного
воздействия на спрос. Как правило,
полученный результат не дает стопроцентного
объяснения колебаниям спроса, а имеет
большую или меньшую
Действительные потребности – это внутренняя сущность спроса. Спрос же – форма проявления действительных потребностей, более конкретная категория. Действительные потребности общества обусловливаются уровнем развития производительных сил; а спрос, как форма их проявления, зависит от огромного множества факторов.
Факторы, воздействующие на спрос:
1) цена товара;
2) цена
товаров-заменителей (
3) цена
дополняющих товаров (
4) размер дохода потребителей;
5) число потребителей;
6) психологические и субъективные факторы:
– вкусы и предпочтения потребителей;
– ожидания потребителей (например, инфляционные).
Если мы желаем приобрести автомобиль, с чего начнется наш путь к осуществлению этого желания?
Очевидно, прежде всего с анализа цен. Мы узнаем цены на разные автомобили, затем поинтересуемся ценами на автомобили данной марки вразных магазинах. Далее мы проанализируем цены на бензин, на запасные части, на ремонтные работы в автосервисе. Мы также должны подумать о покупке гаража или плате за охраняемую стоянку. Наконец, мы оценим свои доходы, с тем чтобы определить, сможем ли мы сделать эту покупку. Может оказаться, что доходы не позволят нам приобрести данный автомобиль.
Таким образом, функция спроса — это взаимосвязь между нашим желанием иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами.
Общая функция спроса может быть выражена следующим образом:
,
где Qd – объем спроса;
Px – цена данного товара;
I – доход потребителей;
PSUB – цена товаров-субститутов;
PCOM – цена товаров-комплементов;
W – ожидания потребителей;
Z – вкусы и предпочтения потребителей;
G – количество потребителей.
Таким образом, объем спроса является функцией ряда переменных. Рассмотрим некоторые из них. Он зависит, прежде всего, от цены.
Цена — это сумма денег, которую готов уплатить потребитель за определенное количество товара. Следует, однако, заметить, что в микроэкономическом анализе деньги не используются, и поэтому цена выступает здесь в своем первозданном виде — как пропорция обмена одного товара на другой.
Доход — это сумма денег, которую потребитель получил в качестве компенсации за свои трудовые усилия (зарплата наемного работника; предпринимательская (нормальная) прибыль бизнесмена, которая равна ставке банковского процента), в виде вознаграждения за предоставленный другим лицам капитал (процент) или сданную в аренду землю (рента). Очевидно, что с ростом дохода спрос потребителя будет изменяться: он будет возрастать на товары, которые потребитель высоко ценит, и снижаться на те из них, которые для потребителя менее ценны. К более полной характеристике этих товаров мы вернемся в главе, посвященной теории потребительского поведения (выбора).
Вкусы потребителей и их предпочтения оказывают огромное влияние на объем спроса. Они формируются под влиянием среды, обычаев, религии, воспитания, возраста и т. д. Например, растущий интерес к спорту в последние годы резко повысил спрос на спортивную обувь, одежду, инвентарь.
Число потребителей. Чем больше при данном уровне дохода число потребителей на рынке, тем больше объем спроса на любой товар при всякой цене.
Взаимозаменяемые товары — это такие товары, которые служат однородным целям, поэтому покупатель может выбрать среди ряда взаимозаменяемых товаров такой, который отвечает его желаниям. Как правило, заменяемость является неполной, так что покупатель по-разному относится к взаимозаменяемым товарам — они служат той же цели, но не абсолютно одинаково. Примерами взаимозаменяемости являются масло и маргарин, плащи и зонты, цыплята и индейки, дрова и уголь и т. д.
Взаимодополняемые товары — это те, которые люди (по крайней мере, иногда) желают потреблять совместно: рубашки и галстуки, штаны и подтяжки, иголки и нитки, автомобили и бензин. Труд и производственное оборудование могут быть как взаимозаменяемыми, так и взаимодополняемыми элементами затрат в зависимости от конкретной ситуации.
Два товара
определяются как взаимодополняемые
или взаимозаменяемые в зависимости
от того, как меняется спрос на один
товар с изменением цены другого.
Снижение цены одного из двух взаимозаменяемых
товаров уменьшает спрос на другой
(падение цены на кожу сокращает
спрос на мебельную обивку из кожзаменителя),
тогда как для
Таким образом, функция спроса на тот или иной товар должна включать в качестве переменной не только цену этого товара, но и цены товаров-субститутов и товаров-комплементов. Теперь допустим, что все факторы, кроме первого (цены данного товара— Рx) неизменны. Тогда объем спроса будет зависеть только от цены (Рx):
Qd = F (Px).
Каков характер этой зависимости? Допустим, потребитель хочет приобрести яблоки сорта "Джонатан" (табл.1). В зависимости от цены он купит разные их количества. Так поступают и другие потребители. Между ценой товара и его количеством, которое желают приобрести потребители, существует следующая зависимость: чем ниже цена на товар, тем больший спрос будет предъявлен на него, и, наоборот, с повышением цены количество тех, кто согласится покупать товар, будет уменьшаться. Отсюда следует, что спрос всех потребителей на яблоки "Джонатан" может быть представлен, во-первых, в виде таблицы:
Таблица 1. Соотношение цены и количества яблок сорта "Джонатан", на который предъявлен спрос
Второй способ аналитический, функция спроса задается в виде уравнения, которое может иметь следующий вид:
Третий способ изображения зависимости между ценой и количеством покупок — графический. Для построения кривой спроса на оси абсцисс отложим точки, соответствующие количеству покупаемых яблок интересующего нас сорта, а на оси ординат — соответствующие им цены. Данная кривая есть график функции спроса от цены. На рис. 1 видно, что при цене Р1 потребители согласны купить количество яблок Q1, при более низкой цене Р2 — количество Q2. Если все возможные точки, характеризующие соотношение ''цена — объем спроса", соединить, то получим кривую D которая и называется кривой спроса. Кривая спроса показывает, какое количество товара потребители купят при разных ценах. Обычно предполагается, что кривая спроса имеет отрицательный наклон. С экономической точки зрения это означает, что объем покупок обратно пропорционален уровню цены. Эта зависимость называется законом спроса. Следовательно, при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению спроса и, наоборот, рост цены ведет к снижению спроса на продукцию.
Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие